https://dzen.ru/a/ZA7BfpDTsBHswSU-
                 Mikhail DELYAGIN
     Пандемия страха: глобальный социальный психоз шизоидного типа

   Сегодня исполняется ровно три года, как ВОЗ признала вспышку болезни, вызванной новым типом коронавируса, пандемией. Как ковид изменил мир? И кому вы бы дали Нобелевскую премию за преодоление пандемии: ученым, врачам, политикам или матушке-природе? «БИЗНЕС Online» отвечают Игорь Гундаров и Михаил Делягин.

    Игорь Гундаров, доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН:

— Человечество не вынесло уроков, которых несколько.
  Во-первых, в значительной мере трагедия, которая бушевала эти три года, связана с тем, что управлением здравоохранения командовали непрофессионалы. Ни в ВОЗ, ни в странах мира, ни в России в штабах не было ни инфекционистов, ни эпидемиологов, ни организаторов здравоохранения. Такой высокосложной по профессиональности областью управлять дефективным менеджерам и политикам преступно — этого вывода не сделали.
   Во-вторых, оказывается, политики неподвластны уголовным законам. Из первого тезиса следует самоуправство и превышение должностных полномочий.
  В-третьих, сейчас продолжается борьба западно-американской школы здравоохранения и советской, которая с трудом сохраняет свою жизнеспособность. При советской системе врач является ответственным за жизнь пациента и за ним окончательное решение. У нас сейчас доминирует американская школа — все протоколировано в стандартах. Бардак, который был связан с тем, что врач видит, что не должен назначать эти препараты, но в стандарте они прописаны, и если он его нарушит, то попадет под суд.

  Есть понятие «эпидемические пороги». На эти пороги плюнули и ориентировались на колебания волн. И нет понятия «эпидемия». ВОЗ ее не объявляла. Глава организации Тедрос Аданом Гебреисус, который не является врачом, это мельком сказал на брифинге, но считает это своим личным мнением. Все подобные глобальные вещи должна принимать определенная структура при ВОЗ.

  Впервые в мире возник глобальный социальный психоз шизоидного типа — пандемия страха. Его признаки: мания преследования (везде COVID — поливайте, закрывайте), раздвоение сознания (с одной стороны, говорят, что пороги не превышены, с другой — пандемия), эмоциональная тупость (потеря уважения к человеку — мы не люди, а биообъекты), алогичность мышления (вечером в парке хватают пожилую женщину с ребенком, которые там были одни). Раньше такой возможности не имелось, потому что не было информационных мощнейших обменов. А сейчас благодаря гаджетам и СМИ за один-два дня можно всю планету ввести в ложную идею или эмоцию.
Михаил Делягин, экономист, публицист, депутат Госдумы:

— Человечество не извлекло никаких уроков из этой ситуации. Оно даже не научилось считать и до сих пор говорит о пандемии, притом что эпидемический порог был превышен только в одной стране мира — в Сан-Марино усилиями 15 тысяч человек. Более того, коронавирус стал наглядным свидетельством того, как человек легко и массово отказывается от собственного разума ради счастья подчиняться бессмысленным и часто смертельным приказам.