ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Если гетто возникают, значит, это кому-нибудь нужно?
Этнических гетто в Москве если еще нет в полном и окончательном виде, то уже построен, сдан, по крайней мере, фундамент. С такими темпами уже через пару лет могут быть возведены стены, через пять - закончена крыша и чистовая отделка, а в двери врежут замки, чтобы «чужие-коренные» без спроса не шлялись.
Нужно помнить, что «если гетто возникают, значит, это кому-то нужно». В 1516 году это было нужно венецианскому торговому государству, чтобы контролировать основных конкурентов - еврейское купечество. В XVII - XVIII веках иностранцы занимались организацией экспорта в Европу, поэтому в Москве существовал немецкий экстерриториальный анклав Кокуй, который исчез бесследно, как только в Европу было прорублено свое окно. В XIX веке, после множества погромов, США нехотя согласились на китайские кварталы - для хлопковой промышленности требовались дешевые рабочие руки, которые, кстати, сами и занялись своей безопасностью, скучковавшись в анклавах. После Второй мировой войны и падения системы апартеида гетто потребовались правительству США уже для своих граждан, чтобы отделить зерна от плевел - «черный» криминал от социума. В 70-х годах ФРГ нужна была рабочая сила - так появился берлинский квартал Кройцбург, где приезжие чувствовали себя комфортно.
Везде за появлением гетто и изолированных этнических анклавов стояло государство. Или, наоборот, государство с появлением таких гетто боролось. У нас дешевый и бесправный труд гастарбайтеров (хотя на поверку он уже и не так дешев) выгоден бизнесменам и чиновникам. А вот издержки несут простые граждане и государство. Для государства это даже не издержки, а прямая угроза. Но у него же есть и все инструменты для того, чтобы угрозу свести к минимуму, - визы, тесты на лояльность, депортация, штрафы, конфискация бизнеса, СЭС, пожарные, полиция. Спрашивать отдельно с ФМС за неконтролируемую миграцию и отдельно с полиции за импортную преступность - бессмысленно. Спрашивать надо, когда государство, как общий живой организм, наконец осознает, что, если насморк не начать лечить, он перейдет в воспаление легких и все может закончиться печально. В лучшем случае у нас будет «совсем как на Западе». В худшем - будем жить в чужой стране.
Дмитрий СТЕШИН