http://www.za-nauku.ru/index.php?option … ;Itemid=39
В.П.Даниленко. Западнизация, американизация, глобализация (сценарий Александра Зиновьева)
Автор - публикатор
28.02.2015 г.
Александр Александрович Зиновьев (1922-2006) прожил необычную жизнь. Он вспоминал: «Я... родился в 1922 году, вырос на идеалах коммунизма. Я не был никогда апологетом того общественного устройства, какое складывалось в России после 1917 года. Но я рос в нём, усваивал его лучшие идеалы, делал из себя человека, которого можно назвать идеальным или психологическим коммунистом. Идеальным коммунистом мы считали тогда человека, живущего и трудящегося во имя интересов коллектива и всей страны, готового жертвовать ради своего народа всем личным, довольствующегося малым, не стремившегося к собственности и карьере и т. д.» (Википедия. Зиновьев Александр Александрович).
В Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ) он поступил в 1939 г. Между прочим, именно в этом году МИФЛИ окончил А.Т.Твардовский. Но А.А.Зиновьеву его окончить не удалось. Дело тут не только в том, что этому помешала война, но и в том, что он стал антисталинистом. Дело дошло сначала до психиатрической экспертизы и отчисления из комсомола, а потом и до Лубянки, откуда он сбежал и жил по подложным документам. В 1940 г. добровольцем ушёл в Красную армию. Во время войны был пехотинцем, танкистом и лётчиком (имел 31 боевой вылет). Получил несколько боевых наград и окончил войну в 1945 г. в Берлине.
С 1946 г. А.А.Зиновьев учится в МГУ на философском факультете сначала в качестве студента, а затем – аспиранта. В 1954 г. он защищает кандидатскую диссертацию по теме «Метод восхождения от абстрактного к конкретному», а в следующем году становится научным сотрудником Института философии, где он проработал до 1976 г. (больше 20 лет). В 1960 (ему 38 лет) защищает докторскую диссертацию о логике «Капитала» Карла Маркса.
В 1976 г. в Швейцарии выходит в свет его книга «Зияющие высоты», где он в юмористическом духе описывает жизнь в СССР. Книга была признана антисоветской. Его увольняют с работы. В августе 1978 г. он был вынужден с семьёй покинуть СССР и переехать в ФРГ. Двадцать один год он жил и работал в Мюнхене (до июля 1999 г.). С 1999 г. – в Москве, где его встретили как знаменитого диссидента, но сам он себя никогда к диссидентам не причислял.
А.А.Зиновьеву принадлежит множество трудов, однако наибольшую известность приобрела его книга «Запад. Феномен западнизма» (1993), куда в издании 2007 г. был помещён также его очерк «Великий эволюционный перелом» (1999), в котором он подводит итог не только книге «Запад», но также и другим книгам о Западе – «Мы и Запад» (1981), «Ни свободы, ни равенства, ни братства» (1982), «Гомо советикус» (1982), «Пра беллум» (1987), «Исповедь отщепенца» (1990) и др. Этот очерк можно рассматривать как квинтэссенцию его политологической концепции. Важнейшее место в ней занимает его сценарий будущего века.
Всю человеческую историю А.А.Зиновьев поделил на три эволюционных эпохи – предобщества, общества и сверхобщества. В основе этого деления лежит отношение к го-сударственности. В предобществе она лишь начинает формироваться, в обществе она приобретает развитую форму, а в сверхобществе она начинает превращаться в сверхгосу-дарственность.
Если в обществе мы имеем дело со строгими границами между различными госу-дарствами, то в сверхобществе появляется тенденция к стиранию этих границ. Западная цивилизация после победы в холодной войне с СССР всё больше и больше начинает осу-ществлять политику глобализации. Она направлена в конечном счёте на уничтожение границ между государствами.
Термины западнизация (вестернизация), американизация и глобализация А.А.Зиновьев рассматривает как синонимы. Он писал: «Эволюционный процесс человечества принял такой вид, который характеризуется в целом понятиями “западнизация”, “американизация” и “глобализация”. Все эти понятия обозначают один и тот же процесс, лишь рассматриваемый с различных точек зрения. Этот процесс является в реальности покорением всего человечества западным миром как единым целым. С этой точки зрения он может быть назван процессом западнизации человечества. Поскольку в западном мире доминируют США, поскольку они распоряжаются большинством ресурсов Запада и планеты, этот процесс может быть назван американизацией человечества. Поскольку над США и над всеми западными странами господствуют сверхобщественные явления, объединяющиеся в той или иной мере в общезападном сверхобществе, зоной активности которого становится вся планета, этот процесс может быть назван глобализацией человечества. Этот процесс ещё только начался. Им будет заполнена вся история человечества в XXI веке. Похоже на то, что это будет история, которая по своей трагичности намного превзойдет все трагедии прошлого» (Зиновьев А.А. Запад. М.: Алгоритм, 2007. С.507).
Какова цель западной (американской) глобализации? Мы находим у А.А.Зиновьева несколько её формулировок. Вот три из них:
1. «…занять господствующее положение на планете, организовать всё человечество в своих конкретных интересах, а отнюдь не в интересах некоего абстрактного человече-ства. Мировая экономика есть прежде всего завоевание планеты транснациональными компаниями Запада, причём в интересах этих компаний, а не в интересах прочих народов планеты» (там же. 499).
2. «… в навязывании незападным народам и странам социального строя, экономики, по-литической системы, идеологии, культуры и образа жизни, подобных таковым (или имитирующих таковые), что существуют в западных странах» (там же. С.503).
3. «…западнизация (в рассматриваемом здесь смысле!) имеет реальной целью довести намеченные жертвы до такого состояния, чтобы они потеряли способность к самостоятельному существованию и развитию, включить их в сферу влияния и эксплуатации западных стран, присоединить их к западному миру не в роли равноправных и равно-мощных партнёров, а в роли зоны колонизации» (там же).
Какими же средствами достигается эта цель?
1. «Именно она (сверхвласть. – В.Д.) правит человечеством в наше время, а не какая-то небольшая кучка богатеев. Она включает в себя, конечно, денежный механизм запад-ного мира и использует его как средство управления Западом и прочим человечеством. Но для управления одним Западом, в котором живёт до миллиарда человек, этого мало. А для удержания под своим контролем около пяти (теперь – шести. – В.Д.) миллиардов прочего человечества – тем более. Нужны мощные вооруженные силы, политический аппарат, секретные службы, средства массовой информации. Нужно иметь возможность распоряжаться ресурсами «национальных государств» Запада, принуждая к этому систему власти и управления их» (там же. С.502).
2. «В этом аспекте все западные страны, включая США, являются ареной деятельности этого глобального монстра. Верхушка его находится в США. Последние суть главная резиденция этого “мирового правительства”, поставщик мировых вооружённых поли-цейских сил, место расположения “штабов” для управления различными рычагами мировой власти, кузница командных, карательных и идеологических кадров и исполнителей воли хозяев планеты. Но подразделения его имеются во всех частях западного мира и других частях человечества, уже находящегося в зоне его влияния и контроля» (там же).
3. «Идеологически и в пропаганде это (западнизация. – В.Д.) изображается как гуманная, бескорыстная и освободительная миссия Запада, который при этом изображается средоточием всех мыслимых добродетелей. Мы свободны, богаты и счастливы, – так или иначе внушает западная идеология и пропаганда западнизируемым народам, – и мы хотим помочь вам стать такими же свободными, богатыми и счастливыми, как мы. Но для этого вы должны сделать у себя, в своих странах, то, что мы вам посоветуем» (там же. С.503).
4. «Западнизация не исключает добровольность со стороны западнизируемой страны и даже страстное желание пойти этим путём. Запад именно к этому и стремится, чтобы намеченная жертва сама полезла ему в пасть да ещё при этом испытывала бы благо-дарность. Для этого и существует мощная система соблазнов и идеологическая обра-ботка. Но при всех обстоятельствах западнизация есть активная операция со стороны Запада, не исключающая и насилие. Добровольность со стороны западнизируемой страны ещё не означает, что всё население её единодушно принимает этот путь своей эволюции. Внутри страны происходит борьба между различными категориями граждан за и против западнизации» (там же. С.504).
5. «Колониальная демократия не есть результат естественной эволюции данной страны в силу её внутренних условий и закономерностей её исторически сложившегося соци-ально-политического строя. Она есть нечто искусственное, навязанное этой стране извне и вопреки её исторически сложившимся возможностям и тенденциям эволюции. Она поддерживается мерами колониализма. При этом колонизируемая страна вырывается из её прежних международных связей. Это достигается путём разрушения блоков стран, а также путём дезинтеграции больших стран, как это имело место с советским блоком, Советским Союзом и Югославией. Иногда это делается как освобождение данного народа от гнёта со стороны других народов. Но чаще и главным образом идея освобождения и национальной независимости есть идеологическое средство манипулирования людьми» (там же. С.505).
6. «Была разработана также и тактика западнизации. В неё вошли меры такого рода. Дискредитировать все основные атрибуты общественного устройства страны, которую предстоит западнизировать. Дестабилизировать её. Способствовать кризису экономики, государственного аппарата и идеологии. Раскалывать население страны на враждующие группы, атомизировать её, поддерживать любые оппозиционные движения, подкупать интеллектуальную элиту и привилегированные слои. Одновременно вести пропаганду достоинств западного образа жизни. Возбуждать у населения западнизируемой страны зависть к западному изобилию. Создавать иллюзию, будто это изобилие достижимо и для них в кратчайшие сроки, если их страна встанет на путь преобразований по западным образцам. Заражать их пороками западного общества, изображая пороки как добродетели, как проявление подлинной свободы личности. Оказывать экономическую помощь западнизируемой страны в той мере, в какой это способствует разрушению её экономики, порождает параз
итизм в стране и создаёт Западу репутацию бескорыстного спасителя западнизируемой страны от язв её прежнего образа жизни» (там же).
Возможен ли альтернативный, неглобализационный, сценарий будущего? После уничтожения СССР А.А.Зиновьев по существу исключает такой сценарий. Он писал: «После Второй мировой войны на планете сложились два лагеря или мира – коммунистический и западнистский (западный). Они стали “точками роста” в эволюции человечества. Между ними шла непримиримая борьба за роль лидеров мирового эволюционного процесса и за мировую гегемонию. Эта борьба образовала основное содержание социальной жизни человечества в XX веке, особенно во второй его половине. Ещё не так давно на роль лидера мировой истории претендовал коммунистический мир, возглавлявшийся Советским Союзом. И не без оснований. Лозунг “Да здравствует коммунизм – светлое будущее человечества!” выглядел совсем не утопически. Огромная часть человечества верила в то, что дни западнизма (капитализма) сочтены и что будущее принадлежит коммунизму. После победы Запада в “холодной войне” против советского блока положение в мире коренным образом изменилось. Историческую инициативу и лидерство в эволюционном процессе на планете захватил западный мир, возглавляемый США. Западнистский вариант эволюции человечества стал выглядеть как более перспективный, чем вариант коммунистический. Убеждение, что будущее человечества – не коммунизм, а западнизм (причём в американском варианте, как американизм), стало центральной идеей западнистской идеологии.
Победоносное (для Запада) окончание “холодной войны”, распад советского коммунистического блока и Советского Союза, крах советского коммунизма и превращение США в единственную сверхдержаву планеты, безраздельно доминирующую над западным миром и, опираясь на его мощь, определяющую характер социальной эволюции всего человечества, можно считать решающим пунктом эволюционного перелома, о котором идёт речь» (там же. С.469).
А дальше он поясняет, по каким линиям идёт «великий эволюционный перелом»: «Этот перелом идёт по трём линиям (в трёх аспектах и на трёх уровнях) одновременно: 1) образования человейников более высокого уровня социальной организации, чем западни-стские общества, – сверхобществ западнистского типа; 2) интеграции западных сверхоб-ществ в единое целое, которое по отношению к западной цивилизации выступает как за-паднистская сверхцивилизация; 3) установления мирового порядка под эгидой западного мира и объединения человечества в единый глобальный человейник на основе западниз-ма.
Упомянутые линии суть стороны единого мирового процесса. Эволюция западной цивилизации, порождая сверхобщества, вынуждает их на объединение в сверхцивилиза-цию. Последняя со своей стороны способствует образованию и развитию сверхобществ и даже вынуждает западные страны становиться на этот путь в интересах их выживания на достигнутом ими жизненном уровне. И та же необходимость вынуждает западный мир на борьбу за господство над прочим человечеством. Запад стремится к объединению челове-чества в единый глобальный человейник не ради каких-то абстрактных идеалов, а как к необходимому средству формирования и выживания западной сверхцивилизации. Для выживания на достигнутом ею уровне ей необходима вся планета как среда существова-ния, необходимы все ресурсы человечества» (там же. С.469-470).
Высшая цель западнизации – колонизация незападных стран. До какого состояния они должны быть доведены?
«Колонизируемая страна во всех отношениях доводится до такого состояния, что становится неспособной на самостоятельное существование. В военном отношении она демилитаризируется настолько, что ни о каком её сопротивлении и речи быть не может. Вооруженные силы выполняют роль сдерживания протестов населения и подавления воз-можных бунтов. До жалкого уровня низводится национальная культура. Место её занима-ет культура, а скорее – псевдокультура западнизма. Массам населения предоставляется суррогат демократии в виде распущенности, ослабленного контроля со стороны власти, доступные развлечения, предоставленность самим себе, система ценностей, избавляющая людей от усилий над собой и моральных ограничений» (там же. С.506).
А.А.Зиновьев, таким образом, изобразил весьма пессимистический сценарий будущего. Он ушёл из этого мира в уверенности, что будущее человечество обречено на западнизацию. Он писал: «Западнизация планеты ведёт к тому, что в мире не остаётся никаких “точек роста”, из которых могло бы вырасти что-то, способное к новой форме эволюции, отличной от эволюции на базе западнизма. Запад, завоёвывая мир для себя, истребляет все возможные конкурентоспособные зародыши эволюции иного рода» (там же. С.506).
_________________________
Валерий Петрович Даниленко, профессор Московского государственного лингвистического университета.
См. также наши другие публикации по теме:
.Александр Зиновьев. Постсоветизм
Александр Зиновьев: демократия покидает Запад
Александр Зиновьев: Запад-Россия: управляемая катастрофа
Александр Зиновьев. Русская трагедия. - Главы из книги. Ч.1 2002
Документальное расследование. Александр Зиновьев. Фильм
•Движение за возрождение отечественной науки
•Скончался выдающийся физик-теоретик, экс-ректор МГУ Анатолий Логунов
•«Светлая личность - «без белых одежд»: Кто такой Немцов? - Фильм
•В.М. Ковалёв. Лжегуманность – составная часть геноцида
•Немцов как Боинг
•Википедия сообщила об убийстве Немцова за 2 часа до самого убийства
•Шок для Европы (Части 1-2)
•Письма в редакцию сайта о телепрограмме «Детский голос»
•В.П.Даниленко. Западнизация, американизация, глобализация (сценарий Александра Зиновьева)
•Пенсионный возраст, сепаратизм, кастовое общество и ЧВК
Отредактировано Zlata (03-03-2015 03:17:48)