ЗООМИР и не только о нем

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗООМИР и не только о нем » Волки » Волколуганская анормалия


Волколуганская анормалия

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Волколуганская анормалия

Не просто быть украинским волком. Законы, изданные государством, обязывают волка сохранять. Другими документами оно повелевает истреблять зверя ежечасно и повсеместно. Государственный учет волка, этого противоречивого национального природного ресурса, ведет Госкомитет лесного хозяйства Украины.

Как это ни парадоксально, наибольшую численность волка в Украине, согласно статистическим отчетам, демонстрирует управление лесного хозяйства Луганской области. Например, за 2003 год — 233 особи (в 2002 году — 378). Для сравнения: на лесистой Ивано-Франковщине в 2003 году насчитали 49 волков. Вопрос: насколько правдива луганская статистика?
Волчья жилплощадь

В структуре земель Луганской области сельскохозяйственные угодья занимают 72%, из которых 70% — пашня. Застройки составляют 5%, а земли без растительного покрова (пески, галечники, скалы, осыпи) — 7%. Земли с подобным лесу покрытием составляют 341 тысячу гектаров (12,8% территории области). Да и они, собственно, лесом покрыты лишь частично.

Волк — животное территориальное. Живет семьями (3—7 особей) на постоянной цельной (нерасчлененной) территории. Размер ее площади, в зависимости от наличия пищи, колеблется от 100 до 300 км2.

Здесь необходимо небольшое отступление. Волк является заключительным звеном пищевых последовательностей (цепей питания). Согласно законам экологии, по этим цепям передаются вещество и энергия. Это означает, что волк может существовать только в системах, содержащих в строго определенном количестве все предыдущие звенья (растительность, копытные). Соответственно условием обитания волчьей семьи является ежегодный достаточный прирост копытных (волчьих жертв) и растительности для их пропитания. В структуре земель Луганской области только на упомянутых 341 тысяче гектаров можно предположить наличие таких условий.

Допустим, что каждый гектар пригоден для обитания волков и ими заселен. В этих условиях в Луганской области могли бы разместиться максимально около 30 волчьих семей — 180 особей. В действительности же часть площадей непригодна из-за расчлененности на мелкие лоскутки, техногенной нагрузки и т.п. Таким образом, число 233 даже при примененных натяжках выглядит гиперболой. И уже откровенно недостоверным представляется число 378 особей, поданное в сводках за 2002 год.

2

Где пропитанье, Зин?

И все же вопреки сказанному выше допустим, что волков на Луганщине 233. Натолкалось в луганские экосистемы, как в трамвай. Сопоставим это число с данными о питании.

Биология волка такова, что питается он в основном оленями и лосями. Для прокорма стая убивает в среднем до 20 оленей в год на одного волка. Волчьей диетой предусмотрено ежедневное меню, содержащее около 0,15—0,20 кг мяса на килограмм веса. Примем средний вес луганского волка равным 20 кг и получим, что для прокорма 233 отчетных волков в 2003 году требовалось 233х20х0,18х365 = 306 тонн мяса. Это около 4,5 тысячи оленей, или 12 тысяч косуль. Откуда 233 волка взяли эту уйму еды в 2003 году?

Предположим, что при наличии в области (согласно региональной статистике) 150 оленей волкам удалось-таки догнать и загрызть эти необходимые для жизни несуществующие полчища зверья. При том, что луганские угодья не только не продуцируют такой прирост мяса, но и суммарно не содержат такой массы жертв.

Увы, волковеды в один голос твердят, что серому никогда не удается съесть всех съедобных зверей леса. Показатель охотничьей удачи стаи имеет определенный размер — около 10%. Таким образом, размер стада жертв на территории волчьей стаи должен быть по крайней мере в 10 раз больше числа загрызенных. Отсюда следует, что биомасса потенциальных жертв луганских волков должна бы достигать: 306 тонн умножаем на 10=3 060 тонн! Это тучные стада порядка 100 000 косуль. К несчастью, в луганских отчетах косуль меньше. В 50 раз. Стало быть, нет в диких экосистемах области корма для 233 волков. Разве что Луганщине свойственна некая аномалия?

«Замещающая» версия

Итак, между устрашающим количеством волков и убогой численностью их природных жертв очевидный пробел. Обычно охотоведы и охотники стараются заполнить его, используя версию о «замещении». Будто существенный недостаток естественного корма хищники покрывают домашними животными. Конечно, можно предположить, что луганские волки стали пожирателями собак и коров. Но, согласно научным данным, эта составляющая в рационе волков пренебрежительно мала.

Попытаемся проанализировать, какими кормовыми ресурсами располагали волки в 2003 году. Включим в расчет также и животных, не являющихся основной пищей волков, например, зайцев. Итак, в 2003 году угодья содержали следующее количество волчьего корма:

    * 46 лосей х 100 кг = 4600 кг (взят средний вес с учетом молодняка)
    * 159 благородных оленей х 70 кг = 11130 кг
    * 95 пятнистых оленей х 70 кг = 6650 кг
    * 2000 косуль х 25 кг = 50 000 кг
    * 880 кабанов х 50 кг = 44000 кг
    * 56488 зайцев х 2 кг = 112976 кг
    * 23080 байбаков х 2 кг = 46 160 кг

Таким образом, биомасса всей волчьей кормовой базы составляла 275 тонн. Исходя из правила «десяти процентов», доступными для матерого хищника могут быть только 27 тонн при потребности 306 тонн. Согласно «замещающей» версии, 90% пищи якобы изымается волками из хозяйств. То есть в области происходит ежедневное загрызание около десятка штук скота, включая период, когда он находится в стойле. (Или, если угодно, сотни собак.) Следовательно, отдельная стокилограммовая волчья семья ежемесячно на малой семейной территории в радиусе 5—6 км загрызает две штуки крупного скота или десятки собак. В результате этого предполагаемого разбоя селяне ежегодно несут локальные (в местах обитания волков) потери в размере 2000 голов крупного скота или 35000 собак. А мы гадаем, почему коровники пустые… Волки это все. Причем не двуногие.

Абсурдность «замещающей» версии очевидна. Жертвенных буренок и тузиков слишком мало, чтобы прикрыть ими несоответствие в луганских отчетах.

Резервное питание

Парадокс пропитания луганских волков следует решать только за счет кормовых ресурсов диких экосистем. А в них — около 275 тонн дичи. Предположим на этот раз, что 233 луганским волкам удалось преодолеть вышеупомянутый барьер 10%. Предположим даже, что в 2003 году им-таки удалось выловить и сожрать все 100% наличного кормового ресурса. До последнего зайца, до самой спящей мышки. Но и тогда для утоления волчьего аппетита (306 тонн) не хватило бы 31 тонны еды (306—275 = 31 тонна). Некоторое время бумажным волкам пришлось бы кушать авторов отчетов: 182 луганских егеря х 65 кг + 37 охотоведов х 80 кг = 11 830 + 2 960 = 15 тонн.

Жалко мужиков. Тем более, что потребность голодных хищников все равно остается невосполненной. В 16 тонн. Хаживали угодьями и 200 охотников… К счастью, волки из отчетов не кусаются.

3

Анормалия

Живая природа Луганщины, как и иных провинций планеты, представлена экологическими системами. В них живые организмы образуют переплетенные сети пищевых последовательностей, окончания которых в естественных условиях ведут к крупным хищникам. Эти взаимоотношения удобно иллюстрировать так называемой экологической пирамидой. Большие хищники всегда находятся на ее вершине.

Численность хищников подчинена многосторонней количественной зависимости: от площади территории, растительности, наличия копытных, от вмешательства человека. Эта количественная закономерность является широко известной и хрестоматийной. Однако луганские отчеты эту закономерность не обнаруживают.

Зато отчеты обнаруживают иное: области несомненно свойственна какая-то аномалия. Или анормалия? Причин анормалии может быть, по крайней мере, две:

   1. Во-первых, волки Луганской области могли не читать наших книг. И по незнанию нарушают законы природы.
   2. Возможно также, что лесное ведомство подает в отчетах недостоверную информацию.

В любом случае волчья анормалия, равно как и каждая из возможных причин ее возникновения, заслуживает пристального внимания ученых-зоологов и специалистов других профилей.

Юрий Васидлов
Ивано-Франковск - Луганск

4

Волки и овцы

Заметки по поводу статьи Юрия Васидлова «Волколуганская Анормалия»

Затронутая Ю.Васидловым проблема, безусловно, актуальна. Численность волков в Украине в последние годы заметно возросла. По официальным данным, в начале 80-х годов ХХ столетия насчитывалось около 1200 волков, в 1990-м — 1450, в 1998-м — 2280, в 1999-м — 2526, в 2000-м — 2686, в 2002-м — 2389. В начале 90-х в год отстреливали до 600 волков, в конце 90-х — до 1000, теперь — около 1300.

В 1990 году на Луганщине насчитывалось 46 волков, отстреляно 39. В то время волков не было выявлено в Запорожской области и в Крыму, а также в Кировоградской, Хмельницкой, Тернопольской областях. Приведенные данные свидетельствуют о стойкой тенденции к увеличению поголовья волков. Луганщина по их количеству в последние годы занимает 3—5-е место среди областей Украины. Более четко обозначились позиции защитников волка как уникального представителя европейской фауны и приверженцев его чуть ли не полного уничтожения. Первые ссылаются на опыт стран Европы, где волка охраняют, на проекты реакклиматизации (завоза) волка в Англию (здесь волки истреблены 300 лет назад), в Японию. Вторые делают акцент на вреде, который волк наносит охотничьему хозяйству, животноводству, здоровью людей (Украина входит в первую десятку европейских стран по распространенности бешенства, к которому волк непосредственно причастен). Первые абсолютизируют положительную роль хищников в экосистемах, преувеличивают их значение как санитаров и селекционеров, приводят трогательные, но часто непроверенные рассказы очевидцев о безобидности хищников. Позиция вторых тоже не лишена эмоций, безосновательных обобщений относительно вреда от волков, их опасности как носителей возбудителей заболеваний людей и животных.

Ю.Васидлов небезосновательно подвергает сомнению точность учета волков на Луганщине, ведь для этого нужны не единичные, а постоянные учеты на протяжении года. Это, кстати, касается всех охотничьих животных.

Что касается приведенных Ю.Васидловым расчетов кормовой базы, то они очень упрощены. Минимальная потребность взрослого волка в пропитании в природных условиях — 1,7 кг в день. Но волк может довольно долго жить впроголодь, не теряя сил. При недостаточном количестве парнокопытных и домашних животных важной частью его рациона могут быть зайцы, мышеобразные грызуны. Нападают волки на лисиц, енотовидных собак, бродячих кошек. Как выразился один из охотоведов, большая добыча у волков бывает разве что по праздникам. А обычно они питаются птицами, яйцами птиц и птенцами, рыбой, фруктами, насекомыми. Насекомых, в особенности жуков, охотно ловят и поедают волчата. В общем, характер пропитания непостоянен и по сезонам, и по годам, и зависит он от наличия и доступности корма. Все это надо учитывать при оценке кормовой базы.

Волк — зверь открытых пространств, постоянный спутник человека. При ослаблении контроля за его популяцией он быстро увеличивает численность, что и происходит сейчас в Украине, в частности на Луганщине.

Каждый год около половины поголовья волка отстреливают. Но пара волков приводит в год в среднем 4—6 волчат. Таким образом от двух тысяч взрослых к концу года прибывает 4—6 тысяч молодых. Часть погибнет по естественным причинам, часть отстреляют, но общая численность волчьих стай возрастет.

1877 году известный российский биолог и охотовед Л.Сабанеев писал: «С первого взгляда, быть может, многим покажется, что значение, придаваемое в последнее время так называемому волчьему вопросу, слишком преувеличено, что волки приносят нам никак не более, а скорее менее вреда, чем 20—30 лет назад. И, действительно, так может показаться с первого поверхностного взгляда, но всякий, кто пожелает поглубже вникнуть в дело, при более внимательном рассмотрении ясно увидит, что именно за последние десятилетия количество волков возросло в значительной степени и что оно продолжает увеличиваться с каждым годом».

Сегодня ситуация с «волчьим вопросом» аналогичная.

В 1950 году опубликована книга О.Корнеева «Волк и его уничтожение». Именно так ставился тогда вопрос. Значительно позднее, уже в наше время, стало понятно, что «в организме природы» (выражение Льва Толстого) волки нужны. Но сколько? Там, где нет людей, где много парнокопытных, природа решит этот вопрос сама. Но на густонаселенных территориях, при развитом животноводстве полагаться только на природу рискованно. Учитывая это, довольно интересна формула одного из публицистов: «Природе волк необходим. Хозяйству проще без него».

Наиболее рациональной кажется такая мысль: положительное отношение к волку может согласовываться с осознанием необходимости управления его популяциями. В заповедниках и резерватах он требует охраны, на других территориях он обычный охотничий зверь.

Объемы добычи должны тщательно регламентироваться. Любой ценой волк в составе фауны Украины должен быть сохранен. Иначе в случае полного исчезновения волка его экологическую нишу сразу заполнят другие, не менее проблемные виды. Скажем, одичавшие собаки или шакалы. Последние, кстати, уже зарегистрированы на территории Одесской области.

Статья Ю.Васидлова привлекает внимание к необходимости основательных системных исследований украинской популяции волка. После 1969 года такая работа фактически не проводится. Что касается информации, которая попадает к нам из России, Беларуси, Казахстана, Польши и других стран, то без собственных исследований она не может быть основанием для каких бы то ни было выводов и решений.

Владимир Бондаренко
профессор Украинского государственного лесотехнического университета, заведующий циклом охотоведения кафедры лесоводства


Вы здесь » ЗООМИР и не только о нем » Волки » Волколуганская анормалия