Фактор волка

Хищника надо бояться - это на пользу природе.

Казалось бы, все понятно: волки охотятся на лосей, лоси питаются растительной пищей. Значит, реинтродукция волка в Йеллоустонский парк, осуществленная в 1995 году, должна была привести к сокращению популяции лосей, а из этого становится ясно, почему некоторые растения, которые едят лоси, стали быстро разрастаться.

Однако когда Роберт Бешта и Уильям Рипл из университета штата Орегон начали изучать восстановление растительности в Йеллоустоне, они обнаружили, что, по словам Бешты, "на самом деле численность популяции лосей изменилась не столь уж существенно и ее сокращение - не главная причина" возрождения некоторых видов растений, от которых зависит состояние всей экосистемы.

По-видимому, на ситуацию влияет не количество лосей, а то, что они вновь стали испытывать страх перед нападением хищников. Как говорит Бешта, в тех районах, где появились волки, "лоси больше не пасутся по берегам реки, выбирая, что бы такое съесть. Они стали осторожнее и не задерживаются там, где высок риск встретиться с волком. В этих местах молодые влаголюбивые деревья, такие как тополь и ива,вырастают выше, чем это было в течение многих десятилетий".

По словам Бешты, это показывает, что столетней давности истребление волков в Йеллоустоне, превратившее национальный парк в рай для диких копытных, могло с течением времени привести к сокращению популяций определенных видов растений. И хотя реинтродукция волков в Йеллоустоне не преследовала цель улучшить состояние леса, возвращение хищников в экосистему может оказаться ключевым фактором в возрождении береговой флоры. Деревья, в свою очередь, укрепят речные берега, создадут тень и условия для жизни диких животных.

"Приходило ли вам когда-нибудь в голову, что между волками и певчими птицами существует взаимосвязь?" - спрашивает Даг Смит, биолог из Службы национальных парков США. "Вот вам пример: в Йеллоустоне волки косвенно помогают возродить условия для гнездования певчих птиц. А по мере того, как ивы растут, бобры устраивают новые запруды, вокруг которых жизнь просто кипит". По словам Смита, для поддержания экологического баланса и биологического разнообразия Йеллоустона необходимо, чтобы лоси помнили, что в лесу есть хозяин. Бешта соглашается с коллегой: "Мы должны были вернуть волков в Йеллоустон. Во-первых, потому, что это мы их оттуда убрали. А во-вторых, потому, что волк необходим экосистеме". Если бы сегодня волки не мешали лосям выедать растительность, "дни оставшихся тополей были бы сочтены".

Дальнейшие исследования должны показать, какую роль в начавшемся возрождении флоры сыграли изменение климата и лесные пожары. Но некоторые ученые уверены, что ключевой фактор - фактор хищника - они уже нашли. И это касается не только экосистемы Йеллоустона.

Дженнифер С. Холланд
National Geographic