http://www.dal.by/news/4/27-03-14-29/

      Деиндустриализация страны - деградация рабочей силы

    Трагедия социализма началась с разрушения Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Социализм впервые использовал эффект экономической интеграции. Социалистическая интеграция связана с общенародной собственностью на средства производства, с планомерным характером развития общественного производства. Опыт индустриального развития и экономического объединения союзных республик можно считать началом социалистической экономической интеграции.
    В ходе социалистического строительства решалась труднейшая задача обеспечения ускоренного экономического и социалистического развития, интеграции бывшей метрополии с отсталыми колониальными и полуколониальными национальными окраинами бывшей царской империи. Результатом было выравнивание экономического развития. Если в целом промышленное производство в СССР за годы советской власти увеличилось в 1987 году по сравнению с 1913 годом в 213 раз, то в Армении - в 576 раз, Киргизии - в 494 раза, Молдавии - в 419 раз, Белоруссии - в 338 раз, Казахстане - в 318 раз. В СССР впервые в мире была создана единая энергетическая система, единый народнохозяйственный комплекс, действующий на принципах централизованного управления и планирования. Уровень межреспубликанского обмена и уровень экономической интеграции был выше, чем сейчас в ЕС. Это давало СССР известные экономические и политические преимущества.

Нельзя согласиться с утверждениями, что подлинные интеграционные процессы начинаются лишь на достаточно высокой степени технико-экономического развития стран-участниц и приобретают необратимый характер только на базе рыночной (буржуазной) экономики. Как раз советский опыт показал возможность экономической интеграции стран с различным уровнем экономического развития, в том числе и экономически отсталых. В этом преимущество социалистической интеграции.

Преимущества планомерной социалистической интеграции были доказаны и после Великой Отечественной войны, когда была образована мировая социалистическая система. Для экономической координации производственной деятельности СССР и других социалистических стран был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Первый опыт перспективного планирования по международной специализации и координированию производства связан с составлением пятилетнего плана на 1956-1960 гг. В 1961 году руководители стран - членов СЭВ одобрили "Основные принципы международного социалистического разделения труда". В 1969 году были разработаны основные направления комплексной, рассчитанной на длительную перспективу (до 1985-1990 гг.) программы социалистической экономической интеграции. Многостороннее научно-техническое сотрудничество стран СЭВ осуществлялось на основе 120 соглашений по 290 проблемам, в разработке которых участвовало около 3 тысяч научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций стран - членов СЭВ и Югославии. В 70-е годы появились газопровод "Союз", энергосистема "Мир". С 1964 года действовал Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС) с особой валютой - переводным рублем, с 1970 года - Международный инвестиционный банк. Создается и ряд международных отраслевых организаций: "Интерметалл", "Организация сотрудничества в области подшипниковой промышленности", международные хозяйственные и научно-промышленные объединения, основанные на хозяйственном расчете. Доля социалистических стран в мировом объеме промышленной продукции увеличилась с 20% в 1950 году до более 40% в 1990 году.

И этот богатый опыт международной интеграции был перечеркнут по инициативе предательского руководства СССР. А потом дошло дело до разрушения СССР, его единого народнохозяйственного комплекса, что обусловило возникновение новых проблем геополитического, экономического, межнационального, оборонного характера, резко обострились социальные и другие внутригосударственные проблемы, на решение которых требовались дополнительные средства: на охрану новых государственных границ, создание таможенных служб и пограничных застав, эксплуатацию транспортных магистралей, трубопроводной и энергетической системы. Изменилось геополитическое положение России: “зарубежье вплотную приблизилось к границам страны, основная часть регионов стала приграничными территориями. "Прозрачность" современных границ со странами ближнего зарубежья создала угрозу неконтролируемого ввоза запрещенных товаров (оружия, наркотиков и проч.) и вывоза сырья, в том числе стратегического. Россия лишилась всех основных морских портов на Балтике и Черном море, которые обеспечивали выход большей части экспорта и оборону страны. На Украине остались основные судостроительные заводы. Россия потеряла прямые сухопутные выходы в страны Европы, а также свои южные регионы. Новой для России стала проблема дефицита некоторых минерально-сырьевых ресурсов, прекращение поставок которых привело к падению производства и снижению качества продукции черной и цветной металлургии.

Переориентация России на западные рынки привела к усилению в странах СНГ иностранного капитала. В Средней Азии появились американские военные базы. Усилилось влияние США в Грузии и на Украине. Тревогу вызывает и тот факт, что под контроль иностранных компаний уходят и бывшие оборонные предприятия с высокими технологиями, выпускающие наукоемкую продукцию. Разобщение стран СНГ не позволяет им решать выгодные проекты создания межконтинентальных связей "Западная Европа - страны Азии". Разрушение Советского Союза и единого народнохозяйственного комплекса привело не только к самому длительному экономическому кризису, деградации, к снижению эффективности производства, к появлению дополнительных расходов, которых не знал единый Союз, но и к снижению национальной и экономической безопасности, появлению центробежных сил, зависимости стран СНГ от иностранного капитала.

Формирование нового класса наемных работников проходило в России в крайне неблагоприятных условиях экономического кризиса 1992-1997 гг. Это крупнейшая в истории человечества катастрофа отдельно взятой страны в мирное время. Промышленное производство и доходы населения сократились вдвое, инвестиции - в 5 раз. Данный кризис перерос в 1998 году в финансовый кризис, последствия которого сказывались до конца двадцатого столетия. Эти кризисы сочетались с трансформационным кризисом, связанным с переходом от социализма к капитализму. Поэтому практически все проводимые реформы не ослабляли, а усиливали экономический кризис.

Оживление производства было не таким значительным, как сообщалось. По данным В.М. Симчеры, прирост был в два раза ниже, чем официально сообщалось. Кризис 2008-2011 гг. не позволил достигнуть в 2012 году уровень 1990 года практически по всем показателям (см. Таблицу 1), за исключением товарооборота и ВВП (в основном за счет двойной инфляции: российского рубля и американского доллара). В 2013 году прироста в промышленности практически не было.

Таблица 1. Соотношение объемов производства в 2012 и 1990 годах по отраслям экономики

Отрасли экономики

Объем производства в 2012 г. по отношению к 1990 г.

Промышленность

87%

в том числе производство машин и оборудования

45%

производство транспортных средств и оборудования

63%

текстильная и швейная промышленность

22,00%

кожевенная и обувная

26%

Сельское хозяйство

90%

Инвестиции

61%

Грузооборот всех видов транспорта

86%

Пассажирооборот

48%

Экономика России носит кризисный характер. За время реформ было разрушено 7,5 тыс. предприятий, произошла деиндустриализация страны.

Значительно (на 15,4 млн человек) сократилось число работников материальной сферы. Только в промышленности число производственно-технического персонала уменьшилось на 8 миллионов. Наибольшее сокращение работников произошло в легкой промышленности (на 70%), в машиностроении и металлообработке (на 55%), угольной промышленности, промышленности стройматериалов (на 50%), лесной и деревообрабатывающей промышленности. На 40% уменьшилось количество работников в строительстве, на одну треть - в сельском хозяйстве. Число персонала, занятого научными исследованиями и разработками, уменьшилось с 1943,3 тыс. человек в 1990 году до 735,3 тыс. человек, в 2,6 раза. Многие научные работники уехали за границу. Эта отрасль народного хозяйства в новых условиях оказалась менее всего востребованной. В прошлом году правительство, разглагольствуя об инновационном развитии, нанесло науке еще один страшный удар.

Национальный рынок рабочей силы всё более превращается в транснациональный. В последние годы, по данным В.М. Симчеры, доля иностранного капитала возросла до 75%, в том числе в имуществе - 60%, в прибылях - 70%, в акциях - 90%. Здесь учтен процесс превращения "новых русских" в "новых иностранцев", когда российские олигархи регистрируют свои корпорации за границей, в офшорах или офшорных государствах. Резко возросло и число менее квалифицированных иностранных рабочих. В России, по данным Мирового банка, находится порядка 13-15 миллионов мигрантов. Только 2,6 миллиона из них зарегистрированы официально, остальные - нелегалы.

Деиндустриализация страны, деколлективизация сельского хозяйства, криминальная приватизация и другие либерально-монетаристские реформы значительно сократили число занятых в экономике, привели к росту числа "неактивных", к официальной и скрытой безработице, к нерациональному использованию трудовых ресурсов, увеличению занятых только домашним трудом в неформальном и теневом секторах экономики.

Для России характерно очень большое число неактивного населения (то есть населения, которое не входит в состав рабочей силы: школьники, студенты, пенсионеры, домохозяйки и т.п.). Уже в 1992 году общее число "неактивных" достигло 31,0 млн человек. В 1998 году число "неактивных" возросло до 42,8 млн (рост до 38%). Без пенсионеров этот рост был еще больше (51%). Среди "неактивных" преобладают женщины - 60%. Только среди трудоспособных было 20 млн неактивных. В 1990 году таких было всего 5,6 млн, или в 3,7 раза меньше. Это еще одно свидетельство развала экономики. Характерно, что 3-7 млн "неактивных" (в разные годы) заявили о желании работать, но статистические органы не считали их безработными, хотя многие говорили, что отчаялись найти работу.

Безработных в России в 2012 году было в 3-4 раза больше, чем официально значится. Скрытая безработица - это прежде всего "неактивные" в моногородах и сельской местности, которые не ищут работу, зная, что у них ее нет. В 2012 году это прежде всего 3,2 млн "неактивных", желающих работать, и 6,9 млн занятых только в домашних хозяйствах. Официальная и скрытая безработица достигает 14,2 млн человек (16,6%). На 13 млн завышены данные статистических органов о занятых в организациях. Это или безработные, или "теневики". И тогда понятно почему В.В. Путин в 2011 году говорил о необходимости создать 25 млн рабочих мест. Беда в том, что за истекшее время прироста рабочих мест не произошло. В последние годы в крупных городах стало невыгодно вести производство, выгоднее его обанкротить, а территорию отдать под строительство дорогого жилья.

Вместо создания рабочих мест Министерство экономического развития предложило "закрыть" (?) бесперспективные города и пересилить оттуда всех жителей. В последнем списке моногородов значилось 342 населенных пункта, и только около 100 не имели проблем. Переселять предлагается порядка 10 млн человек. Это несерьезно.

Положение зарегистрированных в качестве безработных и получающих пособие по безработице бедственное. По выборочным данным Росстата, 2/3 домохозяйств, где были получающие пособие по безработице, имели среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума, из них 1/3 - в два и более раз ниже прожиточного минимума. Высокая безработица - основная причина крайне низкой заработной платы и высокой бедности в России. Застойная безработица (свыше одного года) составляет более трети от общего числа безработных. Из них 14% - это те, кто ищет работу более трех лет.

Прослеживается четкая взаимосвязь между ростом безработицы и числом психических заболеваний, разводов и самоубийств. Американский врач Харви Бреннер, изучающий в течение 30 лет влияние безработицы на здоровье людей, пришел к выводу, что при росте ее на 1% количество самоубийств возрастает на 4,1%, число летальных исходов в результате сердечно-сосудистых заболеваний и других расстройств, связанных со стрессами, увеличивается на 2%. Безработица способствует развитию таких явлений, как преступность и наркомания, особенно среди молодежи, количество ограблений увеличивается на 5,7%, наркоманов - на 8,7%. При массовой безработице, которая в действительности существует в России, не удивительно, что вышеуказанные явления получили широкое распространение. Число зарегистрированных преступлений в 2012 году возросло по сравнению с 1990 годом с 1839,5 тыс. до 2302 тыс. (на 79%). За 20 лет в результате массовой застойной безработицы на "социальное дно" опустилось несколько миллионов человек (по данным МВД, бездомные - 4 млн человек, беспризорники - 1 млн, наркоманы - 4,5 млн, проститутки - 1,3 млн, алкоголики - 6 млн). Массовая безработица на Северном Кавказе способствовала развитию терроризма.

Имеет место нерациональная занятость. Это прежде всего теневой и неформальный сектор. По данным Росстата, количество занятых в теневом секторе экономики - 14 млн человек. Для 85% из них такой тип занятости является основным. Средний возраст "теневика" - 40 лет. Больше всего их среди городского населения.

По официальным данным Росстата, в 2012 году в неформальном секторе было занято 13,6 млн чел., а фактически гораздо больше. Докризисный уровень 2008 года восстановлен и превзойден. Неформальный сектор стал фактически самостоятельным сегментом рынка рабочей силы и оказывает заметное влияние на состояние занятости населения и социально-экономическую ситуацию в целом. Работники неформального сектора больше пострадали от кризиса, их численность сократилась в 2010 году по сравнению с 2008 годом на 5,5 млн человек, в том числе 2,1 млн работающих по найму у физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Значительная часть работников неформального сектора экономики не удовлетворены работой и ищут новую. Среди работающих по найму в неформальном секторе доля ищущих другую работу в 4,4 раза выше, чем среди наемных работников предприятий и организаций.

К нерациональной занятости можно отнести и значительную часть занятых производством продукции в домашних хозяйствах. Всего их 18 млн человек. Из них 7,7 млн заняты только производством продукции в домашнем хозяйстве для собственного конечного потребления, другой работы у них нет. Из них 0,8 млн числятся безработными, 6,9 млн - неактивными. Хотя они-то и являются скрытыми безработными.

Граница между формальным и неформальным секторами, неформальным сектором и экономической неактивностью, неформальным сектором и теневой экономикой, теневой и криминальной экономикой, теневой экономикой и частичной занятостью, безработицей вообще достаточно условна.

Кризисный характер российской экономики, быстрый рост резервной армии труда обусловили нищенский уровень заработной платы наемных работников. Она в 4-6 раз ниже стоимости рабочей силы. Заработная плата не выполняет основную - воспроизводственную функцию. Две трети всех работников в бюджетной сфере и сельском хозяйстве не могут на свою зарплату прокормить двух детей, осуществлять простое воспроизводство рабочей силы. Это основная причина бедности и вымирания России. Установленная правительством минимальная заработная плата в России в 2014 году - 5466 руб., или 65% от прожиточного минимума, а должна быть не ниже 2-3 прожиточных минимумов, чтобы при двух работающих можно было прокормить 2-3 детей.

Необходим комплекс мер по усилению государственного регулирования рынка рабочей силы, реальной помощи населению. Основой его должна стать неоиндустриализация в сочетании с вертикальной интеграцией.

Для неоиндустриализации необходимо:

- использовать резервные фонды, обеспечить инновационное развитие экономики, применяя стратегическое планирование, особое внимание уделить восстановлению и строительству новых предприятий в моногородах и депрессивных регионах, а также в сельской местности;

- поэтапное создание реальных условий для воспроизводства всех работников, их детей за счет сближения заработной платы и стоимости рабочей силы;

- считать принципиально важным тот факт, что минимальная заработная плата должна быть не ниже двух минимальных прожиточных минимумов работающего и ребенка;

- сокращение социального неравенства за счет введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов, налогов на наследство и предметы роскоши;

- восстановить фонд занятости, увеличить пособия по безработице (максимальное в 2014 году - 4900 руб.) до прожиточного минимума.

Виктор Дмитриевич РУДНЕВ,  доктор экономических наук, профессор

Источник

Отредактировано Zlata (16-10-2018 20:33:08)