Железные дороги
Обновление парка пассажирских вагонов Египта
В сентябре 2018 года был подписан договор стоимостью более 1 млрд евро в рамках которого «Трансмашхолдинг Венгрия Кфт.» поставит Египетским национальным железным дорогам 1300 пассажирских вагонов пяти различных типов. Вагоны будут собираться в России, Венгрии, а также на создаваемом в рамках проекта заводе в Египте. Основным поставщиком комплектующих для проекта будет Тверской вагоностроительный завод. Проект, ставший крупнейшим в истории египетских железных дорог, должен быть завершён за пять лет, т. е. в 2023 году. [152]
Электрификация линии Гармсар — Инче Бурун, Иран
Договор об электрификации 495-километрового участка железной дороги в Иране силами корпорации РЖД был подписан 23 ноября 2015 года[153]. Стоимость проекта составляет около 1,2 млрд евро, включая поставки локомотивов и путевой техники. Торжественная церемония старта проекта состоялась 2 июля 2018 года в Тегеране, при этом срок выполнения проекта запланирован в 4 года и 4 месяца[154].
Линия Западный Кутай — Баликпапан, о. Калимантан, Индонезия
Проект, предусматривающий строительство железной дороги длиной 300 км со всей обслуживающей инфраструктурой, поставку 1,1 тыс. грузовых вагонов и 40 сдвоенных локомотивов, морского угольного терминала и угольной электростанции, реализуется силами «РЖД» и других российских компаний с 20 ноября 2015 года. Завершение строительства планируется в 2019 году[155]. Общая стоимость проекта оценивается в 2,5 млрд долларов[156][157].
Линия Выходной — Лавна Октябрьской ж. д.
Железная дорога к новой части Мурманского порта (порту Лавна), находящейся на противоположном от центра города берегу Кольского залива строится с сентября 2014 года в рамках более крупного проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла. Линия пройдёт по трассе Выходной — мостовой переход через Тулому — станция Мурмаши-2 — станция Лавна длиной 46 км[158] Стоимость железной дороги с достаточно крупным мостом через Тулому составит 41,5 млрд рублей[159].
Реконструкция сахалинских железных дорог с перешивкой на отечественную колею — завершение работ
В целом почти достроенный в конце августа 2019 года проект должен быть полностью завершён в 2020 году, когда завершится перешивка последней грузовой ветки на острове.
Реконструкция участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород и железнодорожных подходов к портам на Южном берегу Финского залива
Строительство ведётся с 2005 года и призвано, в том числе, обеспечить достаточную пропускную способность железных дорог на подходах к порту Усть-Луга. Помимо строительства и реконструкции большого числа сооружений железнодорожной инфраструктуры, проект предусматривает реконструкцию 272 км путей и 419 км контактной сети, строительство 161,5 км вторых главных путей, а также расширение некоторых станций. Стоимость проекта 132 млрд рубей[160], из них на начало 2013 года было вложено 64 млрд рублей [161], а к 1 января 2015 года — 93,9 млрд рублей[162][163]. Завершение работ ожидается к 2020 году.
Комплексная реконструкция участка Волховстрой — Мурманск
В период до 2025 года планируется реконструкция железнодорожной ветки от Мурманска до Волховстроя в объёме, обеспечивающем дополнительную пропускную способность в сообщении с угольным терминалом «Лавна» в ежегодном объёме 18 млн тонн в 2022 году[164] и 45 млн тонн в 2025 году[165]. Среди мероприятий реконструкции предусмотрены ликвидация однопутных участков, по состоянию на начало 2019 года составлявших 340 км при общей протяжённости дороги в 1320 км, и удлинение приёмо-отправочных путей на станциях[166].
В 2018 году были начаты проектно-изыскательские работы по реконструкции участка[167], а в 2019 году уже шли работы по его строительству[168]. По предварительным оценкам, стоимость реконструкции составляет около 55 млрд рублей[169].
Комплексная реконструкция участка Максим Горький — Котельниково — Тихорецкая — Крымская с обходом Краснодарского узла
Крупнейший проект, реализуемый на Приволжской и Северо-Кавказской железных дорогах с 2007 года, призван существенно увеличить пропускную способность железных дорог на дальних подходах к портам черноморского побережья России — обеспечить вывоз дополнительных 59,8 млн тонн грузов. Согласно прогнозу, к 2020 году объёмы перевозок грузов железнодорожным транспортом через порты Азово-Черноморского бассейна увеличатся до 125 млн тонн. В результате строительства к этому сроку направление от Приволжской дороги до портов Таманского полуострова станет полностью двухпутным и электрифицированным[170]. В рамках проекта только второго главного пути планируется уложить 642 км, выпонить удлинение станционных путей, развитие узлов и обновление устройств электроснабжения. Также в рамках проекта была построена новая линия Козырьки (в районе Кореновской) — Гречаная (в районе Тимашевской) длиной 69 км — обход Краснодарского узла. К началу 2013 года в проект уже вложено 39 млрд рублей, введено в строй 280 км вторых главных путей[171]. Общий объём финансирования 113 млрд рублей[172]. По состоянию на середину 2017 года на участке ПривЖД двухпутными являются 101,6 км из 170 км. До 2020 года планируется построить ещё 69,3 км вторых путей на участках Тингута — Абганерово, Канальная — Тингута, Горнополянский — Канальная и Им. Максима Горького — Горнополянский [173].
Комплексная реконструкция участка Разъезд 9 км — Юровский — Анапа — Темрюк — Кавказ
Участок включает в себя все железные дороги Таманского полуострова (основную линию 9 км — Юровский — Кавказ и ответвления к Анапе и Темрюку). Проект реконструкции со строительством 113 км вторых путей оценивался в 10 млрд рублей в ценах 2007 года[174]. Реализуется с 2008 года. До конца 2014 года в проект вложено примерно 14,2 млрд рублей в ценах соответствующих лет[175][176][177]. На начало 2017 года построено около 72,3 км (64 %) вторых главных путей[178][179][180]. Работы по проекту продолжались и в 2018 году.
Развитие инфраструктуры участка Междуреченск — Тайшет
Проект увеличения пропускной способности едва не заброшенной в 1990-х годах магистрали на юге Сибири фактически стартовал в 2012 году со сдачи нового Абаканского парка поездов стоимостью 1 млрд рублей. До 2014 года планировалось вложить ещё почти 10 млрд рублей[181], хотя по другим сведениям только к лету 2013 года и только в строительство новых тоннелей на участке было вложено 25 млрд рублей[182]. Общая стоимость проекта в результате к моменту планируемого завершения в 2019 году должна достичь 42,9 млрд рублей[183]. На 2001—2015 годах постановлением Правительства предусматривалось вложить в проект 13 млрд рублей[184]. В рамках реконструкции участка в 2014 году в Саянских горах открыт новый Манский тоннель стоимостью 7 млрд рублей[185] и протяжённостью 2465 метров — самый длинный тоннель в Красноярском крае (расположен в 59 м от старого Манского тоннеля, построенного в 1961—1963 годах)[186].
Комплексная реконструкция участка Карымская — Забайкальск
Глобальная реконструкция и электрификация построенной в 1901 году Кайдаловской ветви, соединяющей Транссиб с Китаем в Забайкалье ведётся с 2004 года. Предусматривает, в частности, строительство вторых путей и полную электрификацию участка. Несколько этапов работ по проекту в настоящее время уже выполнены. В целом завершить проект планируется в августе 2019 года. Общий объём инвестиций с 2007 по 2012 год достиг 35,3 млрд рублей[187], ещё 13 млрд рублей было вложено[188] в 2004…2007 годах В 2016 году на продолжение комплексной реконструкции участка Карымская — Забайкальск направлено более 4,7 млрд руб. (в 2015 году на эти цели было выделено более 1,5 млрд руб.). [189] Полная стоимость проекта в 2018 году оценивалась в 95 млрд рублей[190].
Комплексная реконструкция участка Трубная — В. Баскунчак — Аксарайская (строительство второго главного пути)
Проект предусматривает строительство 126,3 км вторых путей с соответствующей инфраструктурой на первом этапе и электрификацию всего участка длиной 365 км на втором этапе. Целью является увеличение пропускной способности международного транспортного коридора «Север-Юг», частью которого является данный участок. Проект реализуется с 2008 года[191] и должен был быть завершён в 2015 году. Стоимость проекта 12 млрд рублей[192]. В рамках проекта планируется произвести реконструкцию пункта технического обслуживания локомотивов на станции Аксарайская-2 (2014—2016 годы); строительство моста через реку Ахтуба на 1485 км участка Аксарайская — Трусово (2017-2018гг); строительство вторых путей с реконструкцией прилегающих станцией на перегоне Пологое Займище — Владимировка Приволжской железной дороги (2017-2020гг); электрификацию и электроснабжение планируется осуществлять после 2020 года[193]. На начало 2017 года построено около 56 км (44 %) вторых главных путей, с начала реализации проекта ОАО «РЖД» вложено свыше 6,6 млрд рублей. В текущем 2017 году намечен ввод в эксплуатацию 14 км вторых путей на перегоне Ленинск — Заплавное, открытие после реконструкции пункта технического обслуживания локомотивов станции Аксарайская-2[194].
Строительство и реконструкция железных дорог в Сербии
В январе 2013 года Сербии был предоставлен российский государственный экспортный кредит на $800 млн, предназначенный для модернизации Сербских железных дорог при участии российских компаний, включая РЖД. Общая стоимость проектов развития инфраструктуры в рамках проекта — около $940 млн.
Проект, включающий несколько отдельных подпроектов, включая строительство и реконструкцию путей, тоннелей и мостов, а также поставку пригородных дизель-поездов планируется полностью завершить в 2021 году.
Реконструкция БАМа и Транссиба (БАМ-2)
Комплексная реконструкция обеих крупнейших железнодорожных магистралей Сибири и Дальнего Востока — Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, известная также как БАМ-2. Грандиозный проект призван, помимо прочего, вдвое увеличить пропускную способность БАМа с 16 до 32 пар поездов в сутки. В рамках проекта предусматривается строительство и реконструкция около 500 км вторых путей, 90 станций, 47 разъездов, 680 км линий автоблокировки, 350 км контактной сети, 19 тяговых подстанций, 85 мостов, а также крупного нового Байкальского тоннеля. Мегапроект, стартовавший в 2014 году, будет стоить 562 млрд рублей. [195].
Автомобильные дороги
Северный дублёр Кутузовского проспекта в Москве
Платная скоростная автодорога длиной 10,5 км, являющаяся, по сути, продолжением платного же обхода Одинцово внутри МКАД до района Москва-Сити, должна быть построена на средства частных инвесторов и города в пропорции 50/50, при этом только чисто частные инвестиции составят 40 млрд рублей, общие же затраты оценивались в 60 млрд рублей[196]. Концессионный контракт на строительство дороги был подписан в декабре 2014 года[197]. Подготовительные работы начались летом 2019 года, а строительство собственно дороги должно начаться в конце 2019 года[198].
Строительство и реконструкция автодороги Симферополь — Евпатория — Мирный
Проект, стартовавший в апреле 2018 года, предусматривает коренную реконструкцию со строительством новых дорог направления на запад от Симферополя вплоть до озера Донузлав общей длиной более 90 км, включая новые обходы городов Саки и Евпатория. Фактически в рамках того же проекта планировалось одновременно также построить относительно небольшую почти параллельную дорогу Симферополь — Николаевка и соединяющую оба направления автодорогу Саки — Орловка. Проект планировалось завершить в 2025 году[199]. Стоимость строительства составит 53 млрд рублей[200].
Обход Аксая на федеральной трассе М4 «Дон»
Восточный обход города Аксай пройдет по территории пяти муниципалитетов Ростовской области — Октябрьского, Аксайского и Азовского районов, а также городов Новочеркасск и Батайск[201]. Протяженность участка — 65,5 км. При строительстве обхода будут построены мосты через реки Дон и Аксай, девять путепроводов, три транспортные развязки[202]. С реализацией проекта поменяется доступность Старочеркасской и изменения статуса на туристический центр. Стоимость строительства составит около 77,4 млрд рублей. Сроки реализации — с 2018 по 2023 годы[203][204].
Подготовительные работы на участке М4 в районе Аксая стартовали в конце 2017 года. 15 февраля 2018 года было подписано соглашение о сотрудничестве[205]. Официально строительство было начато 27 февраля 2018 года[206].
Автодорога Солнцево — Бутово — Видное
Многополосная автодорога — дублёр МКАД в Новой Москве длиной 15 км призвана в дальнейшем стать одной из магистральных улиц города. Строительство дороги идёт с ноября 2015 года и должно быть завершено в 2021 году. При этом только участок от Боровского до Калужского шоссе длиной 7 км обошёлся в 26,4 млрд рублей[207]. 29 августа 2018 года был открыт первый участок от Киевского до Калужского шоссе длиной 8 км. Движение организовано по четырем полосам в обе стороны[208].
Центральная кольцевая автомобильная дорога
Центральная кольцевая автомобильная дорога
Стоимость строительства кольцевой автострады длиной 520 км в 30-70 км от МКАД составит 315,9 млрд рублей[209][210]. Трасса должна пройти в основном на месте ныне существующей трассы А107 — Московского малого кольца (Малой бетонки). Строительство первого участка началось 26 августа 2014 года[211]. Стоимость первого пускового участка южнее Москвы длиной около 50 км, который планируется ввести в строй в 2018 году, составит 48 млрд рублей[212].
Первый участок пятого пускового комплекса ЦКАД — обход Звенигорода (3,6 км) — открыто движение 10 ноября 2017 года[213].
Второй участок пятого пускового комплекса ЦКАД — участок около деревни Жёдочи Московской области (9 км) — открыт 28 января 2020 года.[214]
Третий участок пятого пускового комплекса ЦКАД — участок от Можайского до Новорижского шоссе (23 км), разорванный ранее введённым обходом Звенигорода — открыт 29 июня 2020 года.[215]
Ввод в эксплуатацию дороги обеспечит создание 45 тысяч рабочих мест на территории Новой Москвы[216].
Федеральная трасса Колыма — Омсукчан — Омолон — Анадырь
Строительство дороги, призванной обеспечить Чукотский АО круглогодичной связью с общероссийской сетью автомобильных дорог началось в январе 2012 года[217]. Общая протяжённость автодороги составит 1 880 км[218]. Дорога строится в грунтовом исполнении, тем не менее для региона, где сеть дорог представлена в основном исключительно зимниками даже такая дорога — шаг вперёд. Особенно учитывая крайне тяжёлые условия строительства. Проект часто подвергается критике за стоимость, по некоторым оценкам составляющую 150 млрд рублей[219] и длительность, оцениваемую некоторыми экспертами в срок до 30 лет. Следует отметить также, что строительство этой дороги позволит в будущем соединить с общероссийской сетью дорог Камчатский полуостров, существенно упростит возможное строительство железной дороги между Чукоткой и Аляской через Берингов Пролив, а также Трансполярной магистрали. При этом сама эта дорога в этом случае может стать частью соответствующей трансконтинентальной автомагистрали.
По состоянию на осень 2017 года, в эксплуатацию введено 93,22 км автодороги, данные участки расположены на территории Билибинского района и городского округа Певек. Объём финансирования мероприятия за счёт средств федерального и окружного бюджета Чукотского автономного округа в период с 2011 по 2017 годы составил 8,3 млрд рублей[220].
Надым — Салехард
Дорога с твёрдым покрытием длиной 330 км активно строится в ЯНАО с 2011 года и должна впервые связать Салехард и ещё несколько населённых пунктов с общероссийской дорожной сетью. Строительство проходит практически на полярном круге в сильно заболоченной местности с вечной мерзлотой. На дороге запланировано строительство 53-х мостов. В настоящее время построенные участки используются для сокращения длины существующего зимника Надым — Салехард. Стоимость дороги оценивается в 32 млрд рублей[221]. На середину марта 2015 года из 337 км уже 125 введено в эксплуатацию, 80 — в асфальтобетонном покрытии, 45 — отсыпано щебнем [222]. Открытие движения запланировано на 2021 год, однако главы регионов договорились сделать все от них зависящее, чтобы это случилось раньше [223] .
Коренная реконструкция автодороги Санкт-Петербург — Пряжа (А121 «Сортавала»)
Строительные работы
Проводится с 2002 года на территории Ленинградской области и Республики Карелия. Дорога начинается от СПбКАД, проходит вдоль северо-западного и северного побережья Ладожского озера до автодороги Р21 «Кола». В 2009 году присвоен статус федеральной автодороги. Общая длина составит 469 км[224].
В 2017 году фронт работ по реконструкции приблизился к северной границе Ленинградской области[225]. В 2018 и 2019 годах открылись реконструированные участки на территории Республики Карелия[226][227].
Екатеринбургская кольцевая автодорога
Строительство кольцевой автодороги вокруг Екатеринбурга (ЕКАД) началось в 1994 году, на данный момент построено Северное полукольцо (58,6 км), и два участка Южного полукольца. Общая протяжённость дороги — 94,3 км.
В 2010-х годов на строительство Южного полукольца протяжённостью 35,7 км планировалось потратить 15 млрд рублей. Строительство первого пускового комплекса 4-хполосной автодороги протяжённостью 10 км началось в ноябре 2011 года. Окончание строительства ожидалось в 2016 году, но задерживается как минимум до 2020 года[228].
2 сентября 2017 года был введен в строй второй пусковой комплекс Южного полукольца обхода Екатеринбурга протяжённостью около 11 км и стоимостью более 6,2 млрд рублей. Полукольцо связало в единый транспортный узел федеральные трассы от Екатеринбурга до Перми, Тюмени и Челябинска, а также областную дорогу Екатеринбург — Нижний Тагил — Серов, продолжающуюся до Ханты-Мансийска.
Остаётся непостроенным последний участок ЕКАД — от Полевского до Челябинского тракта. На его строительство в 2018—2020 годах планируется выделить свыше 8,5 млрд рублей[229][230].
Реконструкция автомобильной дороги Южно-Сахалинск — Оха
Коренная модернизация (асфальтирование) главной автодороги о. Сахалин длиной 856 км. Дорога строится с 2008 года не очень быстрыми, но существенными темпами[231]. Общая стоимость проекта оценивалась в 60 млрд рублей[232]. Проект примечателен тем, что может сократить расходы на планирующийся проект строительства моста или тоннеля на о. Сахалин и может рассматриваться как один из его предварительных этапов, так как уменьшает длину строительства необходимых автодорожных подходов к мосту со стороны острова, как минимум, на 350 км дорог с твёрдым покрытием, даже если считать только наиболее населённую южную часть острова. На начало 2016г заасфальтировано 520 км автодороги, это 60,7 % от общей протяженности трассы. В 2015 году на реконструкцию трассы Южно-Сахалинск — Оха было направлено 2,6 млрд рублей, построено 10,9 км автодороги. С 2016 по 2022 годы предполагается построить 188 км трассы Южно-Сахалинск — Оха. Планируется завершить реконструкцию участков в Поронайске, Победино — Онор, Палево — Зональное — Тымовское — Воскресеновка, Горячие Ключи — Вал, Пильтун — поворот на Сабо. На эти цели будет направлено 21,8 млрд рублей[233].
Реконструкция автомобильной дороги Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан — Новый Уоян
Реконструкция автодороги длиной 725 км, идущей вдоль восточного побережья Байкала от Траннсиба до БАМа через популярные места отдыха медленно, но неуклонно строится с 2003 года. На начало 2011 года было введено в строй 77 км. В целом, на реконструкцию дороги требуется 60 млрд рублей[234].
Сыктывкар — Ухта — Печора — Усинск — Нарьян-Мар с подъездами к городам Воркута и Салехард
Проект появился путём объединения около 2009 года проектов «Сыктывкар-Ухта-Печора» республики Коми и «Нарьян-Мар — Усинск» Ненецкого АО. В нем предусматривается реконструкцию 55 км и строительство 1340 км автомобильных дорог на крайнем северо-востоке европейской части России большей частью в местах, где ранее круглогодичные автомобильные дороги полностью отсутствовали, а на участке Усинск — Нарьян-Мар в настоящее время не существует и железных дорог. Включает строительство и реконструкцию 166 мостов и 2-х паромных переправ. Полная стоимость проекта 93 млрд рублей[235]. На 2018 год проект медленно реализуется[236], в октябре 2018 года была открыта часть трассы от Сыктывкара длиной 45 км[237]. Строительная длина строящегося 1 участка (из двух) на дороге Нарьян-Мар – Усинск составляет 23,3 км. Согласно заключенному контракту, строительство этого участка должно завершиться в 2022 году. [238] Со стороны Усинска к Нарьян-мару На третьем участке строительства дороги Нарьян-Мар - Усинск на декабрь 2019 года практически закончилось возведение автомобильного моста через реку Лая, и реконструкция моста через реку Колва. [239] По данным главы Республики Коми, правительство одобрило передачу дороги с 2022 по 2026 годы на федеральный уровень.[240]
Владивосток — Находка — порт Восточный
Новая четырёхполосная автодорога, строящаяся в условиях гористой местности, призвана спрямить путь между основными портами Приморья и существенно расширить пропускную способность местной сети дорог. Разрешенная скорость движения на гладкой, цементобетонной дороге — 110 км/ч[241]. Строительство первого участка дороги длиной 3,5 км было выполнено в рамках подготовки к саммиту АТЭС 2012 г. Второй участок первого этапа дороги 3,5 км — 18 км был достроен в 2016 году, после чего началось строительство второго этапа дороги 18 км — 40 км. Общая протяжённость дороги должна составить около 146 км[242]. Второй участок оценивался в 21 млрд рублей[243]. На 2017 год работы активно продолжаются[244]. Запуск второго участка запланирован на декабрь 2020 года[245][246]. Завершение строительства автодороги планируется к 2030 году[247].
Северо-Восточная хорда в Москве
Внутригородская магистраль наряду с Северо-Западной хордой заменившая проект строительства Четвёртого транспортного кольца со сменой мэра в Москве. Ранее (до того, как в её состав были включены участки Четвёртого кольца) в документах называлась также Северной рокадой. Строительство предполагается завершить в 2019—2020 годах. На севере дорога будет стыковаться на пересечении с Московской кольцевой автодорогой (МКАД) со строящейся скоростной магистралью Москва — Санкт-Петербург, а на востоке — с, видимо, включаемой в состав проекта магистралью Вешняки-Люберцы, которую планировалось[248] продолжить по территории Московской области в качестве дороги в обход Ногинска и далее платной автомагистрали «Москва — Нижний Новгород — Казань». Дорога будет включать следующие крупные объекты:
часть уже реконструированной Бусиновской развязки на МКАД;
построенный участок от Бусиновской развязки до Фестивальной улицы;
построенный участок от Фестивальной улицы до Дмитровского шоссе;
проектируемый участок от Дмитровского шоссе до Ярославского шоссе;
проектируемый участок от Ярославского шоссе до Лосиноостровской улицы;
построенный участок от Лосиноостровской улицы до Открытого шоссе с эстакадой над Открытым шоссе длиной 2,5 км, введён в строй 17 мая 2019 года;
построенный участок от Открытого шоссе до Щёлковского шоссе — относительно небольшой участок стоимостью 11,827 млрд рублей[249] был открыт 20 августа 2018 года;
построенный участок от Щёлковского шоссе до Измайловского шоссе был открыт 10 августа 2017 года;
построенный участок от Измайловского шоссе до шоссе Энтузиастов;
построенный участок от шоссе Энтузиастов до развязки на МКАД в Вешняках;
ранее построенную магистраль Вешняки-Люберцы с развязкой на МКАД.
Продолжить строительство проектируемых участков планируется с 2019 года.
Юго-Восточная хорда в Москве
Строительство скоростной автодороги, призванной замкнуть кольцо из хорд и рокады началось в конце 2019 года. По предварительным планам дорога с ответвлениями пройдёт от шоссе Энтузиастов до района пересечения МКАД с Варшавским шоссе и далее через Бутово на территории Новой Москвы.[250]
Южный обход Нижнего Новгорода
Строительство первой очереди дороги велось с 1984 по 1993 годы, второй очереди с 2000 по 2008 годы, третей очереди с 2008 по 2016 годы. Стоимость строительства второй очереди в ценах тех лет 3,56 млрд рублей[251], третьей очереди — 23 млрд рублей (также были сообщения, что за счёт сокращения длины трассы может быть сэкономлено до 10 млрд рублей). Строительство четвертой очереди Южного обхода Нижнего Новгорода начнут после принятия окончательного решения по участку высокоскоростной магистрали (ВСМ), который пройдет по территории Нижегородской области. В настоящее время проект строительства четвертой очереди Южного обхода находится на согласовании Главгосэкспертизы. В зависимости от решения по участку ВСМ, четвертая очередь Южного обхода подлежит корректировке. При этом ФКУ Упрдор рассчитывает начать строительные работы по трассе уже в 2019 году [252]. Является частью планируемого Транспортного кольца вокруг Нижнего Новгорода[253][254].
Платная скоростная автомагистраль Шали (М7) — Бавлы (М5), республика Татарстан
Строящаяся платная автомагистраль длиной 294 км, являющаяся, по сути, татарстанской частью перспективного автомобильного транспортного коридора «Европа — Западный Китай». Проект реализуется с 2005 года, I очередь строительства была введена в эксплуатацию в 2011 году, стоимость её строительства составила 3,84 млрд рублей. На 2018 год строится участок от южного берега Камы до Альметьевска, а часть от Альметьевска до Бавлы планируется к строительству. В рамках проекта было выполнено строительство второй очереди моста через Каму у села Сорочьи Горы, являющегося самым длинным в России.
На октябрь 2013 года в проект уже было вложено 21 млрд рублей, общая же ориентировочная стоимость строительства составляет 132 млрд рублей в ценах 2013 года[255].
Автодорога Тюмень — Нижняя Тавда — Междуреченский — Урай — Нягань — Приобье
Дорога общей длиной более 650 км строится на территории Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа. Предназначена заменить существующие зимники на огромном пространстве между Тюменью и посёлком Приобье, от которого река Обь течёт меридионально на север до Обской губы. Стоимость только одного отрезка длиной 71 км в рамках участка Тюмень — Нижняя Тавда — Междуреченский в границах ХМАО составляет 4 272 млн рублей[256][257].
В 2019 году поменялись планы. На Петербургском экономическом форуме, Губернатор Югры Наталья Комарова и глава Свердловской области Евгений Куйвашев подписали соглашение, о переносе строительства автомагистрали через город Тавда Свердловской области. [258]
Коренная реконструкция автодороги Комсомольск-на-Амуре — Могды — Чегдомын
Дорога в Хабаровском крае, идущая вдоль восточной части Байкало-Амурской магистрали длиной 502,9 км и представлявшая собой разрушенную бывшую технологическую дорогу для строительства этой железнодорожной магистрали с 2007 года[259] постепенно реконструируется путём доведения бывших технологических дорог до удовлетворительного состояния. Для этого по всей длине дороги необходимо заменить разрушенные и аварийные деревянные мосты постоянными бетонными, увеличить радиусы поворотов, выровнять недопустимые поперечные уклоны и устроить собственно дорожное покрытие, которое предполагается выполнить в щебне с перспективой асфальтирования. Проект, суммарная стоимость которого составит не менее нескольких десятков млрд рублей, планируется завершить до, по разным источникам, 2020—2022 годов[260].
Коренная реконструкция федеральной трассы А181 «Скандинавия»
В 2015 году стартовал очень крупный (оценочная стоимость — 100 млрд рублей) проект коренной реконструкции федеральной автомобильной дороги А181 «Скандинавия», в результате которой эта дорога, соединяющая Санкт-Петербург через Выборг с границей с Финляндией, должна получить вместо нынешних, больше частью, двух сразу от 4 до 6 полос движения с разделительной полосой, а также многоуровневые развязки. В 2015 году начались работы первого этапа на участке 47 — 65 км стоимостью 11 млрд рублей, всего же до 2022 года на первые этапы работ предусмотрено выделение 32 млрд рублей[261][262].
Восточный обход Новосибирска
Восточный обход Новосибирска строится с октября 2013 года[263]. Общая протяженность Восточного обхода составит около 80 км[264]. Новая магистраль I технической категории значительно снизит транспортную нагрузку на федеральную автодорогу М52 «Чуйский тракт» на въезде в Новосибирск и даст выход на трассу М53 «Сибирь». Также трасса в перспективе должна соединить Северный обход, Гусинобродское шоссе и федеральную трассу «Чуйский тракт»[265]. Строительство будет проходить в четыре этапа. По данным Сибуправтодора, завершить строительство первого этапа Восточного обхода Новосибирска планируется в 2021 году[266].
Реконструкция федеральной трассы М52 «Чуйский тракт»
Трасса М52 Новосибирск-Бийск-Ташанта с подъездными путями к Барнаулу и Горно-Алтайску, связывающая крупные города Западной Сибири с туристическо-рекреационными зонами в Республике Алтай и на юго-востоке Алтайского края к 2018 году должна стать четырехполосной на всем протяжении от Новосибирска до особой экономической зоны Бирюзовая Катунь. Работы начались в августе 2011 года и отдельных участках (Новоалтайск — ЗАТО Сибирский, Майма — Алтайская долина) к концу 2015 года уже завершены. Идет строительство на участках в районе сел Сростки (родина В. М. Шукшина), Долина свободы, Образцовка. Построен восточный обход Бийска. Стоимость проекта составит около 15 млрд рублей[267].
Реконструкция развязок на Московской кольцевой автомобильной дороге
С 2011 года реконструированная десятилетием раньше десятиполосная скоростная Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) стала подвергаться новой масштабной реконструкции, предполагающей массовую замену устаревших развязок на более современные, чаще всего двухуровневых развязок типа «клеверный лист» на четырёхуровневые развязки с левоповоротными съездами. Часть из этих развязок одновременно по сути являлись частями других крупных проектов. До осени 2017 года были реконструированы в общей сложности 14 развязок, в том числе все крупнейшие, однако проект продолжается реконструкцией ещё, по крайней мере, двух развязок с конца 2017 года. Некоторые из реконструируемых развязок сами по себе тянули по размерам на крупные проекты, в частности:
Реконструкция Бусиновской развязки в 2011—2014 годах
Реконструкция развязки Калужского шоссе (Профсоюзной улицы) с МКАД
Федеральная трасса «Таврида»
Проект скоростной автодороги стоимостью более 100 млрд рублей, [268] которая свяжет Керчь с Севастополем, протяженностью около 250 км. Строительство официально началось 12 мая 2017 года, хотя подготовительные работы начались несколько раньше. Трасса пойдёт в обход крупных населённых пунктов, будет оборудовано большое число развязок-съездов[269][270]. В двухполосном варианте дорога должна быть готова к декабрю 2018 года, а полностью строительство планируется завершить к сентябрю 2020 года[271].
Обход Вологды
Этапы строительства
Строительство обхода Вологды на федеральной трассы М8 «Холмогоры» началось в 1999 году. Первый и второй пусковые комплексы дороги общей длиной 10 км и стоимостью 1 млрд рублей в ценах тех лет были введены в строй в 2003 году. При этом, как и на других участках обхода, первоначально строилась дорога 2 категории с развязками, которую впоследствии планировалось довести до 1 категории. Третий этап проекта был сдан в 2007 году[272]. Последний — четвёртый — участок обхода Вологды на трассе М8 «Москва — Ярославль — Вологда — Архангельск» с 448 по 468 км объединит существующие три очереди объездной дороги Вологды и интегрирует три федеральные трассы в единую транспортную артерию на юг. В настоящий момент на западе к обходу Вологды примыкает трасса А199 «Вологда — Медвежьегорск», на севере — трасса М8 «Холмогоры», а на северо-западе — А114 «Вологда — Новая Ладога»[273]. Проект четвёртого участка трассы М8 предусматривает три развязки, которые выведут всё транзитное движение за пределы Вологды[274]. Стоимость строительства третьего участка длиной 20 км составляет 13,1 млрд рублей[275]. Строительство четвёртого участка обхода было начато в августе 2017 года[276]. Первая половина участка была открыта в августе 2019 года[277]. Завершить работы планируется в сентябре 2020 года[278][279].
Платный обход Балашихи и Ногинска на трассе М7 «Волга» с новым выездом на МКАД
Крупная платная дорога, призванная стать, с одной стороны, продолжением Северо-западной хорды за МКАД, а с другой — первым отрезком перспективного платного дублёра федеральной трассы М7 «Волга». Активная подготовка к строительству, включая вырубку леса и прокладывание технологических дорог, ведётся с 2017 года. Завершение проекта планируется не ранее 2021 года.
Обход Хабаровска
Объездная трасса строится с сентября 2017 года[280]. Позволит вывести транзитный транспорт за пределы Хабаровска и свяжет между собой сразу три федеральные трассы: А370 «Уссури», Р297 «Амур» и А375 «Восток». Протяженность дороги составит почти 27 км[281]. Двигаться машинам по новой магистрали разрешат со скоростью до 120 км/ч[282]. Общая стоимость объекта оценивается примерно в 43 млрд рублей. Завершиться работы должны в сентябре 2020 года[283].
Обход Усолья-Сибирского и Тельмы на трассе Р255 «Сибирь»
В Усольском районе Иркутской области построят 43 км федеральной трассы Р255 «Сибирь». Новый участок обеспечит «зелёный коридор» для 15 тысяч машин транзитного транспорта в сутки, который сможет преодолевать данный отрезок пути со скоростью до 90 км/ч по новому участку, ширина проезжей части которого увеличится до 15 м. Проектом предусмотрено строительство автомобильной дороги I категории с четырьмя полосами движениями.
Весь объём работ планируется завершить в 2024 году. Общая стоимость объекта составляет 16–17 млрд рублей[284].
В июне 2019 года объявлен тендер на строительство[285]. В ноябре 2019 года начаты строительные работы[286].
Обход Тольятти
Проект, предусматривающий строительство в общей сложности 97 км автомобильных дорог [287], в том числе крупного Климовского моста через Волгу, выполняется в рамках создания международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай»[288][289].
В августе 2018 года Министерство транспорта Самарской области зарезервировало для строительства 10,8 км² земли в Ставропольском, Шигонском, Сызранском районах и Тольятти[290]. В октябре 2019 года было подписано соглашение о строительстве между правительством Самарской области и хозяйственным партнёрством "Концессионная компания «Обход Тольятти»[291][292]. Минимум с октября 2019 года ведётся строительство подъездных дорог к месту будущего мостового перехода[293].
Планируется, что время в пути между Москвой и Самарой сократится с 16 до 8 часов. Строительство планируется завершить до конца 2023 года стр. 93. Стоимость проекта, включая и мост, и дороги, составит 100—120,8 млрд рублей[294][295].
Калужская кольцевая автомобильная дорога
Создаваемая автомобильная дорога общей длиной 83,7 км. Восточную часть составляет участок трассы Р132. С 2015 года проводится строительство двух участников для создания кольцевой дороги:
Южный обход. Трасса длиной 21 км общей стоимостью 11,42 млрд рублей, строительство началось 18 августа 2015 года. Открытие новой автомобильной дороги и третьего моста через Оку состоялось 9 декабря 2018 года [296][297]
Северный обход. Трасса длиной 21,7 км общей стоимостью 12,5 млрд рублей[298][299][300] строится с начала 2020 года[301]. Обход получит четыре полосы движения, семь путепроводов, три моста, четыре развязки в разных уровнях. Срок завершения строительства – 2022 год. Предположительная интенсивность транспортного потока составит до 40 тысяч автомобилей в сутки. С открытием обхода появится транзитный коридор между федеральными трассами М3 «Украина», Р132 и Р92. Помимо этого, будет создан выход на панъевропейские транспортные коридоры №2 и №9 и международный транспортный маршрут «Европа — Западный Китай»[302].
Линии метрополитена
Одна подземная станция метрополитена обходится в среднем примерно в 8,5 млрд рублей в ценах 2012 года, поэтому почти любые проекты расширения метрополитенов, кроме строительства отдельных станций, становятся крупными.
Планируемый интерьер станции «Площадь Революции» Челябинского метрополитена
Челябинский метрополитен
Строится с 1991 года с перерывами по сей день (2017 год). Только завершение доведённого примерно до половины готовности первой очереди проекта из-за сложных геологических условий строительства оценивается в 25 млрд рублей[303]. Проект в настоящее время формально медленно строится [304], так как консервация обошлась бы ещё дороже.
Строительство Казанского метрополитена — вторая линия
Строительство 2-й линии Казанского метрополитена — Савиновской линии — началось весной 2018 года с началом подготовительных работ на строительных площадках. В составе первой очереди линии планируется построить четыре станции, включая пересадочную на первую линию[305].
Строительство Петербургского метрополитена
Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее, строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 году велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как ранее, так и сейчас. На конец 2019 года строятся следующие крупные объекты Петербургского метрополитена:
участок 4-й (Правобережной) линии со станциями «Театральная» и «Горный институт». Ввод в строй не ранее 2020 года, при этом станция «Театральная» будет сдана в конструкциях без выхода на поверхность и открыта для пассажиров только в четвёртом квартале 2023 года[306].
6-я (Красносельско-Калининская) линия метрополитена строится с марта 2016 года. Проект первой очереди линии включает две станции: «Юго-Западная» и «Путиловская» с переходом от последней на станцию «Кировский завод» Кировско-Выборгской линии, также в рамках проекта построят однопутный служебный соединительный тоннель от станции «Путиловская» до станции «Нарвская» длиной 1,88 км, и проезд в будущее депо «Красносельское» длиной 1,75 км. Стоимость проекта первой очереди линии 37 млрд рублей[307]. Ввод участка в строй запланирован на июнь-декабрь 2022 года[308].
Московские центральные диаметры
В конце 2017 года Президентом России Владимиром Путиным был утверждён проект организации движения по типу Московского центрального кольца на нескольких железнодорожных маршрутах, проходящих через Москву насквозь, которые решено было назвать Московскими центральными диаметрами. Уже в самом начале 2018 года на проект начали выделять серьёзное финансирование и началось строительство отдельных его объектов[309]. Стоимость проекта предположительно составит порядка 60 млрд рублей[310]. Первые два диаметра были введены в эксплуатацию 21 ноября 2019 года, но проект продолжает активно развиваться.
Строительство Московского метрополитена
Карта Московского метро со строящимися и планируемыми ко вводу до 2020 года станциями
Из-за серьёзнейших транспортных проблем развивавшийся и ранее метрополитен в самом большом городе Европы активно строится , так как альтернативы ему нет — реконструкция автодорог столицы в основном завершена к середине 2010-х, а дальше дороги строить просто негде, поэтому мэрия сосредоточилась на метро и железной дороге[311]. Проект расширения московского метрополитена предусматривает строительство до 2020 года. 70 станций и 150 км новых линий, что сделало его крупнейшим в мире на 2013 год[312]. На начало 2019 года на строительстве одновременно находятся в работе 22 проходческих щита[313], при том, что, например, в советское время соответствующее число не превышало 5. Ведутся работы по следующим наиболее крупным проектам:
Участок Третьего пересадочного контура Аминьевское шоссе — Проспект Вернадского. Строится с июня 2017 года, должен быть введён в строй в 2019 году[314]. (Весь третий пересадочный контур должен быть построен к концу 2020 — началу 2021 годов[315].
Участок Третьего пересадочного контура Проспект Вернадского — Каховская, включая реконструкцию прилегающей к нему небольшой Каховской линии метро. Строится с июня 2017 года, должен быть введён в строй в 2020 году[316].
Участок Третьего пересадочного контура Петровский Парк — Авиамоторная. Строится в основном с конца 2015 — начала 2016 года[317] и должен быть введён в строй в конце 2018 года[318]. При этом станция Нижняя Масловка и перегон до станции Петровский Парк строятся с 2011 года, поскольку изначально должны были быть открыты вместе с участком Деловой Центр — Петровский Парк, введённым в строй ранее.
Продление Калининско-Солнцевской линии до аэропорта Внуково с двумя с станциями — Пыхтино и Внуково. Последняя будет выполнена в наземном варианте из-за необходимости интеграции с аэропортом. Хотя основные строительные работы на начало 2018 года ещё не начались, обе станции официально входят в список строящихся[319].
Частично входит в описанные выше, но и сам по себе является явно крупным проектом крупнейший в Москве транспортно-пересадочный узел «Рязанская», который строится на пересечении Большого кольца, Кожуховской линии, Московского центрального кольца и Горьковского направления Московской железной дороги (в дальнейшем — одного из московских центральных диаметров), где строятся сразу две станции метрополитена и новая железнодорожная станция, а также предусмотрен задел под строительство ещё одной станции перспективной линии метро на восток столицы.
Продление Люблинско-Дмитровской линии на север — к станциям «Улица 800-летия Москвы», «Лианозово» и «Физтех». Работы начались c 2018 года, а активное строительство с июня 2019 года.
Коммунарская линия в посёлок Коммунарка, которая пройдёт от станции «Улица Новаторов» Большой кольцевой линии. Стоимость строительства составит 90 млрд рублей[320]. В строительстве будут принимать участие инвестиционные компании из КНР[321]. Планируется, что линия будет продлена до города Троицк[322]. Строительство началось летом 2019 года[323].
Крупнейшие мосты
Второй мост через Зею в Благовещенске
Действующий мост через реку Зея построен в 1981 году и едва справляется с нагрузкой, которая, по оценкам специалистов, превышена в три-четыре раза. Старое сооружение не выводилось в капитальный ремонт с момента постройки, так как альтернативного оптимального въезда в Благовещенск не существует. В связи со случившейся на нём в начале 2020 года аварией строительство нового моста было по распоряжению Президента перенесено на год раньше планировавшегося.
Строительство началось летом 2020 года и должно быть завершено через 42 месяца, то есть к концу 2023 года.[324] Стоимость строительства нового моста составляет 20 млрд рублей[325].
Климовский мост через Волгу, Самарская область
Идея строительства автодорожного моста через Волгу в Самарской области существовала минимум с 2000-х годов[326].
Строительство ведётся западнее Тольятти, рядом с селом Климовка Шигонского района, в рамках реализации международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай»[327][328], являясь частью проекта обхода Тольятти, предусматривающего строительство в общей сложности 97 км автомобильных дорог[329].
Створ будущего мостового перехода находится в самом узком в окрестностных районах месте Куйбышевского водохранилища в 35 км выше плотины Жигулёвской ГЭС. Протяжённость участка строительства составляет 11 114 м, длина самого моста — 3 754 м[330]. Проектом запланировано строительство стального моста с раздельными пролётными строениями шириной по 14,4 м под каждое направление автодороги с расчетными пролётами до 157,5 м. Всего на мосту будет организовано четыре полосы движения автотранспорта с расчётной скоростью 120 км/ч[331].
В августе 2018 года Министерство транспорта Самарской области зарезервировало для строительства обхода Тольятти 10,8 км² земли в Ставропольском, Шигонском, Сызранском районах и Тольятти[332]. В октябре 2019 года было подписано соглашение о строительстве между правительством Самарской области и хозяйственным партнёрством «Концессионная компания «Обход Тольятти»[333][334]. Минимум с октября 2019 года ведётся строительство подъездных дорог к месту будущего мостового перехода[335].
Планируется, что время в пути между Москвой и Самарой сократится с 16 до 8 часов. Строительство планируется завершить до конца 2023 года стр. 93. Стоимость самого моста и подъездных путей составит 42 млрд рублей[336] (при этом весь обход Тольятти обойдётся уже в 120 млрд рублей).
Второй мост через Шексну в Череповце
Новый вантовый мост соединит центральную часть города и Зашекснинский район. Протяжённость составит 1131 метр.
3 ноября 2017 года было подписано соглашение о строительстве[337]. В течение 2018 года были проведены подготовительные работы[338]. 21 марта 2019 года был подписан государственный контракт на строительство мостового перехода с АО «ВАД»[339]. Забивание свай началось в августе 2019 года[340]. Открытие запланировано на 2025 год. Стоимость строительства составит 16,6 млрд рублей[341].
Волгоградский мост (вторая и третья очередь)
После ввода в строй первой очереди в строительстве моста через Волгу и Ахтубу последовал двухлетний перерыв, однако в 2012 году работы были возобновлены. Постройка второй и третьей очередей проекта обойдётся в 13,5 млрд рублей[342]. Планируется также четвертая очередь[343]. Движение по мосту через Ахтубу было открыто по временной схеме 20 декабря 2017 года[344], однако полностью достроить вторую очередь планируется в 2019 году, а начать строительство третьей очереди, соединяющей мосты через Волгу и Ахтубу в обход населённых пунктов, - в 2020 году.
Железнодорожный мост через Амур в Еврейской автономной области
Мост, соединяющий Еврейскую автономную область с Китаем в районе Нижнеленинское — Тунцзян, строится по отдельности на российской и китайской сторонах реки. Его длина — 2209 метров, 309 из них приходится на российскую сторону. Пропускная способность моста составит до 21 млн тонн в год[345]. Переход существенно повысит грузооборот и конкурентоспособность российских производителей и экспортеров — расстояние транспортировки до конечного потребителя сократится примерно на 700 км по сравнению с другими действующими железнодорожными маршрутами[346].
С российской стороны собственно строительные работы стартовали в июле 2016 года, а с китайской — несколько ранее. Стыковка российской и китайской частей моста начнётся осенью 2018 года[347]. Стоимость только российской части проекта составляет порядка 9 млрд рублей, из которых 4 — собственно на мостовую часть. При этом Китай, по всей видимости, понёс затраты примерно того же порядка, что делает проект в целом однозначно крупным[348][349][350].
В октябре 2018 года было завершено строительство китайской части моста[351], а также начато соединение российской и китайской частей моста[352], завершённое в марте 2019 года[353]. Завершить строительство моста планируется в конце 2020 года.[354]
Центральный (Царский) мост через Обь в Новосибирске
Четвертый автодорожный мост через Обь соединит площадь инженера Будагова (бывшую Южную площадь) на правом берегу с площадью Труда на левом в Новосибирске[355]. Сам мост запроектирован длиной 1,5 км, с подходами и развязками — 6,4 км. Проект предполагает строительство транспортных развязок на обоих берегах реки для его подключения к дорожной сети города, а также строительство тоннелей под железнодорожными путями. Мост обеспечит выходы на федеральные трассы М52 «Чуйский тракт», М53 «Сибирь» и М55 «Байкал».
Общая стоимость проекта автомобильного моста через Обь оценивается в 40,5 млрд рублей, из которых объём государственных вложений составит 26 млрд рублей[356], региона — 4 млрд рублей, концессионера — около 10 млрд рублей[357].
6 декабря 2017 года было подписано концессионное соглашение между Сибирской концессионной компанией, входящей в группу ВИС, и правительством Новосибирской области[358][359]. Работы по подготовке к строительству моста, расположенного в непосредственной близости от монумента Императору Александру III и получившего из-за этого в народе название «Царский», начались в 2018 году[360].
Крупнейшие тоннели
Новый (Второй) Байкальский тоннель
Однопутный тоннель длиной 6682,05 м с двумя дренажными штольнями длиной 1500 и 1747,36 м, параллельный построенному в 1980-х старому Байкальскому тоннелю, строится в рамках мегапроекта по реконструкции Байкало-Амурской магистрали и Транссиба (БАМ-2) с 2014 года и должен быть сдан в эксплуатацию во второй половине 2019 года[361]. Тоннель обеспечит двухпутное движение на участке Усть-Кут — Северобайкальск проходящем через Байкальский хребет[362][363]. С вводом тоннеля в эксплуатацию пропускная способность участка Лена — Северобайкальск увеличится с 15 пар поездов в сутки до 25 пар[364].
Строительство тоннеля началось в октябре 2014 года[365]. 5 марта 2018 года была завершена проходка тоннеля[366][367]. Ввод тоннеля в эксплуатацию должен состояться в 2020 году.[368]
Стоимость проекта составляет 28,9 млрд рублей[369].
Второй Северомуйский тоннель
Постройка второго Северомуйского тоннеля, обеспечивающего второй путь параллельно крупнейшему в стране Северомуйскому тоннелю, должна увеличить провозную способность данного участка Байкало-Амурской магистрали до 100 млн тонн в год. Расширение пропускной способности тоннеля до 100 млн тонн даст прирост провозной способности всего БАМ порядка 30–50 млн тонн в год. В июне 2019 года был подписан договор на поставку двух проходческих щитов специально для строительства тоннеля[370]. В августе 2019 года начались подготовительные работы к постройке тоннеля непосредственно на месте строительства[371]. Весь проект оценивается примерно в 100–120 млрд рублей[372][373].