Возмездие неотвратимо: что будет делать Россия в ответ на воздушную атаку Турции
Удар в спину
Российские военные прекратят все контакты с турецкой стороной, подтянут ближе к восточным берегам Средиземного моря гвардейский ракетный крейсер «Москва», находившийся в соседней акватории более двух месяцев и оснащенный мощной системой противовоздушной обороны, а также обеспечат вылеты наших бомбардировщиков и штурмовиков только в сопровождении самолетов истребительной авиации. Об этом сообщил на брифинге в Минобороны России начальник Главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ – заместитель начальника Генштаба генерал-лейтенант Сергей Рудской.
Такое жесткое заявление российских военных связано с трагическим инцидентом, произошедшим в небе над Сирией, когда истребитель турецких ВВС F-16 сбил фронтовой бомбардировщик Су-24 российских ВКС, возвращавшийся с боевого задания по нанесению бомбо-штурмового удара по позициям террористической группировки ИГИЛ (запрещена в России). Как подчеркивают в российском Минобороны, поражение было нанесено ракетой ближнего радиуса действия с тепловой головкой самонаведения.
Турецкая сторона объяснила свои действия необходимостью ответа на «вторжение» российского самолета в воздушное пространство своей страны. Однако российский Генштаб привел убедительные данные о том, что, во-первых, удар по самолету был нанесен в небе над Сирией, а значит, никакого нарушения границ не было, а, во-вторых, что летчики не получали полагавшегося в таком случае предупреждения, хотя турецкая сторона сообщает о целом ряде подобных попыток.
Генерал Рудской (на посту начальника ГОУ он сменил генерал-полковника Андрея Картаполова, назначенного не так давно командующим войсками Западного военного округа) назвал случившееся «грубейшим нарушением норм международного права с самыми тяжелыми последствиями», а также связал все произошедшее с прямым нарушением Меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов в Сирийской Арабской Республике, заключенного с США и распространяющегося на все страны коалиции, включая Турцию.
Око за око
Событием, выходящим за рамки борьбы с терроризмом, ударом в спину, нанесенным пособниками террористов, назвал произошедшее в небе над Сирией Президент России Владимир Путин. Он подчеркнул: российский самолет и российские летчики не угрожали Турецкой республике, они участвовали в операции против ИГИЛ в Латакии, где, к слову, в основном базируются боевики из России. Владимир Путин убежден: инцидент будет иметь серьезное влияние на российско-турецкие отношения.
«Я понимаю, что у всех стран есть региональные интересы, мы к ним относимся с уважением, но мы не потерпим, чтобы совершались такие преступления, и рассчитываем на то, что международное сообщество найдет силы, чтобы объединиться в борьбе с терроризмом», - резюмировал президент РФ.
Российские эксперты солидарны во мнении, что поступок Турции считается прямым нарушением международных норм, недружественным актом по отношению к нашей стране и ее военным, выполняющим важную задачу по ликвидации объектов крупнейшего террористического объединения. Так, специалист-востоковед, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров в эксклюзивном интервью «Звезде» отметил, что Турция давно готовила эту провокацию. В частности, сейчас эта страна планирует ввести в буферную зону на границу своей страны с Сирией семитысячную группировку местных туркмен – туркуманов.
«Это не просто крупные силы, это люди, которые подготовлены турецкими специалистами, - подчеркивает эксперт. - Кроме того, в рядах формирований туркуманов присутствуют и действующие офицеры турецкой армии».
Эксперт также обращает внимание на усиление базы ВВС США «Инджирлик», которая используется совместно военной авиацией США и Турции. Сейчас там базируются истребители-перехватчики F-15, вооруженные ракетами класса «воздух-воздух». По мнению эксперта, такие силы необходимы именно для уничтожения российских и сирийских самолетов, ведь у ИГИЛ своей военной авиации нет.
В том, что Турция совершенно сознательно сбила российский самолет, уверен бывший начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Юрий Балуевский. Как считает генерал, это был предсказуемый ответ турецкой стороны, так как российские ВКС в ходе антитеррористической операции ударили по самому больному: перекрыли кислород в плане дешевой нефти, которая шла из Сирии в Турцию.
По мнению Юрия Балуевского, сейчас необходимо, руководствуясь 51-й статьей Устава ООН (право на самооборону) применить оружие против тех, кто, по сути, посягнул на суверенитет России, на конкретных российских граждан, на наших летчиков.
А российский военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, прямо заявил в своем Twitter:
«Турция ответит за удар в спину России, я в этом абсолютно убежден. Террористы, расстрелявшие в воздухе российских летчиков, подлежат уничтожению. Будет ракетный удар возмездия, и кое-что еще. Ждите!»
– подчеркнул в своей записи Игорь Коротченко.
Под защитой «Форта»
О том, какие конкретно шаги может предпринять Россия в плане противодействия инцидентам, подобным 24 ноября, пока кроме генерала Сергея Рудского никто не говорит. Кстати, сегодня в Москве состоится очередное заседание Коллегии Минобороны России: возможно, что его частью станет обсуждение мер, необходимых для обеспечения безопасности российской военной группировки в Сирии.
Но и тех мер, которые были озвучены начальником ГОУ, на данном этапе, вероятно, может вполне хватить.
Так, сопровождение самолетов штурмовой и бомбардировочной авиации Су-25 и Су-24СМ (именно они в настоящее время выполняют боевые задачи с аэродрома «Хмеймим») будет теперь проходить в сопровождении истребителей.
По всей видимости, на первых порах эти задачи могут выполнять многоцелевые истребители-бомбардировщики Су-34, уже включенные в состав российской авиационной группировки в Сирии.
Известно, что этот самолет (по ряду показателей он считается лучшим в мире) оснащен суперсовременной системой обнаружения целей, в том числе воздушных, а самое главное, он может снаряжаться широкой номенклатурой бортового вооружения, размещаемого сразу на 12 точках подвески, в числе которых – и управляемые ракеты «воздух-воздух».
Если же говорить о возможностях сил ПВО ракетного крейсера «Москва», представленных зенитным ракетным комплексом морского базирования «Форт» с установкой вертикального пуска, то перспективы любой воздушной цели, попавшей в поле зрения этого ЗРК, представляются крайне печальными. «Форт» способен поражать объекты, летящие на высотах от 20 метров и до 27 километров, на дальностях свыше 150 километров и на скоростях до 3 тысяч километров в час. Максимальная скорость того же F-16 едва дотягивает до 2,5 тысяч км в час. 64 ракеты, которые имеются на борту крейсера(8 пусковых установок по 8 ракет), масса боевой части каждой из которых составляет 180 килограммов, способны обеспечить абсолютный контроль воздушной обстановки как в небе в районе Латакии, где встал на рейде российский крейсер, так и по всей зоне выполнения задач российской авиацией.
Ошибки, которые не прощают…
Реакция в мире на трагедию в небе над Сирией оказалась по традиции неоднозначной. Естественно, что турецкая сторона сразу же поспешила оправдать свои действия. В частности, премьер Ахмет Давутоглу заявил, что «его страна имеет право на любые меры для защиты воздушного пространства». Он также подчеркнул, что «Турция не будет колебаться перед решением, предпринимать ли необходимые меры, чтобы защитить национальную безопасность страны».
О том, что ВВС Турции действовали в рамках правил реагирования на угрозы, заявил и турецкий президент Тайип Эрдоган. Он отметил, что «неопознанный военный самолет вторгся в наше воздушное пространство, в течение пяти минут ему было сделано десять предупреждений, но нарушение продолжилось».
«В рамках принятых и объявленных нами ранее правил реагирования на угрозы было предпринято вмешательство», - сказал Эрдоган после специально созванного заседания Совета безопасности Турции.
К слову, по данным объективного контроля, которые начальник ГОУ ГШ ВС РФ генерал Сергей Рудской также привел на своем брифинге, российский самолет границу с Турцией не пересекал. Более того - по сведениям радиолокационной разведки аэродрома Хмеймим был отмечен факт нарушения воздушного пространства как раз Сирии атакующим самолетом ВВС Турции. Стоит сказать, что не выдерживает никакой критики и тезис Эрдогана о нескольких минутах, в течение которых российскому самолету якобы делались предупреждения. Даже если бы нарушение турецкого воздушного пространства и имело место, то по времени оно не превысило бы и… нескольких секунд. Дело в том, что территория Турции, где произошел инцидент, буквально «врезается» в данном месте небольшим коридором в Сирию. Уже подсчитано, что любой самолет, а тем более военный, идущий на значительной высоте и крейсерской скорости, пролетает над этим участком за секунды. Как за это время турецкие ВВС могли успеть сделать «несколько предупреждений», после чего поднять в небо свой F-16 – непонятно. Стоит также сказать, что именно здесь производится заход самолетов на посадку на базу «Хмеймим». С учетом розы ветров он осуществляется именно со стороны турецкой границы, и силы ВВС Турции не могли не знать этого чисто технического фактора …
Тем не менее, действия турецкой стороны поддержали ряд западных лидеров.
Так, президент США Барак Обама подчеркнул, что «Турция, как и любая страна, имеет право защищать свою территорию и воздушное пространство».
О нарушении воздушного пространства Турции российским Су-24 заявил и Совет НАТО, члены которого провели внеочередное заседание, созванное по инициативе турецкой стороны. Правда, лидер альянса Йенс Столтенберг призвал к спокойствию и деэскалации в контактах между Москвой и Анкарой по данному инциденту.
А вот бывший замначальника штаба ВВС США генерал-лейтенант Том Макинерни заявил, что «Турция совершила очень серьезную ошибку, сбив российский Су-24».
«Данный самолет не совершал маневров, чтобы атаковать территорию», - отметил генерал. Интересно, что некоторые американские СМИ распространили сведения о наличии четкой информации о том, что российский самолет действительно не вторгался в границы Турции. Об этом, в частности, свидетельствует тепловой след, оставленный Су-24, зафиксированный американскими средствами наблюдения.