http://www.dal.by/news/1/27-12-18-3/

        Китай близко подобрался к Израилю

    Китай ведет строительство двух морских портов на территории Израиля, в населенных пунктах, используемых также для стоянок 6-м флотом США — в Хайфе рядом с основной военно-морской базой израильских ВМС и в Ашдоде неподалеку от Тель-Авива.

Это дает повод для беспокойства по поводу возможного будущего военного присутствия в Средиземном море и на Ближнем Востоке.

"Китайский гражданский порт в Хайфе примыкает к выходу из военно-морской базы, где дислоцируется подводный флот Израиля. В его составе, по утверждениям иностранных СМИ, имеются подводные лодки с ядерным оружием ответного удара на борту", сообщает израильская газета "Гаарец".

Читайте также: Израиль является националистическим государством

В сентябре "Гаарец" писала: "Никто в Израиле не задумывается о стратегических последствиях происходящего".

25 октября в Хайфу заходит американский эсминец "Арли Берк" с управляемым ракетным оружием на борту, направлявшийся для усиления 6-го флота, штаб которого дислоцируется в Неаполе.

В 2015 году в Хайфе был подписан договор с китайской компанией Shanghai International Port Group (SIPG). В июне началось строительство порта. Согласно договору, Китай получает право пользования портом на 25 лет начиная с 2021 года.

SIPG также подписала меморандумы о взаимопонимании с руководством американских морских портов: в Сиэттле (штат Вашингтон) в 2006 году и в штате Джорджия в 2004. Также в 2006 году было достигнуто соглашение с Испанией по поводу порта в Барселоне.

По данным сайта SIPG, компания также ведет строительство в портах Роттердама, Гамбурга и Лондона, а также в двух японских портах.

Тем временем China Harbor Engineering, одна из крупнейших государственных компаний КНР, ведет портовое строительство в Ашдоде, в 40 километрах к югу от Тель-Авива.

Читайте также: Израиль и Россия, а давайте сравним

"Этот порт стоимостью 3 миллиарда долларов является крупнейшим в Израиле объектом зарубежного инвестирования. Также это и один из самых масштабных проектов компании China Harbor Engineering, — написал в ноябре Артур Херман, старший научный сотрудник аналитического центра при Гудзоновском институте в Вашингтоне. Также Херман напоминает: "Почти 90 процентов международных морских перевозок Израиля осуществляется через Ашдод".

Морской порт Ашдода в октябре также посещал корабль ВМС США — эсминец "Росс", присутствие которого "обеспечивает интересы США в зоне операций 6-го флота", как заявлено на сайте американских ВМС.

"Это исторический момент", — заявил израильский премьер-министр Беньямин Нетаньяху в 2017, закладывая совместно с китайскими официальными представителями первый камень нового порта в Ашдоде.

Министерство транспорта Израиля и руководство порта дали согласие на строительство китайских портов в Хайфе и Ашдоде "без какого-либо участия Национального совета безопасности Израиля и командования израильских ВМС", отмечает "Гаарец".

"В первую очередь беспокойство вызывает установление Китаем контроля над стратегически важной инфраструктурой и открывающиеся возможности для шпионажа, — подчеркнул в октябре лондонский журнал Economist. — В Хайфе базируются израильские подводные лодки, по многочисленным данным, имеющие ядерное оружие на борту. При этом сделка с Китаем ни разу не становилась предметом обсуждения в израильском кабинете министров или Совете национальной безопасности Израиля. Один из членов израильского правительства назвал сложившуюся ситуацию шокирующей".

Торговые пути

"В некоторых политических партиях Израиля, а также среди бывших представителей органов национальной безопасности имеются скептики, предупреждающие о возможных угрозах безопасности и трениях с Соединенными Штатами, к которым может привести участие Китая в развитии израильской инфраструктуры", — пишет Эллиот Абрамс, старший научный сотрудник отдела изучения Ближнего Востока при Совете по международным отношениям в Вашингтоне, а также бывший советник по вопросам национальной безопасности при президенте Джордже Буше.

Строящиеся порты являются частью китайской международной инициативы "Пояс и путь", получающую многомиллиардное финансирование от руководства КНР. Проект "Пояс и путь" должен связать Китай со странами Азии, Ближнего Востока и Европы посредством прибыльных сухопутных и морских торговых путей. При этом, по словам Абрамса, Ашдод является ключевым портом для морской торговли с Европой. В одной из недавних публикаций Абрамс отмечает, что создание Китаем портов в Хайфе и Ашдоде происходит в рамках "масштабной трансазиатской стратегии, основанной на трех ключевых слагаемых будущего величия Китая: нефтехимической промышленности, потребительских рынках и передовых технологиях".

Ближневосточные нефть и газ служат топливом для экономического роста Китая. Кроме того, Ближний Восток предлагает огромные рынки сбыта для китайского экспорта, включая товары широкого потребления, электронику и многое другое.

Джилад Коэн, замминистра иностранных дел Израиля, директор департамента Азиатско-тихоокеанского региона, с оптимизмом отзывается о китайских инвестициях в Израиль. "В последнее время мы слышим все больше предостережений против участия Китая в развитии израильских проектов, — заявил Коэн в октябре. — Некоторые даже предлагают полностью пресечь экономическое присутствие Китая в нашем регионе, считая его опасным для нашей экономической самостоятельности. Подобные заявления наносят ущерб отношениям двух наших стран".

"Наша страна полна веры в свои силы. Она без страха открывает двери новым партнерским отношениям. При этом мы продолжаем стоять на страже нашей безопасности и стратегических интересов", — подчеркнул Коэн в своей статье, озаглавленной " Станет ли Израилю слишком тесно от сближения с Китаем?".

Тем временем премьер-министр Нетаньяху в октябре встретился в Иерусалиме с заместителем председателя КНР Ван Цишаня, а также с Джеком Ма — основателем и генеральным директором Alibaba Group, гигантом в сфере интернет-торговли. По словам Нетаньяху, этот саммит "отражает крепнущие связи между нашими странами, нашими экономическими системами и нашими народами".

Ранее, в 2017 году, Нетаньяху посетил Пекин, встретившись с председателем КНР Си Цзиньпином.

Китай установил дипломатические отношения с Израилем в 1992 году, в период, когда у власти в обеих странах находились Дэн Сяопин и Ицхак Рабин. С этого момента на голосованиях в Ассамблее ООН Китай всегда поддерживает позицию Израиля.

Источник

Отредактировано Zlata (28-12-2018 21:28:06)