https://zen.yandex.ru/media/id/5fe06643 … icle=false
             Mechanical engineering
Куда подевались инженеры-конструкторы?

Зайдите на инженерный либо кадровый форум в интернете. Что вы увидите?

«Коллеги, всем добрый день!
Помогите найти инженера - конструктора.
Заранее спасибо!»

А ответы примерно такие:
«Куда подевались? Куда, куда, на кудыкины горы торговать тем, что сконструировали и произвели в Европушке!»

   Массовое сокращение своих разработок и «оптимизация» государственных предприятий после распада Союза, так или иначе привела к тому, что из промышленности массово уходили инженеры. Соответственно была потеряна преемственность, на которой держалась советская промышленность. Провал, по восполнению кадрового потенциала образовавшийся в последние годы привел к тому, что большинство грамотных инженеров – конструкторов и технологов достигли пенсионного возраста и в ближайшее время промышленность встанет перед реальной угрозой потери научной, конструкторской и производственной школ. Кадры стареют, талантливая молодежь на  производство не  идет. Помимо инженеров промышленность испытывает еще и  острейшую нехватку квалифицированных рабочих — токарей, фрезеровщиков и др.

В свое время наблюдал в Ташкенте такую миграцию конструкторов и технологов - по мере закрытия различных предприятий, в основном связанных с ВПК - инженера постепенно стекались на оставшиеся в «живых» предприятия: «СовпластИтал», «ТашТРЗ» и др., кто-то уехал в Россию, кто-то за границу…
    Но в целом, при всех этих перемещениях, большая часть уже не возвращалась в КБ или в техбюро, а уходило в сферу торговли, ремонт, строительство и т.д. Таким образом, в результате всех этих перемещений, общая масса инженеров становилась все меньше и меньше, пока не достигла того уровня, что в какой-то определенной сфере мы уже знали друг друга поименно. Теперь та-же история повторятся и в России, и в других странах.

    Теперь представим, что решат сейчас открыть новое производство, например самолетов, кого брать? Инженер сразу хорошим не становится нужно и время, и опыт в реальных проектах. Брать студентов? Так у студентов - еще нет опыта, кроме того, молодежь особо в производство не стремится, потому как работая курьером в Яндексе или в W ildberries они зарабатывают гораздо больше начинающего инженера – конструктора с высшим техническим образованием.
     Ну, а чтобы достичь определенного уровня, «почувствовать железо» нужно не меньше 10 лет. И то не факт, люди то разные. Вспомните сколько на предприятиях было КБ. В лучшем случае один из 10 конструкторов (технологов) со временем становился ведущим, в полном смысле этого слова. Чтобы найти главного конструктора его брали на заметку и «вели», и обучали, и отправляли в командировки и, возможно, из 100 находили одного… А труд конструктора очень тяжелый и неблагодарный. Кто работал, тот знает, что пока не найдено решение - все эти конструкции и формулы постоянно крутятся в голове.

    В сложившейся ситуации необходимо поменять психологию людей, поднять престиж инженера, сделать работу в промышленном комплексе и в прикладной науке достаточно привлекательной, в том числе и с точки зрения материальных благ: зарплата, медицинское обслуживание, организация досуга и отдыха. Начать с того, что в средствах массовой информации показывать «истории успеха» выдающихся инженеров и изобретателей. Ведь почему в советское время было больше желающих идти в инженера? Не последнюю роль в этом играли фильмы: «Бережков изобретает колесо», «Укрощение огня» и книги «Цель жизни» Яковлева и т.д.

Важно сохранить особенности Российской (Советской) инженерной школы основными преимуществами которой всегда были, и пока остаются: простота конструкции, ремонтопригодность, эксплуатационная надёжность и технологичность изготовления.

Более подробно здесь:

https://zen.yandex.ru/media/id/5fe06643 … 390f4794d0

Вот что об этой ситуации писал Жорес Алферов - учёный-физик, лауреат Нобелевской премии: «Уходят поколения ученых, педагогов, инженеров и рабочих – носителей славных традиций России, которые на рубеже 21 века, увы, практически некому подхватить.

Что дальше? Ответ за Государством!».