https://dzen.ru/a/Y8wNhO-OxS6xp-ad
          Сделано в дебрях
  Для чего нужно "железо" во рту у лошади?

Ну всяко не для того, чтобы мучить лошадку. Я вот сегодня по полной программе прочувствовала, для чего.

Утром поехала, как обычно, в село за хлебами, а короткий путь, оказывается, уже недоступен - поднялась вода в ручье поперек дороги, вышла поверх льда. На самом деле еще можно было бы проехать, но Лакуша не захотела туда идти, ну а я не захотела лезть в холодную воду, чтобы перевести ее в поводу - вода была уже выше сапог, пришлось бы разуваться. И, пожалуй, я об этом пожалела, потому что большак был как каток, только кое-где присыпанный песком.

Но обычно мы с Лакушей по такой дороге довольно ловко передвигаемся - она семенит мелкой, скованной, но все-таки рысцой, а я направляю ее на то самое кое-где, присыпанное песком. А вот сегодня - не получилось.

Дело в том, что с тех пор, как моя выхухоль сломала штурвал, я езжу на ней с веревочным недоуздком, и этого пока вполне хватало.

От некоторых конников можно услышать "я работаю только на сайд-пулле", и так далее, вплоть до кордео, и они вроде как гордятся, что их лошадь управляема и без "железа". На самом деле готовая к сотрудничеству лошадь одинаково послушна любым средствам управления, в этом ничего особенного нет, но разница в том, насколько качественно эти средства передают просьбы всадника.

Когда обучала Лакушу - вначале мы работали на обычном денниковом недоуздке. Когда она научилась уступать давлению, поворачивать и останавливаться от недоуздка, мы начали выполнять задания посложнее, и тут понадобился более точный инструмент - веревочный недоуздок, подающий более четкие, внятные сигналы. Когда она полностью освоилась с веревочным недоуздком, я надела на нее трензель - и достаточно строгий, с гладким тонким грызлом, потому что он меньше мешает лошади во рту. К этому времени она управлялась на веревочном недоуздке буквально мизинчиками.

Ну и зачем, спросите вы, тогда нужен был трензель?

А затем, что беззубый край челюсти у лошади, на котором лежит грызло трензеля - очень чувствительное место, и сигнал, подаваемый всадником, быстрее, так сказать, доходит до ее мозга.

На доли секунды, но иногда это важно. Вот, например, когда едешь верхом по скользкой дороге, и не успевшая вовремя среагировать не подкованная лошадь на рыси вылетает на не посыпанный песком участок. В общем, не получилось бодро ехать по большаку - плелись почти всю дорогу шагом, и только чудом не опоздали. Семь километров за полтора часа! Это наказание мне за лень мою - что до сих пор не починила узду.

На фото - рабочие трензеля из коллекции.