ЗООМИР и не только о нем

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗООМИР и не только о нем » Дрессировка » Роль нервной системы в поведении животного.


Роль нервной системы в поведении животного.

Сообщений 11 страница 15 из 15

11

Навыки и правила их выработки у собак

Навык — это действия собаки, выработанные в результате повторения упражнений, когда условный сигнал подкрепляется пищей либо механическим воздействием.

Обычно навык — это сложный набор последовательных действий (положительных и тормозных рефлексов).

Например, на команду «Ко мне» собака движется к дрессировщику, садится перед ним и проявляет выдержку (тормозной рефлекс) в занятом положении.

Навык — это динамический стереотип. Процесс выработки навыка условно можно разделить на три стадии.

Схема выработки у собаки навыка при дрессировке:

Первая стадия.Выработка первоначального условного рефлекса, входящего в состав навыка.

Вторая стадия.Выработка последующих условных рефлексов, составляющих навык в целом.

Третья стадия.Упрочение навыка до автоматического его проявления в различных условиях.

1- я стадия. Дрессировщик подбирает место без сильных посторонних раздражителей и начинает выработку первоначального флекса, входящего в состав навыка. Например, вырабатывает у 'аки хватку за предмет, находящийся в руках дрессировщика, команде «Апорт».

2- я стадия. Дрессировщик начинает последовательную выработку новых рефлексов, входящих в состав того же навыка. По команде «Апорт» приучает брать предмет, брошенный вблизи, затем отыскивать предмет, заброшенный далеко от собаки, и приносить его. Таким образом вырабатывается навык в целом.

3-я стадия. Продолжение упражнений по закреплению навыка до автоматического его выполнения в разнообразных условиях.

При дрессировке собак следует соблюдать следующие правила:

1. Необходимо применять два раздражителя — условный (команда) и безусловный (пища, нажим рукой и т. п.). Команды следует подавать четко, однократно, без лишних слов и крика.

2. Физиологическая сила безусловного раздражителя должна быть большей по сравнению с силой условного.

3. Безусловный раздражитель применяют через 1—3 с после действия условного.

4. Повторять действие двух раздражителей необходимо многократно, до 20 упражнений в день в среднем с промежутками между упражнениями 4—5 мин. Когда навык начинает проявляться, режим упражнений и время между упражнениями изменяют — то сокращают, то увеличивают с учетом индивидуальных особенностей собак.

5. Выработанный навык закрепляют, постепенно усложняя обстановку и изменяя условия.

6. Дрессируемая собака должна быть здоровой, бодрой.

Обращаться с собакой нужно спокойно, бережно. У вялой, угнетенной, больной собаки рефлексы не вырабатываются. Двигательные условные рефлексы вырабатываются быстрее, если нужные движения собака совершает сама, а дрессировщик вовремя дает команду и подкрепление.

Например, собаку отпускают побегать, и как только она сама направляется в сторону дрессировщика, следует подать команду «Ко мне» и показать лакомство. Когда собака подойдет, дать ей лакомство и погладить. Такие методические приемы относят к методу наталкивания. Необходимо использовать подражание, игру, повадки животного, имеющиеся навыки и непосредственное воздействие на собаку.

Заученные, автоматические действия играют немаловажную роль в поведении собаки. Выработка каждого нового навыка осуществляется в определенной последовательности и должна сочетаться с теми навыками, которые вырабатывались ранее. Некоторые из них частично или полностью могут входить в состав новых навыков. Например, навык на команду «Апорт» входит в состав более сложного навыка — выборки вещей по запаху.

Это в целом и составляет последовательно-сочетательную систему выработки навыков у собаки при подготовке ее к определенной службе. В процессе дрессировки подкрепление условного сигнала безусловным раздражителем применяют регулярно, либо эпизодически (вероятностное подкрепление).

При вероятностном подкреплении (30 процентов подкреплений) некоторые условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем при 100-процентном подкреплении, что связывают с эмоциональным возбуждением, достигающим максимума именно в данных условиях, то есть подкрепление следует за условным сигналом случайно, в непредсказуемом порядке, но с определенной вероятностью.

Подкрепление усиливает или увеличивает вероятность реакции. Четкие, умелые действия дрессировщика способствуют успешному формированию навыков у собаки. Ошибочные действия ведут к возникновению нежелательных навыков, затрудняющих дрессировку собаки.

А чтобы переделать такие навыки в положительные, требуется еще большее напряжение нервной системы собаки, чем при первоначальной его выработке. Переделка стереотипа всегда труднее, чем его выработка. Только высокое мастерство дрессировщика дает возможность избежать ошибок в работе.

12

Индивидуальный подход к собаке при дрессировке

Для успешной дрессировки очень важно знать и учитывать индивидуальность каждой собаки в отдельности.

Она обусловливается наследственностью, индивидуально приобретенным опытом в определенных условиях жизни и воспитанием.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента (типа ВНД), прежде всего, в энергетическом уровне поведения — интенсивности, скорости, темпе, а также эмоциональных особенностях.

Холерикам свойственна высокая активность, энергичность, яркая эмоциональность (преимущественно агрессивность, злоба);

меланхоликам — низкая активность, высокая эмоциональная реактивность с преобладанием пассивности, страха;

сангвиникам — высокая эмоциональная (положительная) активность, подвижность,

а флегматикам — медлительность, низкая активность и эмоциональность.

Несмотря на разнообразие поведения, отмечают две основные черты — общую активность и эмоциональность.

В соответствии с этим следует умело подбирать методические приемы для выработки тех или иных навыков у собаки. Необходимо также учитывать возраст животного, наличие приобретенных навыков (положительных и отрицательных), преобладающую реакцию поведения, пол животного, естественные повадки и т. п.

Разные потребности порождают у животного разные эмоции, но проявится в каждом конкретном случае та потребность, которая вызовет более сильную (доминирующую) эмоцию.

Характер проявления эмоций собаки обусловливается как нервно-гормональными изменениями, так и условиями воспитания, которые иногда оказываются даже наиболее значимыми в становлении типов эмоционального реагирования.

Эмоции также подвержены тренировке и изменениям. Примером тому является злобность пит-булей и их трусость при «оранжерейном» воспитании щенков.

Внешнее проявление эмоций у собаки выражается в форме повышенного тонуса мимической и скелетной мускулатуры, сопровождающегося изменением движений и поз, определенной мимикой морды, оскалом зубов, постановкой ушей, хвоста и шерсти на загривке, звуковыми сигналами (лай, рычание, визг и т. п.).

Например, внешний вид собаки различен, когда она проявляет злобу к врагу, ласку к хозяину, пассивность и страх. Учет индивидуальности поведения собаки практически необходим при дрессировке и ее применении в работе.

Все материалы с сайта:http://www.nashisobaki.com

13

http://s2.uploads.ru/biVT1.jpg
http://s3.uploads.ru/GZeHp.jpg
http://s3.uploads.ru/OfkvG.jpg
http://s3.uploads.ru/8ZYzG.jpg

http://veo.mybb.ru/viewtopic.php?id=6884&p=14

14

http://s2.uploads.ru/1gtCL.jpg
http://s2.uploads.ru/c7rqU.jpg
http://s3.uploads.ru/1gwsY.jpg

http://veo.mybb.ru/viewtopic.php?id=6884&p=14

Отредактировано Дельфа (03-04-2013 14:55:35)

15

http://s2.uploads.ru/dynTr.jpg


Вы здесь » ЗООМИР и не только о нем » Дрессировка » Роль нервной системы в поведении животного.