ЗООМИР и не только о нем

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗООМИР и не только о нем » HAUTE ECOLE » История ОтЭколь в лицах


История ОтЭколь в лицах

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Вступление.

Прежде, чем говорить об искусстве ОЭ, зародившемся в Италии в эпоху Ренессанса, давайте признаемся себе прямо: ни рыцари, ни катафрактарии, ни скифы, ни монголы даже - не умели ездить верхом. "Железо" кельтов ничем не отличается от ханьского, а казацкое - от пиренейского. Основной задачей всадника на протяжении столь долгого времени было доехать, по возможности не свалившись, до пункта назначения и кого-нибудь зарубить-затоптать на пути. Лошадь управлялась исключительно болью, при помощи конструкции головных ремней, исключающей попытку всякого (ну почти всякого) сопротивления. О таких тонкостях как управление аллюрами лошади, простейшей растемповки, сбора - никто из боэмундов таренских, аттилл, чингисханов - не имел ни малейшего понятия. Еще теплилась в средневековом Китае искорка понимания лошади, в даосизме, но даосы не были профессиональными лошадниками и не могли донести свои мысли до китайских конников того времени.
Интеллект, богатейший духовный мир лошади - не интересовал никого.
Единственное, чем "прославилась" средневековая Европа в отношении лошади - это изобретением все более и более затеистых мундштуков (железу я думаю посвятить отдельный пост в рассказе о конном спорте), в результате чего одним движением повода можно было сломать лошади нижнюю челюсть и, по сути, обречь животное на мучительную смерть от голода.
Конница, так блистательно описанная "военными историками" 19 и 20 века НИКОГДА не выигрывала у пехоты, за исключением тех случаев, когда для противника лошади были в диковинку. Единственно успешное выступление конницы - это выступление конквистадоров против древних американских царств - ацтеков и инков. В остальных случаях все эти закованные в железо рыцари, всадники хун-ну и прочие катафрактарии были годны разве что на грабеж мирного населения.
Поскольку лошадь управлялась болью от железа, пехотинцу достаточно было схватиться за мундштук или перерубить повод, чтобы всадник потерял управление и либо был насильно спешен, либо,что называется "разнесен" собственным конем на галопе. Собственно поэтому, к моменту появления наиболее полных "максимилиановских" доспехов, мундштуки щетинились шипами, мешавшими ухватить их с земли, а поводья усиливались приклепанными полосами железа.
Еще одним средством заставить идти в бой отчаянно не желающую лошадь, были шпоры - от хуннских "колышков" до готических граненых кинжалов с длиной рабочей части до 15 см. И эти кинжалы, согласно хроникам, "втыкались под брюхо лошадям". Учитывая то, что боевому коню ("дестрьеру") при этом приходилось тащить на себе закованного в броню и не имеющего понятия о балансе всадника весом за центнер + собственный и совершенно бесполезный лошадиный доспех, учитывая, насколько дорого обходилась частая смена дестрьеров, которые по сути, были "мясом" на один-два боя или турнира, легко представить себе неизбежный крах рыцарской конницы в эпоху "осени средневековья".
Вот тут и грянуло Возрождение. Вот тут начинается история Школы.

2

Чезаре Фиаччи
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b5/Representation_Fiaschi_AUBRY_HISTOIRE_PITTORESQUE_DE_L_EQUITATION_1834.jpg

Джентльмен Феррары и знаменитым всадник первой половины шестнадцатого века, Чезаре Фиаччи основал в 1534 в Ферраре школу верховой езды и был учителем знаменитого Джанбаттисты Пигнателли, которого высоко ценил Соломон де ла Бру (Бруэ) и Антуан Плювинель . Вместе с современником Федерико Гризоне он является одним из основателей итальянского конного Возрождения, и одной из первых школ верховой езды того времени.
Его книга Трактат dell'imbrigliare, atteggiare, Cavalli и Ferrari, написана на итальянском языке, была благословлена Римским Папой и  выдержала очень много изданий и была предметом нескольких французских переводов Первое итальянское издание 1556 посвящено королю Генриха II Франции.
Его трактат уже содержит понятия сбора, простейших растемповок, управлению лошадью на пируэтах, полупируэтах и вольтах и снабжено поясняющими вестиграммами.
Известна история о "сапожке Чезаре Фиаччи"

3

http://www.kdvorik.ru/base_pict/51.gif

Переходной фигурой от средневековой к новой верховой езде был Федерико Гризоне, который жил и работал в Неаполе, имел там школу верховой езды, написал после Ксенофонта первый учебник верховой езды «Правила верховой езды» (1550). Эта книга не имела методической ценности, но открыла целую волну литературы по верховой езде. Последователи Гризоне вскоре многое изменили в его учении, но именно они несли возрожденное искусство верховой езды во все другие страны Западной Европы.
В теории он хотел возродить античное искусство верховой езды, рассуждал о правильных соотношениях наказания и ласки, как Ксенофонт, но под лаской подразумевал просто прекращение наказаний, а наказания применял не примитивные и тупые, как рыцари средних веков, но тонкие и остроумные, как современные ему инквизиторы. В его оправдание приводят иногда трудность задачи, которую он на себя взял: хотел обучить крупных массивных лошадей неаполитанской породы ходить легко и грациозно.
Гризоне и его современники привнесли с собой в верховую езду еще и дух Возрождения, хотя, может быть, искаженный. Это бесконечная уверенность во всемогущество человеческого разума, изобретательность, самолюбие. Они считали себя умнее природы и преобразовывали ее с остроумием и безжалостностью испорченных детей: чтобы лошади было легче дышать, разрезали ей ноздри и т. д. Борьбу с животными вели без лишних колебаний и раздумий. Если лошади оказывали сопротивление бесконечному и мучительному максимальному сбору и не шли больше вперед, постоянно пиаффировали или осаживались, то рекомендовали «лекарства» следующего типа: «Если твоя лошадь остановится или попятится, ставь за ней человека с длинной палкой, к которой привязан злой кот животом вверх, так что он может свободно пользоваться своими когтями и зубами. Человек должен прижимать кота к бедрам строптивой лошади так, чтобы кот мог кусать и царапать». Автор этих строк, современник Гризоне Блюндевиль, рекомендует еще множество общепризнанных «средств»:злые собаки, иглы, факелы.
Изобретательство и механизированиебуйно расцвело в XVI веке. Главной задачей мастера выездки считали применение или изобретение подходящего инструмента, который заменил бы умение всадника. Общеизвестно, как немец Лёнэйзен описал 126 образцов мундштуков.

Он первым считал главным аллюром для выездки рысь. У Ксенофонта речь идет в основном о шаге и галопе, рысь у него—только переходный аллюр. Гризоне работал с лошадьми в основном на вольтах и кругах. Для этого делали требуемого диаметра дорожки в глубоко вспаханном поле, чтобы лошади шли след в след и не отклонялись в сторону. Посадка Гризоне была совсем еще рыцарская: ноги выпрямлены в коленях, всадник сидит между высокими луками седла относительно высоко над спиной лошади. Но Гризоне принадлежит довольно современное высказывание: «Всадник должен прижиматься к телу лошади, как муха».
Он сам хорошо понимал опасность мундштуков, длина нижнего плеча которых достигала 40 см, и предупреждал учеников от строгости рук, рекомендовал возможно мягкие мундштуки, особенно для молодых лошадей. Для сохранения рта лошади выездку начинали капцуном, потом к верхним кольцам мундштуков прикрепляли «фальшивые поводья», чтобы мундштук не действовал, как рычаг, и только уже мягких, податливых лошадей брали на мундштук. Этот метод позже нашел краткое изложение в поговорке: «Кровавый нос создает хороший рот», так как давление капцуна на нос было главным приемом.
Интересной, хотя неудачной попыткой довести лошадь до сбора более естественно, чем это делалось его современниками, можно считать любимое упражнение Гризоне, так называемый «аванс»: при движении с уклона вниз делаются повторные сильные одержки или полуодержки, чтобы перед лошади оторвался от земли и животное перенесло свою тяжесть на задние ноги.
В общении с лошадьми Гризоне придерживался традиций средневековья. Принцип Ксенофонта: «Лошадь должна стать другом человека», — был заменен инквизиторской строгостью «...гоняй ее, пока сатана неповиновения будет изгнана». Оправданием любого принуждения в обучении была уверенность, что лошадь должна рано привыкать к серьезности жизни. Бессмысленных наказаний старались все-таки избегать и создавать для лошади такие условия, чтобы ее ничто постороннее не отвлекало.

4

Антуан де ля Бом де Плювинель, тайный тамплиер, масон, Великий Прецептор ложи и один из предполагаемых авторов "Прецепцио Прецепторибум".
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5b/Pluvinel-L_INSTRUCTION_DV_ROY_1625.jpg/220px-Pluvinel-L_INSTRUCTION_DV_ROY_1625.jpg

Историческим фоном деятельности Антуана де Плювинеля де ла Баума ,была бурная эпоха гугенотских войн во Франции. Во время Варфоломеевской ночи Плювинелю было 17 лет, и он был уже известен как великолепный всадник. Верховую езду Плювинель изучал основательно в Неаполе у Пигнателли. А потом, в процессе своей деятельности, опровергнул неаполитанские методы, перенеся надолго центр верхового искусства во Францию.
Его обучение в действительности различается от того которое предлагали его итальянские учителя основанное на двух главных принципах:
• Невозможно пренебречь психологией лошади
• Лошадь должна расцениваться как живое существо, обладающее разумом.
И правда он устанавливает, что лошадь имеет свои собственные характеристики, достоинства и недостатки, одним словом – индивидуальность. его единственный интерес -это комфорт лошади.

Самые кардинальные расхождения Плювинеля с неаполитанцами и де ла Бруэ заметны в понимании психики лошади. Плювинель заявляет: «Я никогда не видел, чтобы насилием добились от лошади понимания. Поэтому основа всех моих учений: упражняться разумно, мало и часто».
Перемены начались лишь в начале XVII века, когда француз Антуан де Плювинель основал в Париже Академию верховой езды для юных аристократов. Он был невысокого мнения о пользе шпор и строгой узды с удилами, гораздо больше он полагался на терпение и доброту всадника. В 1623 году он составил для короля трактат об искусстве верховой езды, где в форме диалога с монархом изложил свои взгляды на обучение лошадей. Его труд и поныне — основа работы высшей школы верховой езды, им руководствуются и тренеры Испанской школы в Вене.
Со времен позднего Ренессанса Высшую систему отношений человека и лошади называли Hаute Ecole. На заре своего возникновения, в XVI веке, Hаute Ecole была необыкновенно жестока к лошади, изобретая все новые и новые методы болевого воздействия и подчинения лошади воле человека. Но в XVII веке произошла революция, появился Новый Мастер – Антуан де Плювинель. Он вывел Hаute Ecole на иной уровень развития, положив в ее основу совершенно иное отношение к лошади, основанное на благородстве и самоотверженности человека и на поиске других способов взаимоотношения с лошадью.

Плювинель первым заявил миру, что железо и уздечка мучительны для лошади и пытался смягчить их воздействие.
Постулат школы:
"Действовать надо с невероятным терпением и изощрённым благоразумием".

5

А дальше?  http://s2.uploads.ru/t/Kt3OQ.gif

6

Книги Александра Невзорова есть в интернет-магазине Лабиринт, правда дороговаты. Энциклопедия около 500 рублей. Первая часть посвящена
истории дрессировки лошадей (жуткая), вторая - рассказывает о своих лошадях (интересная).  http://s3.uploads.ru/t/GORvV.gif

Отредактировано Zlata (09-07-2013 06:43:12)

7

Zlata
Я покупал эту энциклопедию за 2000 рублей, как только она вышла)
Для ознакомления с историей Школы могу посоветовать переведенный на русский язык труд Гериньера "Конная библия", он даже с аутентичными гравюрами.
А о самом де Гериньере речь впереди)

8

Ameghino, любое обучение и воспитание на чём-то стоится. Поведение сторожевой и охотничьей собаки ведь отличаются? Не случайно
Невзоров работал с Бехтеревой. Как бывшему учителю биологии интересен этот аспект в Школе...  http://s2.uploads.ru/t/Kt3OQ.gif

Отредактировано Zlata (11-07-2013 01:03:15)

9

Zlata
Обучение (в Школе принят термин L'Education, воспитание) Школьной лошади основано на аппеляции к ее разуму, к ее желанию дружить с человеком, к ее потрясающей (а на самом деле, типовой для всех высших млекопитающих) понятливости. Истинное Школьное Воспитание никоим образом не касается дрессуры и не использует никаких средств принуждения.
Самое главное - доказать лошади свою разумность, ведь изначально она воспринимает человека как мы бы восприняли огромного взбесившегося муравья. Для этого существуют различные школьные методики, начиная от игр, простейших упражнений вроде постановки ног на подставки, оборота вокруг тела, кранча и пр. И лошадь сама должна выбирать стилистику исполнения того или иного упражнения, сообразно развитию своей биомеханики и личным предпочтениям. Никакого принуждения, никаких средств управления.


Вы здесь » ЗООМИР и не только о нем » HAUTE ECOLE » История ОтЭколь в лицах