В джихад-туризме горящие путевки круглый год.
«Боец сирийской оппозиции» дагестанец Омар Ибрагимов.
Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Саид ГАФУРОВ, научный руководитель Института прикладного востоковедения и африканистики: Это приоритетная угроза
- Мы видим, что существует серьезная международная террористическая сеть с очень высокими мобилизационными способностями и боевыми качествами. Боевики «Аль-Каиды», прошедшие Ливию, Афганистан, Ирак, - это если и не лучшая пехота в мире, то по крайней мере самая удобная в использовании. В нее вдолбили базовые представления политического ислама о том, что у мусульманина нет родины. Он теряет связи со своей семьей, страной и становится членом единой всемирной уммы. Высокий уровень идеологической накачки этих бойцов делает пропагандистские методы борьбы с ними малоэффективными. Эти люди могут быть с легкостью переброшены в любую часть света, которую мусульманские теологи объявят территорией борьбы. А мобилизационный потенциал, учитывая спонсорство отдельных исламских монархий, у них безграничный. К ним примыкают не только моджахеды из Афганистана, но и наемники из республик нашей Средней Азии.
Новая тенденция - джихадисты из Европы. Мы склонны неоправданно завышать уровень жизни обездоленных на Западе. А это люди, которые отторжены от общества, у них нет уверенности в завтрашнем дне и будущего. Мусульмане - в большей степени потомки иммигрантов, которые варятся в своих гетто. Насилие, агрессивность здесь входят в привычку. Это все находит применение в «священной войне».
Призывникам Асада с хорошо обученными боевиками воевать, конечно, сложно. Но можно - с учетом организации современных вооруженных сил. Если правительственные войска начнут одерживать верх, эти террористы не расползутся. Они будут организованно вывезены и отпущены «в запас». До следующей заварухи. И, к сожалению, есть опасность, что произойти она может в мусульманских регионах России. И не обязательно на Северном Кавказе, а возможно, даже и в Поволжье. Эта угроза должна рассматриваться как приоритетная. Радует, что у нас наконец осознали полезность профилактики против организаций, потенциально способных вести джихад против России. Классический пример - «Хизб-ут-Тахрир». Нам не нужно дожидаться, пока они поднимут восстание, как в Узбекистане. И, судя по действиям наших правоохранителей, у силовиков это понимание присутствует.