Мусорный полигон на месте Курьяновского леса.
https://dzen.ru/video/watch/64671e7b1a9 … 5171a?t=22
https://pavel-pashkov.com/2023/05/30/poisonous/
Павел Пашков Писатель. Исследователь. Путешественник.
ОСТАНОВИТЕ ЭКОЦИД!
Главная
Статьи
От автора
Книги
Проекты
Принять участие
Контакты
Расследование: какой химией заливают пожары в Русской Тайге?
АВТОР Павел Пашков
ОПУБЛИКОВАНО 30.05.2023
Я, честно говоря, просто сам в шоке! Сам не знал, что при тушении лесных пожаров используются химические вещества в огромном количестве!
И эти вещества ТОКСИЧНЫ ДЛЯ ЭКОСИСТЕМ!
ПОЖАРЫ ТУШИМ – ПОСЛЕДНЮЮ ЖИВНОСТЬ ЯДАМИ «ГЛУШИМ»?!
Так, что ли, получается?!
Сейчас у нас опять начался сезон катастрофических лесных пожаров! Из года в года масштабы растут, миллионы гектар Русской Тайги сгорают дотла. И мы с вами должны понимать, что именно происходит и какой удар наносит человек по дикой природе.
Я хочу провести для вас небольшое расследование о том, какими химикатами заливают власти наши леса, пытаясь «бороться со стихией». И чем опасные эти вещества для дикой природы! Об этом сейчас не говорит вообще никто, игнорируются элементарные вещи, о которых должен знать каждый.
Потому что если удар приходит по дикой природе, значит он приходит и по каждому из нас! Страдают биогеоценозы Русской Тайги – страдаем мы и наши дети.
ПРОПИТАНЫ НАСКВОЗЬ
Университет Гриффита в Австралии в этом году опубликовал исследование, показывающее, что химикаты для борьбы с лесными пожарами подавляют развитие лягушек.
Исследование показало, что химикаты для борьбы с лесными пожарами, обычно преподносимые как «экологически чистые», могут серьезно повлиять на развитие лягушек. И, вероятно, именно с ними связано катастрофическое сокращение популяций земноводных.
В исследовании, опубликованном в “Водной токсикологии”, оценивались два химических вещества, Phos-Chek LC95W и BlazeTamer380, используемые во всем мире в качестве альтернативы пенам для пожаротушения, содержащим пер- и поли-фторалкильные вещества (PFASs), последнее из которых доказано оказывает пагубное воздействие на окружающую среду, воздействуя на дикую природу даже спустя десятилетия после их использования.
«Хотя многие современные химикаты для борьбы с пожарами являются усовершенствованием прошлых составов, содержащих PFASs, было проведено очень мало исследований. Поэтому у нас нет хорошего понимания их воздействия на окружающую среду, особенно на чувствительные виды лягушек», – говорит экотоксиколог доктор Шанталь Ланктот из исследовательской группы по токсикологии Австралийского института рек. – «Это исследование показывает, что сток или случайное попадание этих химикатов в небольшие водные пути может иметь значительные последствия для роста лягушек, ухудшая развитие головастиков полосатой болотной лягушки и даже приводя к гибели».
– «Поскольку глобальные лесные пожары становятся все более частыми и серьезными из-за более теплых и сухих условий, растет спрос на агрессивные и эффективные методы борьбы с лесными пожарами с использованием противопожарных химикатов для подавления и прекращения распространения пожаров».
В Австралии в результате недавних беспрецедентных лесных пожаров, которые австралийские СМИ назвали даже “Черным летом”, полностью сгорели все основные объекты Всемирного наследия ООН на австралийском континенте. И противопожарные химикаты были применены в нетронутой окружающей среде заповедников. Которая является средой обитания и местом размножения многих редких видов лягушек. Поскольку популяция многих австралийских лягушек сокращается, и мало что известно о том, как пожаротушащие химикаты воздействуют на виды, находящиеся в зоне риска, это исследование оценивает риски, связанные с этими химикатами.
«Применение противопожарных химикатов в масштабах ландшафта может иметь важные последствия для чувствительных видов лягушек, особенно для тех, которым уже угрожает хитридиомикоз, смертельная болезнь, поражающая популяции лягушек во всем мире», – говорит эксперт по болезням в дикой природе, доктор Лора Гроган из Центра планетарного здоровья и продовольственной безопасности Университета Гриффита, – «Поэтому понимание потенциального прямого и косвенного воздействия этих продуктов на окружающую среду имеет решающее значение для защиты чувствительных и развивающихся видов лягушек, особенно долгосрочного и сублетального действия химических веществ».
Результаты опытов печальные:
Исследование показывает, что в течение 16 дней оба протестированных состава химикатов для борьбы с пожарами влияли на рост и развитие лягушек.
При этом состав “Phos-Chek” вызывал гибель вообще всех животных, кроме 8%, при более высоких концентрациях (1 г/л).
«Даже задержка роста и развития может быть реальной проблемой для лягушек, приводящей к снижению конкурентоспособности. Это снижает успешность размножения и повышает восприимчивость животного к хищничеству. Что, в перспективе, может привести к гибели всей популяции», – говорит эксперт по сохранению находящихся под угрозой исчезновения видов, доктор Клэр Моррисон из Центра планетарного здоровья и продовольственной безопасности Университета Гриффита.
КАКОВА ЖЕ СИТУАЦИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ПРИ ТУШЕНИИ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ У НАС?
Всё «отлично» – технологии развиваются и в нашей стране!
Для начала скажу, что проблема лесных пожаров реальная и растущая год от года: площадь лесов, пройденная пожарами, значительно увеличивается с каждым годом. Допустим с 2008 года, когда был принят новый лесной кодекс РФ, по 2019 год, даже по официальным данным масштабы лесных пожаров выросли в семь раз. После чего уже в 2021 году Россия побила «антирекорд» по масштабу лесных пожаров, дым впервые дошел до северного полюса. И сейчас масштабы лесных пожаров увеличиваются.
Хочу отдельно отметить, что в 2008 году у нас был принят новый лесной кодекс, благодаря которому власти по сути сделали лес движимым имуществом для частных лиц, а землю под деревьям – имуществом недвижимым. Они решили, что если передать лес частникам-коммерсантам и обязать их взамен следить за ними, восстанавливать, проводить противопожарные мероприятия, то и порядок в лесах будет, и растрат меньше. Одна прибыль! Мол не нужно самим будет следить за лесами, все коммерсанты сделают.
И с 2008 года идет жесточайшее разворовывание лесного сектора страны, настоящий грабеж, масштабное уничтожение Русской Тайги. Лесные пожары увеличиваются с каждым годом, охватывая все больше и больше территорий.
Власти всерьёз проблемой озабочены!
В распоряжение лесопожарных служб как возвращаются ранее использовавшиеся методы, так и разрабатываются новые технологии.
Приведу в пример искусственное вызывание осадков.
Этот метод был внесен в Лесной кодекс Федеральным законом от 23.06.2016 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений».
ФБУ «Авиалесоохрана» в рамках государственного задания по данному методу осуществляются мероприятия по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров.
Сейчас эта технология реализуется с использованием ранее разработанного оборудования, но и новое оборудование находится на стадии разработки. В 2016 году, сразу после принятия поправок, сделавших технические манипуляции с погодой законными, был проведен эксперимент в Байкальском регионе. Удалось вызвать трехдневные дожди в районе очагов сложных лесных пожаров. Эксперимент признан успешным. Такие технологические вмешательства в погоду продолжают активно разрабатываться и дальше.
Я сейчас не стану комментировать «техно-шаманство с вызыванием дождей». Скажу только, что считаю такие методы далёкими от безопасности. Что-то я изложил более подробно в своей книге «Климатическое оружие».
Но сейчас вернемся к удручающим исследованиям австралийских ученых о неблагоприятном воздействии на экосистемы химических веществ, используемых для тушения лесных пожаров.
Обычными средствами пожаротушения в лесу являются вода и минеральный слой почвы, то есть грунт, которым закидывают очаги пожара.
Вот только специализированные лесопожарные службы давно, и в нашей стране в том числе, используют более эффективные средства!
Лесная подстилка и, особенно, торф обладают плохой смачиваемостью. В обычном своем состоянии вода не заполняет пустоты между частицами горючего вещества и, соответственно, не вытесняет воздух, содержащий кислород. Способность к горению сохраняется. Эффективность пожаротушения повышают специальными огнегасящими веществами.
Какие средства используют пожарные-профессионалы?
Во-первых, водные растворы неорганических солей. Это 15-20%-е растворы хлористого кальция, хлористого магния, сульфата аммония, диаммоний-фосфата, аммофоса.
Во-вторых, это 0,3-1,0%-ные растворы поверхностно-активных веществ (ПАВ) — сульфанола, стирального порошка, по сути.
Сульфонол — смесь изомеров натриевых солей алкилбензолсульфокислот. Применяется как смачивающее, моющее и эмульгирующее вещество. В качестве компонента бытовой химии — для удаления загрязнений с различных поверхностей, основной компонент большинства стиральных порошков для ручной стирки.
То есть леса заливать стараются стиральным порошком! И только при его отсутствии – обычной водой. Как-то так, получается…
В-третьих, это загустители. Загустители применяются для повышения вязкости жидкости при распылении ее с самолетов. Без загустителя в воздухе испаряется около 40% воды, происходят большие потери огнегасящего вещества.
Ну и, наконец, пены.
При образовании пены создается масса пузырьков, изолирующих горючий материал от кислорода, что намного эффективней воды.
Для образования пены у нас применяются пенообразователи ПО-6ТС и ПО-бЦГ . Последние годы для более эффективного тушения начали использоваться новый пенообразователь “Файрекс”.
Пенообразователь ПО-6ТС – синтетический углеводородный биоразлагаемый пенообразователь, предназначенный для тушения пожаров. Токсичность: Малоопасное вещество.
Пенообразователь ФАЙРЕКС.
Назначение: Биологически мягкий пенообразователь ФАЙРЭКС предназначен для борьбы с лесными пожарами в наземных условиях и с применением специализированной авиатехники, а также для тушения пожаров классов А и В с применением пены низкой и средней кратности. ФАЙРЭКС прошел специальные испытания и имеет допуск к применению на самолетах Бе-200ЧС и ИЛ-76ТД
Состав: Водный раствор смеси поверхностно-активных веществ со стабилизирующими добавками.
Токсичность: Малоопасное вещество.
Остановиться на всех химических компонентах я не смогу – объем и разнообразие их колоссальные. Остановлюсь на новых разработках именно в нашей стране. С предварительным замечанием: эти разработки позицируются как раз как «экологически чистые». И это так – экологический ущерб от веществ, применявшихся раньше, просто ужасающий!
Один пример.
С 2014-го года предприятие ООО «НПО СОПОТ» совместно с Университетом ИТМО (в советское время — ЛИТМО, Ленинградский институт точной механики и оптики; с 2009 года — национальный исследовательский университет) разработана новая специализированная двухкомпонентная пенообразующая композиция СДКП-1, предназначенная для тушения твёрдых горючих материалов. Она образуется при смешении двух жидких водонаполненных химикатов (далее они условно названы А и Б), один из которых является обычным пенообразователем, а другой создан на основе наночастиц кремнезёма и обеспечивает затвердевание пены, переводя ее в керамическую фазу.
«Напомним, что кремнезём – это обычный оксид кремния, например, кварц, материал химически инертный и экологически безопасный», – разработчики усиленно напирают на «экологичность» нового состава.
Меня же больше заинтересовал не безопасный кремнезем, а пенообразователь. Цитирую дальше:
«Для борьбы с лесными пожарами предлагается использовать быстротвердеющие пены. Они лучше и дольше задерживаются на обработанных поверхностях, чем традиционные воздушно-механические и могут служить для создания заградительных полос при нанесении на напочвенный покров. При этом наиболее перспективными предложено считать составы на основе растворов карбамидоформальдегидной смолы и ортофосфорной кислоты».
И это РЕАЛЬНО, по материалам моего исследования, САМЫЕ БЕЗОПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА! В этом авторы полностью честны – всё, что использовалось раньше, НАМНОГО ОПАСНЕЙ!
ДЛЯ СПРАВКИ:
КАРБАМИДОФОРМАЛЬДЕГИДНЫЕ СМОЛЫ — синтетическая смола из группы аминопластов, продукт поликонденсации карбамида с формальдегидом.
Материалы и продукты на основе карбамидоформальдегидных смол выделяют формальдегид в воздух, что приводит к негативным последствиям для здоровья. Раздражение дыхательных путей и другие последствия для здоровья и даже повышенный риск развития рака начинаются, когда концентрация мочевины в воздухе превышает 3,0-5,0 промилле. Это вызывает слезотечение, раздражение носа, свистящее дыхание и кашель, усталость, кожную сыпь, тяжелые аллергические реакции, ощущение жжения в глазах и горле, тошноту и затрудненное дыхание у некоторых людей. Жильцы домов с повышенным уровнем формальдегида испытывали системные симптомы, такие как головная боль, недомогание, бессонница, анорексия и потеря либидо.
ОРТОФОСФОРНАЯ КИСЛОТА (фосфорная кислота, химическая формула — H3PO4) — неорганическая кислота средней силы, отвечающая высшей степени окисления фосфора (+5).
В 1980-е годы произошло резкое сокращение производства фосфорной кислоты в мире из-за отказа от фосфорсодержащих детергентов и минеральных удобрений. Это было связано с загрязнением фосфатными удобрениями грунтовых вод и эвтрофикацией водоёмов.
И ЭТО РЕАЛЬНО БЕЗОПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА, ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ!
СОВСЕМ НЕДАВНО В КАЧЕСТВЕ ПЕНООБРАЗОВАТЕЛЯ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ПО ВСЕМУ МИРУ ПФОС.
Перфтороктансульфоновая кислота (ПФОС) представляет собой химическое соединение, имеющее фторуглеродную цепь из восьми углеродов и сульфоновой кислоты и, таким образом, перфторсульфоновую кислоту.
Это антропогенный (искусственный) фторсурфактант, в настоящее время считающийся глобальным загрязнителем.
Перфтороктансульфоновая кислота обычно используется в качестве солей натрия или калия.
ПФОС вместе с PFOA используется для получения водной пленкообразующей пены (AFFF), компонента противопожарных пен и пен-концентратов спиртового типа.
Соединения ПФОС также можно найти в некоторых пропитывающих средствах для текстиля, бумаги и кожи; в воске, полиролях, красках, лаки и чистящие средства общего назначения; в металлических поверхностях и коврах.
ПФОС является ключевым ингредиентом Skydrol, огнестойкой гидравлической жидкости, используемой в коммерческой авиации.
Наиболее важными источниками выбросов ПФОС являются металлические покрытия и противопожарные пены.
Из-за своей химической природы ПФОС остается в организме в течение нескольких лет. По оценкам, требуется минимум 4 года, чтобы половина этого вещества была выведена из организма.
ПФОС обнаруживается в сыворотке крови почти всех людей в США, но со временем его концентрация снижается. Напротив, уровни ПФОС в крови растут в Китае, где производство ПФОС продолжается.
Появляется все больше доказательств воздействия ПФОС на репродуктивную систему, развитие, печень, почки, щитовидную железу и иммунологические эффекты у людей.
ДЛЯ СПРАВКИ: КАКИЕ ПЕНООБРАЗОВАТЕЛИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ СЕЙЧАС. Ещё один конкретный пример.
«ПЕНООБРАЗОВАТЕЛЬ ТИПА “AFFF” «ЛЮКС-AFFF», МОДИФИКАЦИИ 1%, 3%, 6%.
ТУ 20.14.19-003-68769479-2017, товар сертифицирован органом по сертификации «ПОЖТЕСТ» ФГУ ВНИИПО МЧС России.
Назначение.
Синтетический фторсодержащий пенообразователь «ЛЮКС-AFFF(НК)» целевого назначения предназначен для приготовления водных растворов, используемых при тушении пожаров классов А и В пеной низкой кратности с использованием питьевой, жесткой и морской воды, а также для подслойного тушения пожаров нефти и нефтепродуктов в резервуарах. Выпускается в модификациях с объёмным содержанием концентрата пенообразователя в рабочем растворе 1%, 3% и 6%.
В соответствии с ГОСТ Р 50588-2012 и международной классификации пенообразователь «ЛЮКС-AFFF» относится к типу AFFF.
Пенообразователь «ЛЮКС-AFFF(НК)» по своим параметрам соответствует ГОСТ Р 50588-2012, ГОСТ Р 53280.2-2010.
Состав.
Пенообразователь «ЛЮКС-AFFF» представляет собой водный раствор углеводородных фторсодержащих поверхностно-активных веществ со стабилизирующими добавками. Пенообразователь не содержит в своём составе перфтороктансульфонатов (PFOS), перфтороктановой кислоты (PFOA) и ее солей».
ЭТО ТЕ САМЫЕ ВЕЩЕСТВА, ОТ КОТОРЫХ, ПО ДАННЫМ АВСТРАЛИЙСКИХ УЧЕНЫХ, ГИБНУТ ЛЯГУШКИ В АВСТРАЛИИ!
Здесь и сейчас.
В нашей стране, в Русской Тайге.
Да, это не ПФОС, который, к счастью, больше не используется нигде, кроме Китая.
Но и эти, условно-«экологичные», химические вещества, используемые и в пенообразователе ПО-6ТС, и в “Файрексе”, и во всех других пенообразователях, ставят экосистемы на грань гибели!
И, да, кстати: а у нас в стране КИТАЙСКИЕ пенообразователи для тушения лесных пожаров, случайно, не закупают?!
Дешевенькие… эффективненькие… и с запрещенным во всем мире с 2009 года ПФОС…
Под конец своего материала я хочу обратить внимание читателей на тот факт, что ПОСЛЕДСТВИЯ использования химикатов НАКАПЛИВАЮТСЯ ДОЛГО ВРЕМЯ. Реальный масштаб деградации экосистем вследствие использования опасной химии, мы видим в течение 10-20 лет после ее применения. В некоторых случаях в течение последующих 50 лет. Поэтому и оценить до конца последствия мы не можем прямо сейчас! Но даже те которые есть сегодня – пугают своим воздействием на дикую природу.
Это уже катастрофа.
© ПАВЕЛ ПАШКОВ
Отредактировано Zlata (30-05-2023 15:09:23)