https://pravdaurfo.ru/articles/190685-chelyabinskoe-minekologii-topit-byudzhetnye-dengi?utm_referrer=https://zen.yandex.com&utm_campaign=dbr
ЧЕЛЯБИНСКОЕ МИНЭКОЛОГИИ ТОПИТ БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ В ОЗЕРЕ КИСЕГАЧ. СПАСЕНИЕ КУРОРТА ДОВЕРИЛИ ОБЩЕСТВЕННИКАМ ИЗ ХАБАРОВСКА
10.07.2020
Челябинское Минэкологии топит бюджетные деньги в озере Кисегач
Экологи заявляют о превращении памятника природы в «мутную лужу»
В Челябинской области назревает новый конфликт, связанный с оценкой качества воды в одном из самых больших озер региона – Большом Кисегаче, который питает Шершневское водохранилище. В конкурсе на проведение исследований победил единственный участник из Хабаровска, который получил на полугодовые изыскания финансовые средства от Минэкологии Челябинской области. Эксперты в свою очередь отмечают сомнительную научную ценность этого анализа. По их мнению, работу с большим эффектом могли бы выполнить местные специалисты, знакомые с особенностями южноуральской природы. Сам объем исследований, как считают собеседники издания, для реального спасения озерного каскада также должен быть намного больше. Примечательно, что чиновники Минэкологии о своих планах не посчитали нужным известить о планах мэрию Чебаркуля. Пока энтузиасты с Дальнего Востока одалживают оборудование, чтобы добраться до точек анализа на озере, местные экологи рассказывают о других проблемных точках на карте региона.
На каскаде мелеющих чебаркульских озер в Челябинской области впервые за много лет возобновили исследовательские работы. Ученые пытаются выяснить, до какого состояния довели акваторию бесконтрольное водопользование, перегороженные протоки и массовый сброс неочищенных сточных вод. Однако стоимость изысканий и адрес подрядчика вызывают множество вопросов.
У самого крупного водоема каскада – Большого Кисегача – есть сразу несколько весомых причин для обмеления и ухудшения качества воды. Одной из них являются разрушенные очистные сооружения на озере Табанкуль, которые находятся в частных руках и на землях Минобороны. Кроме того, до сих пор официально не оформлен водозабор для нужд военного городка. Использованный ресурс не возвращается обратно, а сбрасывается в реку Коелга (бассейн Тобола).
Перегорожены и протоки, связывающие между собой озерный каскад. За последние 10 лет вода на Кисегаче, который ставили по прозрачности в один ряд с Тургояком и Аргазинским водохранилищем, на десятки метров ушла от берегов. За это время ее уровень упал (по Балтийской системе оценки) более чем на 2,5 метра, а сам водоем превратился в мутную лужу. В эти годы состояние воды в озерах никто не оценивал.
По данным юриста Михаила Кузьмина, изучающего ситуацию, ранее весь каскад чебаркульских озер регулярно обследовался на предмет качества воды, однако за последние годы эта система была полностью уничтожена. Раньше местные эксперты проводили глубокие круглогодичные исследования воды, животного и растительного мира, а также оценивали общее состояние курортных зон Южного Урала и давали рекомендации по их сохранению и развитию.
В Минэкологии региона отчитались, что в рамках госпрограммы «Охрана окружающей среды Челябинской области» в 2020 году в Чебаркуле уже отыграли госконтракт на проведение исследований качества воды в озере стоимостью 490 тыс. рублей. Работа должна проводиться с мая по октябрь, а в итоге заказчику должен быть предоставлен полный отчет с оценкой состояния акватории Большого Кисегача, а также выводами и рекомендациями по улучшению экологического состояния озера. Однако у экспертов уже сейчас есть сомнения, что этот отчет не будет просто нарисован на бумаге для галочки.
В тендере победила общественная организация из Хабаровска с названием «Социально-прогрессивный альянс научно-теоретического и практического содействия социально-экономическому и культурному росту регионов «Рост Регионов» со штатной численностью менее пяти сотрудников. К слову, эта же компания выиграла конкурсы еще в двух регионах страны: Севастополе и Воронежской области. В Челябинской области она оказалась единственной. Местные эксперты в конкурсе участия не приняли.
«Начиная с мая, в Чебаркуль каждый месяц на поезде начали приезжать два специалиста этой компании. Один из них – Игорь Хованский – является доктором биологических наук и академиком РАЕН. Люди опытные, владеют методиками и имеют соответствующую квалификацию», – пояснил руководитель общественной организации «АнтиСМОГ» Михаил Махов.
В госконтракте (копия находится в распоряжении издания) значится, что подрядчики должны ежемесячно забирать пробы из трех точек акватории Большого Кисегача и производить анализы по определению температуры, прозрачности и цветности воды, а также ее химическому, биологическому и микробиологическому составу. Кроме того, предусмотрен анализ по экотоксикологии на тяжелые металлы в местной рыбе.
«Ежемесячные перелеты через всю страну, серьезные накладные расходы и объем работы создадут большие проблемы при реализации контракта. Региональные специалисты гидрологи сознательно не принимали участие в аукционе, поскольку считают, что исходя из технического задания, выполнить достоверные исследования невозможно. Уже сейчас известно, что подрядчики изначально не имели возможности произвести забор воды с одной из трех обязательных точек, которая расположена в центре озера», – уточняет член Общественной палаты России Олег Дубровин.
Для забора проб с третьей точки, который проводился на Большом Кисегаче на этой неделе, вызвались помочь владельцы местных баз и экологи «АнтиСМОГа». Активисты предоставили гостям моторную лодку и сопроводили их до необходимого места. «Хабаровчане взяли пробы в соответствии со всеми методиками и направили их в лабораторию. Результаты будут готовы через три недели. В начале августа они приедут сюда в четвертый раз», – уточнил Махов.
Тем не менее, у экспертов возникли вопросы о целесообразности привлечения третьих лиц для проведения данного вида исследований. «Анализы в любом случае будет проводить местная лаборатория, методика общеизвестна, так почему бы не привлечь к работе челябинских специалистов? Глава областного Минэкологии Сергей Лихачев, назначенный министром в мае 2018 года, прекрасно знает, что в Челябинском госуниверситете есть собственная исследовательская база, где ученые профессионально занимаются такой работой», – аргументируют свою точку зрения собеседники издания.
Наиболее логичным, по их мнению, было бы предоставить эту возможность работникам расположенного вблизи Ильменского заповедника, целенаправленно занимающимся многолетними исследованиями в этой сфере. Кроме того, в регионе называют еще ряд специалистов, кто мог бы выступить экспертами в этом направлении и выполнить работу проще, быстрее и дешевле (хабаровчанам выделили 500 тыс. рублей).
«В конкурсе не стали принимать участие местные эксперты, видимо, посчитали, что акваториям необходимы более глубокие и тщательные исследования. Нынешние анализы являются каплей в море настоящих изысканий, которые требуются этим озерам», – уверен собеседник «Правда УрФО» в экологической сфере.
В администрации Чебаркуля о ситуации знают и пожимают плечами – в Минэкологии по обыкновению реализовали 44-ФЗ, не поставив в известность городских чиновников. «Очень печально в очередной раз наблюдать несогласованность действий областных властей, мы уже в который раз узнаем о каких-либо мероприятиях постфактум. Нас просто не ставят в известность и мнения не спрашивают», – сетует источник в мэрии южноуральского города.
В свою очередь общественники «АнтиСМОГа» заявляют, что эта ситуация вокруг озер Чебаркульского каскада далеко не единичная. В аналогичном положении находится озеро Аракуль, откуда осуществляется забор воды по ветхим трубам для нужд поселка Вишневогорск, а также озеро Аллаки.
«Мелеющие озера заболачиваются и начинают цвести, в них развиваются сине-зеленые водоросли, токсичные для человека и животных, у настоящих жемчужин озерного края резко падает рекреационная ценность и перспективы развития туризма, а значит, рушится и экономическая составляющая региона. Налицо системная бесхозяйственность и неумение совместно решать важнейшие вопросы сохранения и развития территорий областными чиновниками», – заявляет Михаил Махов. В целом же эксперты солидарны, что челябинским озерам нужны более глубокие и тщательные исследования, которые дадут фундамент для будущего восстановления разрушающейся экосистемы.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
Фото превью: Олег Дубровин
Автор: Людмила Баннова
Похожие материалы
Владельцы полигонов обвинили ЦКС в захвате рынка ТКО. Регоператор втягивает ФАС в борьбу за монополию
Доверие к Котовой исчерпано. Челябинцы обратились в прокуратуру из-за порчи рощи за ледовой ареной «Трактор»
Реорганизация Росприроднадзора усилила кризис в Челябинской области. Жителей бросили наедине с «черным небом» и опасными выбросами
Бизнесмены требуют десятки миллионов за разрушенные очистные на каскаде озер Кисегач. Челябинская область теряет туристический бренд и источник питьевой воды
Заводы Челябинска продолжают травить население и игнорируют закон о НМУ. Экологи требуют дать им рабочую систему надзора
Научный состав ЮУГМУ готов заработать для ЧелГУ около 53 миллионов. Госуниверситет о дипломах говорит уверенно, но для студентов гарантии нет
Теги: Махов, Лихачев, Кузьмин, Хованский, Дубровин, ЧелГУ, АнтиСМОГ, Минэкологии Челябинской области, Ильменский заповедник
Отредактировано Zlata (12-07-2020 12:44:50)