Обучение собак, жеребцов и котов... А у нас по-другому?    http://forumstatic.ru/files/000b/db/32/20777.gif

            https://dzen.ru/a/ZGO8QrppLiNV8yFC
                           Святополе
        Два типа нервных систем (по моей собственной классификации)

Чино учится быстро, Кефир – надежно. И такое в некотором роде противопоставление я наблюдаю не только у наших жеребцов. В чем противопоставление? Сейчас объясню.

Я отношу это во многом к работе нервных систем, на которой впоследствии базируется и темперамент – и наш с вами, и зверей. Есть легковозбудимые нервные системы с более яркой ответной реакцией, а иногда и более восприимчивые к стимулам окружающей среды. К таким обычно относят холериков и сангвиников. Но мы сейчас не будем ограничиваться рамками этой наиболее распространенной классификации темпераментов, договорились? Среди наших животных такими подвижными нервными системами, на мой взгляд, обладают Чино, Тилли, Рогалик, Кекс. Они ярко отвечают на внешние стимулы и в меру своих звериных возможностей пытаются как-то преобразовать мир, активно взаимодействуя с ним.

Ко второму типу относятся более «скупые» нервные системы – по проявлению реакций. Их обладатели обычно более медлительные, флегматичные, нуждаются в некоторой «раскачке». Им свойственно долго думать и много мечтать/находиться в себе. Еще они бывают непрошибаемы, а их характерным ответом на внешнюю угрозу часто становится реакция «замри» (а не «бей и беги», как у первых). К таким нашим животным я отношу Кефира, Бублика, Котю.

И вот со вторыми, честно признаюсь, мне работать нааааамного сложнее. Для меня это больше похоже на медитацию, чем на процесс обучения (а если и обучения, то, скорее, меня – успокаиваться и замедляться). Таким зверям (и людям, наверное, тоже) надо подумать над ответом, все «взвесить»… А еще они могут «перегреться» из-за серьезных мыслительных усилий и «уйти в себя», в то время как тот же Чино просто «психанет», если у него ничего не выходит, взбрыкнет и вновь придет в норму. А Кефир куда-нибудь отойдет и будет там стоять, переживать, обмозговывать произошедшее (или не произошедшее).

Зато если уж обладатели второго типа нервной системы что-то выучат, то это на века. Так, Бублик в упряжке прекрасно выполняет команду «Стоп!»: садится и ждет. Делает он это, конечно, медленно, но зато без «Вперед!» с места не сдвинется, пусть даже все другие собаки сходят вокруг с ума. Он даже вместо якоря, кажется, может работать. Кекс, конечно, тоже сидит смирно, но я вижу, сколько усилий ему это стоит. Его нервная система, намного более подвижная, и без того находится в напряжении из-за ожидания команды, а когда еще и все вокруг скачут, волнуются, суетятся… Бедный пес, в общем.

С другой стороны, он, как и Чино, все схватывает практически на лету и очень увлекается самим процессом обучения. Сегодня, кстати, был забавный случай с забайкальцем. Я разучивала с ним новое упражнение, которое включало манипуляцию предметов (а лошади, как вы понимаете, делают это ртом). Так вот Чино, еще не прожевав до конца сушку, которой был награжден за правильный ответ, тут же брался за игрушку и продолжал с ней что-то делать, оставляя крошки вместе со слюнями по всей ее поверхности. То есть процесс обучения его увлекал даже больше, чем полученное лакомство, и он стремился поскорее к нему вернуться!

Но это схватывание «на лету» порой превращается в абсолютно неконтролируемый полет фантазии, причем, как водится, обычно проявляющийся не вовремя и не к месту. И вот когда ты ожидаешь, что в ответ на «Стоп» зверь остановится, а вместо этого он начинает «креативить» и предлагать новые варианты, то это может начать раздражать. А то и вовсе стать угрозой безопасности. Так что во всем нужна мера.

Мера и баланс.

Первые – новаторы, активисты, но зачастую с хромающей дисциплиной, потому что их нервная система порой слишком возбудима. Вторые – «тугие» ребята, но зато надежные. Их надо «раскачивать», но потом, проложив нужный нейронный путь у себя в голове, эти животные, кажется, уже никогда не сойдут с верной дороги. В работе с ними это дарит ощущение уверенности и стабильности. Но (лично для меня) лишает некоторого азарта и драйва при обучении.

Так что все нужны, все важны и все по-своему прекрасны! Надо только это понять, принять и суметь в каждом разглядеть его изюминку. А потом дать ему возможность раскрыться, как цветку, чтобы он благоухал и цвел на радость себе и другим. И вот это «понять, принять и разглядеть» в нашей жизни, кажется, как раз и есть самое сложное.

P.S. Считаю, что эта заметка получилась неплохим дополнением (продолжением?) моих размышлений про «хорошистов» и «троечников» среди животных.