Авиаохота на волка

Одним из наиболее интересных, результативных, хотя и дорогостоящих видов охоты является охота на волка с вертолёта. Она значительно отличается от большинства других охот, как на волка, так и на иных зверей. В особенности это касается приёмов стрельбы. Кроме перемещения животного, которое всегда мчится с максимальной быстротой и очень редко по прямой, стрелок должен учитывать скорость и траекторию полёта вертолёта» силу набегающего потока воздуха и т. д.

Охота с вертолёта достаточно специфическая вещь. Доводилось наблюдать, как три опытных охотника, в том числе профессиональный егерь, стреляя из бокового окна МИ-2, успели сделать по волку 27 выстрелов. Как говорят в армии: «Стреляли хорошо - громко и часто». Однако единственным эффектом канонады стало такое задымление салона маленького вертолёта пороховым дымом, что перед ним померкло бы и Бородинское сражение. И лишь при очередном вираже, когда цель, наконец, попала в сектор стрельбы четвёртого охотника, сидевшего рядом с пилотом и имевшего опыт авиаохоты, зверь был взят первым же выстрелом.

Конечно, подобные случаи являются, скорее, исключением, но, тем не менее, опыт показывает, что в среднем на каждого добытого волка расходуется 3 патрона. Наиболее оптимальным оружием для данного вида охоты является самозарядное ружьё 12-го калибра. Из боеприпасов предпочтительней использовать патроны, снаряженные картечью. Я скептически отношусь к использованию помповых ружей на любых видах охот, где может потребоваться более одного выстрела. Значительно эффективнее двустволка, но и 2-х выстрелов может оказаться недостаточно. И для авиаохоты совершенно не годятся карабины, даже самозарядные: вертолёт вибрирует, закладывает виражи, зверь прыгает из стороны в строну. В этих условиях попасть пулей в цель удается только киношным снайперам. Поэтому уже 6 лет я использую 4-зарядную «Германику». Она легче и разворот-ливее наших МЦ и ТОЗов и, не уступая по качеству аналогичным «Браунингу», «Беретте» и «Бенелли», гораздо дешевле последних. С её помощью взято 5 волков и ни одного не понадобилось добивать. Зверь на полном ходу как бы врезается в свинцовую картечную сеть, из которой ему уже не уйти.

Волк очень хитрый, временами наглый хищник. В один из полётов в середине ясного мартовского дня мы неожиданно обнаружили «серого», лежащего в засаде под кустом, буквально в 50 метрах от деревни. К сожалению даже выстрелить по нему не удалось, так как, увидев «вертушку», он тотчас же скрылся под густыми ёлками, и сколько мы не крутились сверху, - больше так и не показался.

Существует несколько способов выслеживания зверя. Первый, наиболее простой, так называемый «свободный поиск», когда с воздуха высматривается сам зверь, район работы - угодья, где действует ваше разрешение на отстрел. Второй, когда ночью или утром егерь на снегоходе обрезает следы, и тем самым сужает зону облёта. Третий - работа с воздуха по найденному следу. При этом приходится неоднократно приземляться или спускать человека на лебёдке для определения давности следа. Особенно ярко охотничье счастье может улыбнуться, если повезёт обнаружить место недавнего волчьего пиршества над лосем или кабаном. Значит, невдалеке целая стая сытых и поэтому менее осторожных и увёртливых хищников. Но и в этом случае не всё так просто. Волки и догоняют, и нередко уходят по уже протоптанной жертвой тропе. А когда след в след прошёл десяток кабанов, а за ними точно также 3-4 волка, то определить их местоположение зачастую затруднительно. Нередко приходится лететь в начале в одну сторону, а затем, возвращаясь, в другую.

И, наконец, комбинированный способ, когда охотники находятся также на земле, и держат связь с воздушными стрелками по рации. Но он пригоден лишь при предварительном обнаружении следа сравнительно недалеко от базы, иначе наземные участники облавы просто не успеют к месту даже при наличии снегохода. При необходимости добрать раненого зверя, скрывшегося под густыми деревьями, целесообразно иметь в кабине широкие лыжи для высадки «десанта».

Охота с вертолёта отнюдь не такое лёгкое занятие, каким оно может показаться на первый взгляд. Добыть зверя по принципу - «полетел - увидел - подстрелил» удаётся, возможно, один раз из пяти. Гораздо чаще многочасовое напряжённое наблюдение у открытой двери обдуваемой всеми ветрами кабины на высоте 30-100 метров позволяет обнаружить лосей, кабанов, лис, зайцев, браконьеров, массу всевозможных птиц, то есть всё кроме цели полёта. Следует иметь хороший вестибулярный аппарат, чтобы не испортить настроение себе и окружающим, не бояться высоты и скорости, очень аккуратно вести стрельбу, чтобы, при резком крене не пробить бак или не попасть в лопасть винта, что не менее опасно (а такие случаи, к сожалению, встречались).

Авиаохота потому и может называться таковой, что половина успеха в ней зависит от мастерства авиаторов, особенно при преследовании зверя, посадках в сложной местности. При этом говоря об охоте с вертолёта нужно отметить, что даже при отсутствии удачи участники охоты получают непередаваемые впечатления. Многие ли могут похвастаться, что видели стадо лосей в 21 голову или 14 кабанов, несущихся по глубокому снегу тесной единой лентой подобно курьерскому поезду. Между тем такие картины наблюдались не где-нибудь, а на территории Ленинградской и Псковской областей. Достаточно пристально следя за охотничьей периодикой, статей по вышеизложенной теме в последние годы я не встречал. Поэтому очень бы хотелось, чтобы читатели журнала поделились своим опытом этой и других подобных элитных охот.

Юрий Павлов
Журнал "Калашников" №6, 2002