ЗООМИР и не только о нем

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗООМИР и не только о нем » РОССИЯ » ГЛАНАСС будет приватизирован?


ГЛАНАСС будет приватизирован?

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

ПО-ЖИВОМУ
   
  ГЛОНАСС приватизируют. Что ожидает наследие советской космической отрасли?
   
   Уже 30 лет, как нет ни СССР, ни верховенства коммунистической идеологии и партии. Последние 20 лет в России отмечается стабильность действующей власти. Казалось бы, ничто не мешает отечественным государственным деятелям развивать и приумножать те достижения, которые им достались от советского прошлого.

Однако, продуктивное управление материально-технической базой и основными средствами производства бывшего Советского Союза оказалось непосильной задачей для наших чиновников. Возможно, им банально не хватает компетентности или же всё дело в тех задач, которые перед ними ставит правящий класс.

Как бы то ни было, Правительство РФ всерьез озаботилось оптимизацией состава и структуры федерального имущества. Российские "государственные мужи" не справляются с такой "махиной" наследия СССР и принимают соответствующие меры.

Действенный способ повышения эффективности управления государственными активами чиновники видят в массовом вовлечении федерального имущества в коммерческий оборот. Говоря простым языком - хотят распродать. Это, видимо, основная стратегия у слуг народа.

Так, в минувшую среду Правительство России согласовало проект распоряжения об утверждении программы приватизации на ближайшие 3 года. Как сообщают «Известия», помимо прочих предприятий, на продажу планируется выставить акции Глобальной навигационной спутниковой системы.

Предварительно ожидается, что государство оставит за собой 75% + 1 акцию ГЛОНАСС. Но, как пояснила заместитель министра экономического развития Оксана Тарасенко, план приватизации может быть изменен или расширен. Это, по её словам:
  "те объекты, которые могут быть хоть как-то ликвидными... это конкурентно-способные объекты, которые не надо держать государству".
Что же представляет собой ГЛОНАСС?
    Это одна из двух действующих в мире спутниковых систем навигации (вторая "GPS" принадлежит США). Позволяет в любой точке планеты и околоземного пространства определять точное местоположение и скорость объектов.

    ГЛОНАСС берет своё начало в "проклятом совке" в далёком 1976 году, в качестве продолжения развития советской навигационной спутниковой системы "Циклон". Первый спутник был выведен на орбиту уже в 1982 году.
     На мой взгляд, учитывая стратегическую важность и уникальность этой навигационной системы, приватизация, пускай даже части этого предприятия, выглядит, по меньшей мере, странно. Хотя учитывая, что развитием ГЛОНАСС занимаются Госкорпорация «Роскосмос» и АО «Российские космические системы», удивляться нечему.

"Эффективная" деятельность Роскосмоса стала уже притчей во языцех.

    Наверняка, многие помнят ситуацию со строительством космодрома "Восточный", которая получила большой общественный резонанс. Все сроки ввода в эксплуатацию важнейшего государственного объекта и проведения запусков ракетоносителей были сорваны. Колоссальные деньги самым наглым образом разворованы. Работники оставлены без зарплат обнаглевшими руководителями.
    Оказалось, что не смотря на астрономические суммы бюджетных средств, выделяемые для финансирования работ, передовые технологии и "эффективных менеджеров", обученных по западным стандартам - современная Россия не может повторить даже того, что сделал Советский Союз 65 лет назад.

Тогда, спустя всего 10 лет после Великой Отечественной войны, буквально за 2,5 года в безлюдной казахской степи появился знаменитый на весь мир советский космодром "Байконур".

А ведь советские строители ещё и обеспечивали секретность возведения этого объекта. Чтобы пустить разведки вражеских стран по ложному следу, в 300 километрах от настоящей стройки был создан космодром-муляж. Кстати, это именно его название (Байконур) и вошло в мировую историю покорения космоса.

Что же ожидает ГЛОНАСС после продажи частнику? Как распорядится новый собственник тем уникальным потенциалом, накопленным несколькими поколениями советских и российских граждан? Да и кто именно станет бенефициаром этих активов - наши олигархи с двойным гражданством или геополитические противники, которые спрячутся за ширмой иностранных офшорных компаний?

2

https://www.caravan.kz/gazeta/v-kazakhstane-predlozhili-otdat-milliardnyjj-ispytatelnyjj-kompleks-kosmicheskikh-apparatov-v-chastnye-ruki-600377/?utm_referrer=https://zen.yandex.com&dbr=1

14 ЯНВАРЯ 2020 ГОДА
НОВОСТИ АНАЛИТИКА КАРАВАН КУЛЬТУРА СПОРТ ДОСУГ БИЗНЕС ЧАСТНЫЙ СЕКТОР ҚАЗ
Главная
Караван
      В Казахстане предложили отдать миллиардный испытательный комплекс космических аппаратов в частные руки   
        Владимир БАХУРЕВИЧ
Передать недавно построенный сборочно-испытательный комплекс космических аппаратов в частные руки предлагает астрофизик и математик Абдикул АШУРОВ. В противном случае, как уверен эксперт, нашу страну ждут новые космические траты и туманные перспективы окупаемости.

    Через тернии
СбИК КА – проект многострадальный: строили его аж с 2008 года, сроки сдачи объекта регулярно переносились, но 15 ноября 2019 года все акты приема-передачи были подписаны.

С этого времени на смену строителям туда пришли ревизоры и ученые. До конца 2020 года они будут проверять испытательные участки сборочно-испытательного комплекса и квалификацию сотрудников. Ну а уже в 2021 году в казахстанской столице, если операционная квалификация будет завершена успешно, начнут собирать спутники.

Стройка обошлась, согласно итоговому финансово-экономическому обоснованию, в 63 миллиарда тенге.

За эти деньги были построены лаборатории, в которых можно создавать для спутников по-настоящему космические условия на Земле, а также специальное конструкторско-технологическое бюро космической техники (СКТБ КТ), с опытным производством по изготовлению комплектующих космических аппаратов (ОП). Их решено было построить после изучения международной практики. Оказывается, сборка и испытание космических аппаратов – это лишь 10–12 процентов всего процесса создания спутника. Всё остальное – это работа конструкторов и производство комплектующих.

Также здесь, как рапортует пресс-служба АО “НК “Қазақстан Ғарыш Сапары”, можно производить не только космическую технику, но и продукцию для электронной промышленности, автомобилестроения, сельскохозяйственного и железнодорожного транспорта, горно-металлургического комплекса, медицинского назначения и других отраслей.

Между тем один из основных вопросов – это окупаемость проекта. 63 миллиарда – сумма крупная, но это стоимость стройки и оборудования. А ведь были еще такие “мелкие” расходы, как подготовка специалистов ТОО “Ғалам” в Тулузе, создание экспериментального космического аппарата и так далее. Если всё сложить, то становится понятно, что космическая наука – для нас весьма дорогое удовольствие.

Изначально, когда строительство этого комплекса только обсуждалось, лоббисты проекта уверяли, что СбИК будет компенсировать траты страны на космос, ведь здесь можно производить полный цикл работ по сборке и испытанию космических аппаратов массой от 100 килограммов до 6 тонн.

Это почти все виды используемых в мире спутников. Такие комплексы есть далеко не в каждой стране – во Франции, США, России, Китае и еще парочке членов клуба космических держав. А вот покорение космических трасс – нынче модное начинание для многих стран. И по логике вещей подобное производство должно быть окупаемым и рентабельным. Но сейчас в АО “НК “ҚҒС” о будущих космодолларах предпочитают не говорить.

– Создаваемое предприятие в Казахстане является наукоемким и технологически сложным объектом и требует вложения значительных средств и времени. В рамках создания проекта СбИК КА стратегический партнер компания “Airbus Defence and Space” взяла на себя обязательства разместить заказ в ТОО “Ғалам” на сумму 60 миллионов евро. Разработан соответствующий Маршинг-план, который предусматривает производство продукции и услуги по всем сертифицированным производственным участкам СбИК КА и СКТБ КТ, – сдержанно рассказывает о том, как будет окупаться дорогостоящий проект, пресс-служба АО “НК “ҚҒС”.

При этом, по заверениям профильного ведомства, интерес к использованию СбИК есть со стороны России, Узбекистана, Туркменистана и нескольких компаний из Европы и Азии. Однако говорить о конкретных проектах еще рано.

Созвездие темных лошадей
Как предполагает доцент кафедры “Космическая техника и технологии” Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева Абдикул Ашуров, эта осторожность вполне объяснима:

– Производство спутников – это очень высокотехнологичная отрасль. Большое внимание уделяется авторитету и опыту конструкторов. У Казахстана, к сожалению, пока нет ни того ни другого, – объясняет он свои опасения.

Да, наши специалисты учились и стажировались в зарубежных компаниях, а партнер Казахстана по СбИК – французская компания “Airbus Defence and Space”, у которой есть опыт по созданию спутников. Но для иностранного потенциального заказчика какого-нибудь космического аппарата мы все равно темная лошадка.

– У нас и у самих есть негативный опыт размещения заказа на строительство спутника в компании без соответствующего опыта: KazSat-1 был построен российским Государственным космическим научно-производственным центром имени М. В. Хруничева. Чем закончилась судьба того спутника – думаю, все помнят. Да, это не обязательный сценарий, но вполне возможный. Поэтому страны, выбирая предприятие, которое построит для них космический аппарат, обращают внимание на конструкторский опыт компании, – говорит Абдикул Ашуров.

А вот сейчас стоп! Говоря о необходимости строительства СбИК в Казахстане, правительственные мужи в первую очередь ссылаются на то, что нашей стране нужен свой производитель спутников и прочих околопланетных прибамбасов.
Материалы по теме
Черные дыры: как космос "съедает" миллиарды бюджетных тенгеЧерные дыры: как космос "съедает" миллиарды бюджетных тенге

– У нас очень большая территория, а плотность населения – низкая. Поэтому нельзя забывать про спутниковые технологии. У нас есть два спутника, и сегодня мы занимаемся модернизацией и созданием третьего, который придет взамен одному из первых. Этот проект сегодня на полном ходу. И я очень надеюсь, – нет, я уверен, что некоторую часть этого спутника мы произведем в Нур-Султане на нашем сборочном комплексе, – говорил в ходе конференции “Digital Samruk 2019” министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Аскар ЖУМАГАЛИЕВ.

Получается, весь мир опасается связываться с новичками, а Казахстан – нет? Да, эти новички – мы сами. Но средняя стоимость одного спутника, на минуточку, 100 миллиардов тенге. А если и впрямь эти деньги сгинут где-то во Вселенной вместе с аппаратом?

В АО “НК “ҚҒС” такой вариант развития событий не рассматривают. В качестве гарантии эффективности спутников казахстанской сборки они приводят, во-первых, контроль со стороны зарубежных партнеров по СбИК, во-вторых, то, что наши инженеры присутствовали при сборке KazSat-3 в центре Решетнева. Ну и третий аргумент – инженерами ТОО “Ғалам” в сотрудничестве со специалистами компании “SSTL” (Великобритания) создана космическая система научно-технического назначения, которая была запущена в декабре 2018 года и успешно функционирует на текущий момент.

Ни на что не намекаем, но напомним, что в начале 2000-х у центра Хруничева был богатый опыт эксплуатации космических аппаратов, создания комплектующих и даже одного спутника, правда, дистанционного зондирования, а не связи, какой нужен был Казахстану.

И в итоге центр Хруничева признал, что именно из-за недостатка квалификации их инженеров век KazSat-1 оказался так короток.

Отдам космос в частные руки
– Кроме создания телекоммуникационных спутников типа KazSat, в отдаленной перспективе планируется создание спутников дистанционного зондирования Земли. Я же не вижу смысла финансировать создание спутников ДЗЗ ни у нас, ни за рубежом. Потому что космическая система (КС) ДЗЗ РК оказалась убыточной.

Судите сами: стоимость контракта КС ДЗЗ составляет 260 миллионов евро. По нынешнему курсу это более 100 миллиардов тенге. Доходы от услуг КС ДЗЗ на сегодня составляют порядка 5 миллиардов тенге. Таким образом, окупаемость ДЗЗ – всего 5 процентов. То есть 95 миллиардов тенге – это чистый убыток.

За эти деньги можно было бы построить и раздать бесплатно около 6 000 квартир по 15–16 миллионов тенге или построить около 80 школ средней стоимости. Надо ли нам вновь тратить эти деньги на свою систему ДЗЗ, если космоснимки всегда можно купить на рынке у других стран? – говорит Абдикул Ашуров.

Поэтому, как уверен эксперт, который и сам раньше работал в структуре “Казкосмоса”, сейчас самым правильным было бы не продолжать финансирование проекта СбИК, а передать весь комплекс в частные руки.

– Я понимаю, что есть межправительственное соглашение с Францией и определенные юридические вопросы. Но их можно решить. Иначе велик риск, что мы дальше будем наступать на те же грабли и бесполезно тратить огромные средства, когда они нужны пенсионерам, многодетным семьям, молодежи и т. д. Я считаю, что это нужно остановить, – завершил Абдикул Ашуров.

Между тем АО “НК “Қазақстан Ғарыш Сапары” весной прошлого года исключен из перечня объектов, подлежащих приватизации. Об этом с парламентской трибуны просил сенатор, а также бывший глава “Казкосмоса” Талгат МУСАБАЕВ. Он ссылался при этом и на международные договоренности, и на то, что деятельность нацкомпании уникальна и стратегически важна для страны. На 10 лет вперед расписан и утвержден также план загрузки СбИК КА.

НУР-СУЛТАН

Автор: Анна Величко

#казкосмос #қазақстан ғарыш сапары #спутники казахстана #kazsat-2
Подписаться на канал новостей Caravan.kz:

Отредактировано Zlata (14-01-2020 12:26:25)


Вы здесь » ЗООМИР и не только о нем » РОССИЯ » ГЛАНАСС будет приватизирован?