https://zen.yandex.ru/media/prostouchil … 39d3e28ced
Просто училка
Что такое "недочтение", почему сейчас школьникам трудно читать и чем это плохо для нас с вами
Это не совсем научный термин. Им пользовались преподаватели в педагогическом институте, когда рассказывали нам, студентам, о неполном формировании различных навыков.
"Недочтение" – это неполно сформировавшийся навык чтения.
Проще говоря, когда ваш ребёнок почти хорошо читает. Такой неполный навык формируется у ребёнка, если пропустить момент перехода вашего ученика на качественно другой уровень владения каким-либо навыком (условно – чтением).
Как увидеть момент перехода на новый уровень владения навыком?
Расскажу на примере. Я репетитор, ко мне пришёл ребёнок, который плохо читает. Мы начинаем занятия:
Первый урок. Хорошо. приступаем к занятию, делаем упражнения, читаем.
Второй урок. Лучше. Читаем чётче, почти не ошибаемся.
Третье занятие. Шикарно! Всё получается! Почти чисто читаем! Успех!
Четвёртое занятие. Ничего не понимаем, надоело всё. Чтение бесит, учитель раздражает. Провал полный. Даже по слогам не получается!
(Список занятий условный, провал может наступить и на пятом (и т. д.) занятиях)
И такой спад усвоения материала объясним. Наш ученик переходит на другой уровень. Он вот-вот научится читать хорошо! Только чтобы перескочить, потребуется усилие. Это как подъём по лестнице с пологими ступеньками: рано или поздно придётся поднять ногу и перенести тело на следующую ступеньку.
Уроки 10 и 11 отражают трудности при усвоении материала.
Ребята учатся читать в 1-4 классах. Закрепление навыка требует ещё пары лет. То есть, к седьмому классу вопрос о чтении уже не поднимается, это в идеале. И я не сомневаюсь, в школе педагоги знают об этих сложностях. Но там сейчас внимание уделено не столько обучению, сколько контролю за знаниями. На одни проверочные работы (ВПР, РДР, НИКО, и т. д.) надо выделить много учебных часов, которые могли бы пойти на формирование того или иного навыка. Не успевают учителя выполнять свои функции. И мы получаем результат:
Сейчас ОГЭ (финальный экзамен в девятом классе) по русскому языку состоит из двух частей: устной и письменной. А на устной части, помимо других видов опроса, надо читать вслух.
В девятом классе читать вслух! Это же техника чтения!
То есть, предполагается, что не все это умеют, раз этот навык проверяется. И действительно, я готовила девятиклассниц к устной части экзамена. И столкнулась как раз с "недочтением"! Девятиклассники довольно плохо читают!
Почему неполное формирование навыка – это плохо?
А у мозга свои представления на этот счёт, я думаю. Раз можно почти читать, то и почти считать – тоже сойдёт. И почти уметь – ну, пусть будет. В результате получим "недоспециалиста", к примеру, "недомедика". Мы ведь этого не хотим, правда?
Подводя итог, попрошу у читателей-родителей. Друзья мои, если вы занимаетесь с ребёнком самостоятельно, если он в какой-то момент закапризничал и работа по предмету встала, знайте: вы с учеником переходите на следующую ступеньку в развитии.
Не пугайтесь, идите дальше! Постарайтесь на этом этапе не бросить, а напротив, удвойте усилия, ни в коем случае не меняйте тему! Уговорами, хитростью, сделкой (ты – мне, я – тебе), убеждениями и объяснениями, но не бросайте! Всё пройдёт через пару уроков, зато навык будет сформирован крепко и навсегда.
Когда я писала "почти научился читать" – это тоже была условность, удобная мне для формирования образа. Умение делать что-либо состоит из множества таких ступенек. Уместнее было бы написать: "Научился читать по слогам двусложные существительные с закрытым слогом". Но мы же с вами не на уроке методики)
Друзья! Если вы с вашими ребятами сейчас на этапе перехода, пишите обязательно: ситуацию, поведение ребёнка, предмет. Постараюсь помочь советом.
И ещё, у меня к вам просьба. Я заканчивала школу в девяностые. Технику чтения в 1-4 классах я помню, технику чтения в восьмом классе – наотрез не помню! В интернете эту информацию я тоже не нашла, вроде, не было такого. Помогите разобраться: была ли техника чтения у нас с вами в восьмом (сейчас – в девятом) классе?
====-------======-----=====-------======------======-------======-----=====
https://zen.yandex.ru/media/mojashkola/ … 3a7abb70d2
Жизнь обычной школы
Учитель из 80-х поработал в современной школе и увидел 10 отличий нынешних школьников от учеников прошлого
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Спасибо, что заглянули на огонек. А вы перестали читать обычные газеты и журналы? Только Интернет "листаете"? Или все-таки не отказались от бумажных версий новостных изданий? Вот я люблю пробежаться по реальной газетке, и иногда наталкиваюсь на занимательные статьи, о содержании которых хочется с вами поделиться. Тем более они касаются жизни обычной школы.
Наткнулся я в ежедневнике "Комсомольская правда" на огромную статью, в основе которой лежат впечатления учителя истории Игоря Николаевича Гусева, который после большого перерыва (работал в школе с 86 по 94 гг.) попал в наше современное школьное болотце и выделил для себя (и поделился с нами через КП) 10 явных отличий современных детей от школьников восьмидесятых годов! Пробежимся по впечатлениям учителя из 80-х? 😉
1. Много полных школьников, особенно школьниц. Хммм. Может быть, у меня такая школа, что среди детей нет такой проблемы. Некоторым бы наоборот - покушать побольше. Ну, два-три пухляка бегают по коридорам, и то - в начальной школе. В городских школах, видимо, больше тучных деток. Мы все-таки в деревне живем, у нас еще не совсем пропали "Казаки-разбойники" и бегалки-прыгалки.
2. Современные дети быстро утомляются! Это факт! Через десять минут начинают уже отвлекаться и заниматься, чем угодно, только не учебной работой. От учителя требуют заинтересовать ребенка, но остается только в клоуна нарядиться, да и это не задержит долго внимание современного школьника
3. Современные дети усваивают много информации, но она не нужна для жизни. Тут тоже соглашусь! Мне семиклассники могут с упоением рассказывать о том, как какая-то инстазвезда ела лапшу и набрала на этом видео миллионы лайков, но что такое плуг и амбар, и из чего эту самую лапшу делают они могут не знать.
4. Дети совершенно не читают. Я бы вывел эту проблему на первое место! Прочитать параграф из учебника уже проблема. Казалось бы, вот вам интернет, миллиарды книг, читайте в привычном для вас электронном формате... Нет! Мы в библиотеку ходили (до сих пор это делаю), книжками делились, обменивались, а им это совершенно не нужно!
5. Дети прагматичны. И такая беда есть. Учиться - это вторично! На первом месте подработка, поиск выгоды. Нет фантазеров и романтиков с горящими глазами. Согласны?
6. "Хулиганы" тогда и сейчас. Наш коллега говорит о том, что "хулиганы" раньше были школьники со своим личным мнением, которые отстаивали мнение, спорили. Были настоящими лидерами. А нынешние нарушители спокойствия совершают шалости просто так, по приколу, и особого, своего, мнения у них нет.
7. Современные дети с крайне низкой мотивацией к обучению. Еще один факт! Его мы уже принимаем, как должное. Собираем конференции, проводим совещания по вопросам повышения мотивации учеников, но все становится только хуже!
8. Современные школьники "качают права". Ой, еще как "качают", а родители им помогают 😁. Жаль, что они забыли про свои обязанности!
9. Неряшливость и полное отсутствие брезгливости. Нашего коллегу удивило то, что школьники могут просто так сесть на полу, даже прилечь, кинуть сменку в портфель, туда же засунуть физкультурную форму, поменяться одеждой... Это наблюдение оставлю без комментария, возможно, встречался с этим, но запамятовал. Может быть, это особенность городских школ, такое европейское поведение? 😉
10. Современным школьникам довелось учиться в непростое время. Скорее не отличие, а красивое послесловие от нашего коллеги. Учитель говорит, что и современных детей можно учить и получать от этого хорошие результаты. Только современным учителям этого просто не дают!
Согласитесь с нашим коллегой, которому довелось на короткое время вернуться на учительский стол? Удачи вам и добра, до скорых встреч!
Отредактировано Zlata (28-09-2021 02:37:34)