https://dzen.ru/a/ZQKrqE2R8AYIqkJz
            О русских спаниелях и не только
      Кинология в советское время
            13 сентября 2023

Комментарии в предыдущих статьях показали, что современные читатели, в своей массе, не имеют даже приближенного представления о том, какой была кинология в советское время. А это ведь огромный и очень интересный пласт в жизни нашей страны.

Я застала уже конец всей этой истории и тем не менее хорошо помню те времена.

Давайте немного понастальгируем.

  Фото - Всероссийская выставка охотничьих собак. Парад.

Начнем с того, что весь советский период наши кинология была оторвана от мировых течений. Напомню, что в период, предшествующий революции, правила выставок и испытаний еще только формировались, были разные течения и практики. Первые кинологи Советской России - это кинологи царского времени. Они продолжили совершенствование системы оценки собак, опираясь на тот опыт, который был получен ими ранее. Но, увы, в дальнейшем развитие нашей кинологии шло отдельной веткой, независимо от эволюции мировой кинологии.

  Фото - Я на своей первой выставке

По сути мы были не одиноки. Была ФЦИ, были при этом страны, которые успешно эволюционировали отдельно - Великобритания и США, например. Но они могли перенимать опыт друг друга, продолжали обмениваться племенным материалом, заимствовали что-то друг от друга. А мы в это время сидели за железным занавесом.

В этом были как свои плюсы, так и минусы. У нас в стране создалась самобытная система, строго регламентированная, где разведение вели не отдельные заводчики и питомники, а клубы и секции при различных объединениях. То есть пары формировал один человек, имея под своим началом не 2-3 производителей, а несколько сотен собак. Масштаб селекции был конечно же совсем другой. Хорошо это или плохо - это отдельная тема, стоящая отдельной статьи, но пойдем дальше.

Правила проведения выставок были единые для декоративных, служебных и охотничьих собак. Возрастных групп было три: младшая (10 мес.-1.5 года), средняя (1.5 -3 года), старшая (3 года - 10 лет). В младшей группе оценку "отлично" не давали. Медали выдавались не за экстерьер, а по результатам оценки бонитировки. Бонитировка - это система оценки племенного поголовья, где числовым методом происходит оценка животного в комплексе: происхождение, экстерьер, потомство, рабочие качества (последнее только у служебных и охотничьих собак). Соответственно Большую золотую медали получали собаки класса Элита, Малую Золотую - собаки I класса, Большую Серебряную Медали - собаки II класса, Малую Серебряную - собаки III класса.

  Фото - Выставка

Оценка на выставке велась долго и размеренно. Собак долго гоняли по рингу и тщательно описывали. Система подготовки судий была примерно такая же как и сейчас в РКФ - молодые энтузиасты стажировались, обучались на курсах, сдавали экзамен, подавали отчеты и всякие другие документы на рассмотрение квалификационной комиссии, где и присваивались звания экспертов-кинологов.

Породистая собака в то время стоила дорого. Нашу первую русскую спаниельку Ильму в 1986 году мы покупали за 100 рублей. Это месячная зарплата, между прочим. Соседи крутили пальцем у виска, узнав цену. При этом экзотичные тогда щенки афганской борзой стоили 700 рублей!

Мало того, очередь на щенка русского спаниеля была на 2 года! В год в нашей секции было около 30 пометов. Щенки распределялись только среди охотников.

  Фото - Актировка щенков

У служебников тоже все было строго. Помните была система, когда подросткам бесплатно выдавались щенки служебных пород? Они их выращивали, дрессировали, сдавали нормативы и отдавали в Вооруженные силы... Мне такая практика всегда казалась ужасной. Как можно расстаться с животным, которого вырастишь и к которому привязываешься? Взрослому-то человеку это тяжело, а уж ребенку...

Вообще собаководство тогда было плотно связано с государством. Выводились особые породы. Часто выводились не исходя из потребностей населения, а просто для того, чтобы они были. Каждая республика должна была иметь свою породу собак. Пример - Прибалтика. И если эстонская гончая выжила и хорошо себя показала и после развала СССР, то где сейчас Латвийская и Литовская гончие? На основе немецкой овчарки у нас вывели восточно-европейскую овчарку - рослую и хорошо подходящую для конвойной службы. Вывели черного терьера, московского водолаза и московскую сторожевую. Смутные времена пережил только черный терьер...

Из разных отродий гончих сформировали две породы: русскую (на основе костромичей) и русскую-пегую на основе помесей русской гончей с фоксгаундом. Из различных отродий лаек сформировали четыре породы, из них две достаточно благополучные: русско-европейская и западно-сибирская. И две не очень: карело-финская оказалась чрезвычайно схожей с финским шпицем и теперь бедствует из-за протестов финнов и ужасной путаницы в документах, где собаки то называются лайками, то шпицами, то и теми и другим.... Восточно-сибирская же лайка по ареалу своего распространения покрывает огромную территорию и довольно разнотипна. Есть и еще отродья, которые может и можно было бы сохранить, но государство в свое время не нашло это перспективным и теперь их статус очень спорный. Есть много пород борзых, но не все они благополучны. Южно-русская борзая практически исчезла, при этом каких-либо попыток по поддержке исчезающих пород нет...

Русский спаниель оказался живучим и сейчас очень популярен и благополучен. Но давайте вернемся к советским временам.

В то время нельзя было получить нулевую родословную на собаку. Правило прохождения трех выставок не существовало. Правда собаку без родословной можно было выставить на низко ранговую (районную) выставку и получить справку о соответствии породе. Справка эта помогала потом получить путевку на охоту как с породистой собакой, не более того.

Но так было не всегда. В сложные для страны времена в разведение пускались собаки без документов. Так было после войны. В страну хлынули "трофейные" собаки, часто очень высокого класса, они активно использовались в разведении. В этом были как плюсы так и минусы: так, например, немецкой жесткошерстной легавой признавались не только дратхаары, но и чешские фоусеки и другие жесткошерстные легавые. В результате тип наших жесткошерстных легавых был здорово подпорчен мягкошерстными европейскими вливаниями.

  Фото - Полевые испытания

До сегодняшнего времени по некоторым аборигенным породам есть разрешение ввозить поголовье из промысловых районов без документов. Такие собаки, если они соответствуют типу породы, пускаются в разведение.

О том, насколько государство опекало собаководство говорит и такой случай: У сестры моей прабабушки был породистый кобель восточно-европейской овчарки. Во время войны его отправили в эвакуацию, ну и хозяйку, вместе с ним, на том же поезде, что и эвакуировали детей....

  Фото - Это тот самый кобель: Товери-Волк, Вл. Никитин

Говорят, что ценным собакам в Блокадном Ленинграде выдавались пайки и некоторые их хозяева выжили в том числе и благодаря этим пайкам (владельцы их тоже употребляли). Не знаю правда это или нет. Лично мой прадедушка съел своего кота, когда кончилась кожаная кобура и обложки от книг.

Вообще в советское время в собаководстве кипела деятельность. Я помню как девочкой приходила в клуб охотничьего собаководства на Лиговке. Это было довольно большое полуподвальное помещение. По четвергам там собирались легашатники и спаниелисты. Помещение было забито народом и табачным дымом. Под потолком стояло вечное сизое облако. Помещение имело множество уголков и закоулков. Стояли столы, скамейки и стулья. По стенам были развешены картины на охотничью тематику, портреты собак, стенды секций. У каждой породы был свой уголок, где сидели "светила кинологии" и вели прием посетителей. Посетители стояли в очереди к светилам, общались или просто тусовались. Это был настоящий клуб. Пропустить четверг никак было нельзя. Как же там было интересно...

Со временем все изменилось. В стране организовали РКФ и многие старые порядки ушли. По крайней мере в служебном и декоративном собаководстве все именно так. А охотники?

   Фото - Выводка молодняка

А вот тут начинается интересная история. В охотничьем собаководстве сохранились советские традиции и правила. Это удивительно, но это именно так. Мы, владельцы охотничьих собак, существуем как бы в двух реальностях. По-прежнему работу с охотничьими собаками ведет Ассоциация "Росохотрыболовсоюз". Она выдает родословные, оформляет вязки, проводит выставки и испытания, при ней имеется Всероссийский кинологический Совет и множество других органов, которые нужны для работы с охотничьими собаками. Ассоциация ведет работу по тем самым советским правилам. Конечно они со временем перерабатываются, но основа остается та же: бонитировка, секции и клубы при обществах охотников, родословные совсем не похожие на родословные РКФ.

Кто-то скажет: но они же никем не признаются! Нет, все не так. Они вполне признаются. Любая собака, зарегистрированная во Всероссийской Племенной Книге Охотничьих собак может получить родословную РКФ. Более того во многих секциях щенкам оформляются два пакета документов: РКФ и РОРС. Но подавляющее большинство охотников выставки РКФ не посещают. Нам родословная РКФ нужна только для того, чтобы щенок при отъезде за границу мог бы там легализоваться. Оценки на выставках РКФ в нашей системе собаководства не признаются. У нас действительны только оценки на мероприятиях, проведенных под эгидой РОРС, и экспертами, получившими категорию в системе РОРС.

РОРС также ведет базу охотничьих собак, где можно найти всех производителей, проследить их происхождение вплоть до Авраама и посмотреть результаты выставок и состязаний: https://rors.ru.ruswebs.ru/

Под эгидой РКФ тоже конечно проводятся испытания и состязания, но их количество далеко от проводимых в системе РОРС. Доходит даже до того, что в целом ряде случаев щенок с родословной РКФ вызывает серьезные подозрения, если у него нет родословной РОРС.

  Фото - Выставка охотничьих собак

Конечно если сравнивать советские времена и нынешние, разница видна невооруженным глазом. Многое изменилось. Если раньше собачник был отдушиной для населения, то теперь развлечений в разы больше. Плюс проблемы в экономике, которые не дают людям расслабиться и окунуться в хобби. И тем не менее охотничье собаководство живо. Да и в других странах бывшего СССР советская система собаководства жива. Посмотрим, что будет дальше.