https://zen.yandex.ru/media/id/6097bfa2 … 42891e5afb

       Женщина в истории
Учебная программа в институтах благородных девиц: чему и как учили барышень

   Как правило, курс в женских учебных заведениях длился 6 лет. Исключениями были Смольный (9 лет) и Павловский (7 лет) институты.
   Поступали девочки уже с подготовкой: они должны были знать десять заповедей, повседневные молитвы, уметь читать, писать и считать.

Первый историк русского женского образования Е.И. Лихачёва дала такую оценку воспитанию, которое девочки получали в институтах:

"...было во всяком случае выше того, какое до тех пор давалось девушкам в частных домах и пансионах".
"...выходили из него более человечными, более развитыми и менее заражёнными предрассудками, нежели другие девушки".

Чему же учили благородных девиц?

Взято из открытых источников.
Как был организован учебный процесс
В программу младших классов входили:

Закон Божий,
чтение и письмо (на русском, французском и немецком),
четыре правила арифметики,
природоведение,
рисование,
танцы,
музыкальные уроки,
рукоделие.
Девочки старшего возраста, помимо Закона Божьего, изучали:

чистописание,
русский язык и литературу,
французский язык и литературу,
немецкий язык и литературу
риторику,
логику,
алгебру и геометрию,
физику,
историю,
географию,
естественную историю,
музыку (включая практические занятия),
рисование,
танцы.
Также их учили "всем правилам доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости" и "вступать во все части экономии".

Интересно отметить, как проходили сами уроки:

"Каждый урок продолжался полтора часа, и времени доставало и на объяснение, и на спрашиванье уроков, и на практические упражнения в диктовке, в устных переводах и проч., что было важно при многочисленности классов. При таком порядке многое, что теперь задаётся вне класса, делалось в классе, а при разнообразии классных упражнений не слишком утомлялось внимание, занятие же одним предметом было сосредоточеннее и продолжительнее. И мы вовсе не замечали, как пролетали эти полтора часа урока..."
Н. Грот.
   Фото - Взято из открытых источников.
Как учили русскому языку
Основой изучения русского языка были чтение и переписывание текстов. Этот подход долгое время сохранялся и в советских школах. Он очень хорошо помогал выработать грамотность.

Учитель русской словесности Архипастырский так говорил на своих уроках:

"... русская грамматика ещё не разработана... в ней чёрт ногу сломит. Хотите научиться правильно писать и изъясняться по-русски, читайте больше и пишите сами. Вникайте в дух русского языка, изучайте его по образцам".

Однажды фрейлина Александра Россет, танцуя на балу, разговорилась с Пушкиным, и тот сказал ей:

- Как вы хорошо говорите по-русски.
- Ещё бы, мы в институте всегда говорили по-русски, нас наказывали, когда мы в дежурный день говорили по-французски... Плетнёв нам читал вашего "Евгения Онегина", мы были в восторге, но когда он сказал: панталоны, фрак, жилет, мы сказали: какой, однако, Пушкин индеса*. Он разразился громким весёлым смехом.
(от фр. indecent - непристойный)

Что ж, от такого человека подобная похвала дорогого стоит, не правда ли?

Чистописание, выработка красивого почерка, тоже имели большое знание и были предусмотрены программой. К тому же для многих воспитанниц переписывание бумаг могло в будущем стать ощутимой статьёй дохода.

      Занятия в Смольном институте. 1904 г. (Источник: ВикиЧтение).
Как учили иностранным языкам
Французский язык был одним из ведущих предметов в институтах. Знать его было обязанностью каждого человека "хорошего общества".

Изучали его примерно также, как и русский: читали, переписывали тексты, изучали грамматику, сочиняли и выучивали наизусть рассказы о собственной повседневной жизни, занятиях, одежде, окружающем мире...

Выпускницы славились знанием французского. Многие из них даже дневники свои всю жизнь вели именно на этом языке. Он становился родным. Пусть даже вторым родным.

Немецкий же популярностью не пользовался, но был обязательным.

"Многие говорили хорошо по-немецки, но писали плохо".

Также за отдельную плату можно было учить английский и итальянский.

   Фото - Взято из открытых источников.
Воспитание женщины
Институт должен был в первую очередь воспитать и дисциплинировать девушку. Всё же в то время речи о серьёзном женском образовании не шло. Да, кого-то после выпуска от бедности спасали именно навыки и знания, полученные в стенах института. Для некоторых такое образование означало возможность обеспечить себя и семью.

Но всё равно главным предназначением женщин в то время считалась семья.

И им, выпускницам, предстояло привнести в свои будущие семьи полезные привычки и правильные манеры.

"... достоинство человека состоит в честном исполнении своего долга".

Недаром про институты благородных девиц ходят самые разные слухи. Некоторые сравнивают эти учебные заведения чуть ли не с тюрьмой. Что ж, порядки там действительно были строгие.

Ежедневные ритуалы имели огромное значение. Как и привычка трудиться, выглядеть опрятной, быть собранной и дисциплинированной. Всё это прививали юным институткам.

Подробнее об этой стороне жизни девочек можно узнать из других моих статей:

Типичный день институтки (проживаем вместе).

Как и за что наказывали девочек в институтах Российской империи.

Как институтки проводили каникулы и праздники.

Зачем институток ограничивали в общении с родными.

Либерализация институтов благородных девиц: институтская реформа Ушинского.

Источники: "Русская женщина: воспитание, образование, судьба, 18 - начало 20 века" В. Пономарева, Л. Хорошилова