Собаки в живописи. Эволюция образа...

взято     http://www.liveinternet.ru/community/22 … 160999806/

Этот пост никак не претендует на исследование, скорее - беглый взгляд, не более... Изображение животных в европейской живописной традиции - это отдельная большая тема, и даже рассмотрение ее частного случая - изображение собак - потребовало бы немало времени и усилий. А потому я лишь пунктирно намечу самые общие контуры этой темы. Начну с моего любимого художника Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525 - 1569). Его знаменитая картина "Охотники на снегу" (Jagers in de Sneeuw, 1565; доска, масло. 117×162 см)...

Усталые охотники возвращаются домой, увязая в глубоком снегу. Охотничьи собаки плетутся за ними, одна из них повернула голову и смотрит прямо на зрителя (на художника?). Охотники (их одежда), собаки, стволы деревьев, стены ближних домов - всё выдержано в единой темно-коричневой гамме. Группа охотников и стая охотничьих собак составляют единое целое. Их путь задан общим вектором движения группы, и взгляд зрителя, перемещаясь в направлении их движения, видит цель пути - деревню, в которую спускается группа. Возвращаясь к "героям" этого поста - собакам - можно сказать, что они, не слишком выделяясь, но и не теряясь в общей композиции картины, прекрасно выражают общий настрой и гармонично связаны с целым.   

Питер Брейгель. Охотники на снегу (1565)
http://s51.radikal.ru/i132/1104/95/daec33edd3fb.jpg


На знаменитой картине Ван Дейка рядом с королевскими детьми сидит их верный телохранитель - огромный мастиф, размером с хорошего теленка. Сын Карла I (будущий Карл II) царственно положил ему на голову свою руку. Какой бы ни была крупной собака, взгляд зрителя неизбежно возвращается к выразительным лицам детей. В правом нижнем углу картины мы видим еще одну маленькую собаку, прямо над ней находится младенец, который тянется ручкой к мастифу. Взгляд зрителя, таким образом, возвращается к крупной собаке, находящейся почти в центре композиции. Однако, в самом центре картины художник поместил лицо юного принца, и именно оно становится "опорной точкой" картины, постоянно приковывающей взгляд.

Антон Ван Дейк (1599 - 1641). Дети короля Карла I (1637)
http://i040.radikal.ru/1101/2e/43d5f557568b.jpg

Герард Терборх (17 в.) - один из главных мастеров голландской жанровой живописи, и на картине мы видим типичную жанровую сценку: женщина моет руки, служанка льет воду из ковшика, в нижнем левом углу картины пристроилась небольшая комнатная собачка. Небольшой размер, неподвижная поза, композиционное расположение в углу картины превращают ее почти что в элемент интерьера.

Герард Терборх (1617 - 1681). Женщина, моющая руки.

http://www.classicartpaintings.com/d/40254-1/TERBORCH_Gerard_Woman_Washing_Hands.jpg
"TERBORCH_Gerard_Woman_Washing_Hands" 

Никак не могу оторваться от нидерландской живописи!.. Еще один замечательный голландский художник 17 века - Сэмюэл Диркс ван Хогстратен с его прекрасной картиной "Вид в коридор". Взгляд буквально "проваливается" в анфиладу комнат, прочерченную в центре картины. Мы видим сразу три животных: комнатная собачка, которая находится в центре картины на переднем плане и смотрит прямо на зрителя; попугай в клетке, подвешенной к потолку, прямо над собакой, и кошка в правой части картины. Прутья клетки напоминают решетки на окнах, сквозь которые в комнаты льется яркий свет. В правой, более освещенной, части картины мы видим беседующих даму и кавалера (мужчина отражается в зеркале). На ступеньках лестницы, ведущей на второй этаж, лежит скомканный листок (возможно, письмо), а рядом с собачкой стоит щетка. Все эти детали задают основные сюжетные линии этой жанровой картины, а собачка на первом плане, взглянувшая на внезапного гостя (=зрителя), как будто готовится звонким лаем нарушить уединенный покой любовной встречи.

Сэмюэл Диркс ван Хогстратен (1627 - 1678). Вид в коридор.

http://www.classicartpaintings.com/d/98599-1/HOOGSTRATEN_Samuel_van_View_of_a_Corridor.jpg
alt="HOOGSTRATEN_Samuel_van_View_of_a_Corridor"

Ну вот, мы и ушли от голландцев. Бартоломе Эстебан Мурильо (17 в.) - знаменитый испанский живописец, глава севильской школы. Безусловно, главный герой его известной картины "Мальчик с собакой" - это мальчик из простонародья, весело разговаривающий со своим любимцем. Взгляд собаки, занимающей незначительную часть картины, обращен на мальчика. И взгляд мальчика, который занимает бОльшую часть картины, обращен на собаку. Таким образом, именно "разговор", общение ребенка и собаки представляет собой главную тему картины. Сама собака играет подчиненную роль и явно не доминирует в картине.

Мурильо (1617 - 1682). Мальчик с собакой (1650-60)

http://s008.radikal.ru/i304/1104/4b/d7bdcc584f09.jpg

Ну а теперь - британцы!.. Если учитывать английскую сентиментальность и любовь к животным, то становится понятным, почему эта тема занимает такое большое место в британской живописи.

Крупнейший британский живописец и теоретик искусства Уильям Хогарт (1697 - 1764) написал свой знаменитый "Автопортрет" в 1745 году. Здесь мы видим пример давней традиции портретирования с животными. Характерная барочная композиция картины превращает ее в "картину в картине": мы видим портрет Хогарта, а на переднем плане расположены детали, относящиеся к жизни художника (в частности, книги, изображенные на картине, — тома Шекспира, Свифта и Мильтона — демонстрируют приверженность художника английской литературе). При этом вопреки типично барочному представлению человека при всех регалиях, указывающих на его общественное положение, Хогарт изобразил себя в домашней одежде, без парика, в компании своего любимого мопса Трампа. Тем самым художник хотел сказать, что для него гораздо важнее не официальный статус человека, а его частный мир, не его роль в обществе, а индивидуальность и характер, и роль его любимца в выражении этой идеи очевидна.

Уильям Хогарт. Автопортрет (1745)

http://s55.radikal.ru/i150/1104/ce/e53c115500e0.jpg

Английский (а точнее - шотландский) художник Филипп Рейнегл (1749 - 1833) специализировался главным образом на анималистике и пейзажной живописи. За свою долгую жизнь он оставил более 250 изображений животных и птиц. На представленной ниже картине мы видим не просто "жанровую сценку" с участием собаки. И даже не портрет "с участием" собаки (как у Хогарта). Мы видим портрет самой собаки! Обратим внимание на это смещение акцентов.

Филипп Рейнегл. Портрет необычной музыкальной собаки (1805).

http://s41.radikal.ru/i092/1104/03/915e16c379bd.jpg

Сэр Эдвин Ландсир (19 в.) был исключительно популярным и успешным живописцем викторианской эпохи, любимым художником королевы Виктории. Его самая известная работа - скульптуры бронзовых львов на Трафальгарской площади в Лондоне. Но подлинную славу ему принесли картины, на которых он изображал животных. В 19 веке активно обсуждалась тема наличия разума и высших психических способностей у животных, и Ландсир, вполне в духе философии своего времени, изображал их наделенными разумом и почти человеческими эмоциями. (Кстати, любопытно, что в честь Ландсира назвали породу собак, которых он часто рисовал, способствуя тем самым их популярности. Эта разновидность ньюфаундленда так и называется "ландсир"). На картине "Спасённая" собака и впрямь выглядит почти как человек...))

Эдвин Ландсир (1802 - 1873). Спасенная.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/16/557/16557338_Landsir1.JPG

Эту же тенденцию мы можем увидеть и в работах английского художника Джона Эммса. Я имею в виду тенденцию изображения животных, переживающих почти человеческие чувства. Его знаменитая картина "Фоксхаунды и терьер на конюшне" (1878) - яркий тому пример.

Джон Эммс (1841 - 1912). Фоксхаунды и терьер на конюшне.

http://s009.radikal.ru/i309/1104/41/d85c02394452.jpg

В середине 19 века в Великобритании становится очень популярна живопись, изображающая сцены даже не просто из повседневной, а именно из домашней жизни. Средний класс, набирающий силу, предпочитал видеть сценки из жизни детей, особой любовью пользовались картины, изображающие игры детей с домашними животными. Артур Джон Элсли (1860 - 1952) был одним из самых известных и успешных художников позднего викторианского периода, писавшим такие картины. Его полотна с незатейливыми сюжетами, милыми, узнаваемыми героями и их очаровательными питомцами при жизни художника стали сверхпопулярны: многие картины тиражировались с помощью репродукций, их публиковали в качестве календарей, использовали в журналах, на открытках и приглашениях. Любопытный момент биографии Элсли, пожалуй, состоит в том, что успех пришел к нему после того, как он женился. Именно его жена и их единственная дочь стали постоянными моделями его самых известных картин. Изображая свою семью, он и создавал образ счастливого викторианского детства...

На мой взгляд, на примере этого художника хорошо видно, как живопись сползает в кич. Но это именно переходная форма. Живопись Элсли находится на границе между искусством и кичем: еще не совсем кич, но уже и не искусство.

Артур Элсли (1860 - 1952).  Спокойной ночи!

http://www.classicartpaintings.com/d/8519-1/Elsley_Arthur_Good_Night.jpg



http://s49.radikal.ru/i125/1104/49/31b692c397d7.jpg

Обратим внимание на то, что собаки становятся всё более "человечными", а люди (в данном случае - дети) - всё более и более кукольными.

Незваный гость

http://www.classicartpaintings.com/d/8509-1/Elsey_Arthur_John_An_Uninvited_Guest.jpg

Elsey_Arthur_John_An_Uninvited_Guest"




Вечерний чай

http://www.classicartpaintings.com/d/8552-1/Elsley_Arthur_Tea_Time.jpg

Он не укусит тебя!

http://www.classicartpaintings.com/d/8534-1/Elsley_Arthur_John_He_Won_t_Hurt_You.jpg

"Elsley_Arthur_John_He_Won_t_Hurt_You"

На картине "Собаки егеря", на мой взгляд, особенно хорошо видна "кукольность" лиц детей.

Собаки егеря

http://www.classicartpaintings.com/d/8555-1/Elsley_Arthur_The_Huntsmans_Pet.jpg

Elsley_Arthur_The_Huntsmans_Pet


Новое платье

http://www.classicartpaintings.com/d/8558-1/Elsley_Arthur_The_New_Dress.jpg

Elsley_Arthur_The_New_Dress

Я уделила столько внимания этому художнику не потому, что он мне нравится, а потому, что, на мой взгляд, Элсли - переходная фигура в процессе "сползания" изображения животных в область кича. Как я уже писала выше, его работы носят промежуточный характер, причем, не все они равноценны. Некоторые работы "ближе" к собственно искусству, некоторые - тяготеют к кичу.

Домашние любимцы

http://www.classicartpaintings.com/d/8516-1/Elsley_Arthur_Family_Favourites.jpg

Elsley_Arthur_Family_Favourites

Британский живописец Артур Вардл также, как и Элсли, прославился изображением животных. Только в отличие от Элсли, он писал не только домашних, но и диких животных. Но нас сейчас интересуют собаки...

Очаровательная светская дама с бессмысленным личиком отправилась на дневную прогулку в сопровождении любимых собачек. Легкий сюжет, безликая манера письма... Вовсю идет процесс коммерциализации искусства.

Артур Вардл (1864 - 1949). Дневная прогулка.

http://www.classicartpaintings.com/d/108516-1/Wardle_Arthur_Afternoon_Promenade.jpg

"Wardle_Arthur_Afternoon_Promenade"

На следующей картине мы видим всё ту же "детскую" тему в разработке интересующего нас сюжета. Интересно сравнить эти картины (дети и собаки) с картинами, например, Ван Эйка или Мурильо, представленными выше в посте. Я сейчас имею в виду даже не манеру письма (ясно, что масштаб этих художников не сопоставим)... Очень показательно изменение самих сюжетов подобных картин. Казалось бы, Ван Эйк писал на заказ парадный портрет королевских детей. С формальной точки зрения - чисто коммерческая живопись))) Однако нельзя не восхититься не только мастерством живописца, но и психологической глубиной образов. Казалось бы, Мурильо изображает жизненную сценку, "разговор" мальчика с собакой (на картинах английских художников тоже есть этот сюжет). Но как тонко и мастерски подана эта тема!..

Смотрим, что происходит дальше... Вот на картине Гарольда Пиффарда мы видим ту же самую тему: "разговор" девочки со своей собакой. Без комментариев))

Гарольд Пиффард (ум. 1938). Хочешь кусочек? Скажи "гав"!
http://i018.radikal.ru/1104/ce/177fe459f7d0.jpg

На мой взгляд, большинство работ Чарльза Бартона Барбера - это чистый кич. Правда, следует сразу оговориться, что хронологически последовательности здесь нет: он жил раньше Элсли, и если считать именно Элсли переходной фигурой между искусством и кичем, то Барбер выбивается из этого ряда. Тем не менее, на мой взгляд, в данном случае логика развития живописи и хронология не совпали. "Кичевость" большинства работ Барбера очевидна. Сюжеты становятся всё проще и проще... Манера письма - всё менее индивидуальной...

Чарльз Бартон Барбер (1845 – 1894). По пути из школы (1883).

http://s44.radikal.ru/i103/1104/64/48e05eaccd84.jpg

http://i017.radikal.ru/1104/f1/a320e0781e21.jpg

http://s014.radikal.ru/i328/1104/ac/174f48e5e8ce.jpg

Ну а эту картину я бы озаглавила "Здравствуй, кич!..". Вот он, дорогой наш... В чистом виде, кич как он есть)) Слащавый сюжет, кукольный персонаж, благостная атмосфера, безликая манера письма и явный расчет на эмоциональный отклик в широких массах))

http://s44.radikal.ru/i103/1104/87/bb2c38c448ba.jpg

Честно говоря, после этой картины мне захотелось вернуться в начало поста и "умыться" родниковой водой настоящей живописи... Вернуться к глубине и холодной строгости Брейгеля, тонкой и доброй улыбке Мурильо, ироничной и умной усмешке Хогарта... Возможно, это захотелось и не только мне...)