https://dzen.ru/a/ZQLhBobIzHVBMi5y
         Стеклянная сказка
В России две беды: инженер решил исправить одну из них и построил вечную дорогу. Почему ей 100 лет, а она как новая
             15 сентября

Как известно в России две беды: дураки и дороги. Первых у нас ещё лет на 100 припасено, а со вторыми ситуация постепенно улучшается. Если в 2000-х по дорогам нашего города можно было ездить только на БТР, из-за сплошных ям, то теперь... тоже на БТР, правда уже из-за первой беды.

Однако был в истории нашей необъятной один смельчак, который специально задался целью лишить Россию одной из бед. Естественно, с первой справиться могут только люди в белых халатах или в синей униформе, но вот со второй, дорогами, у него получилось... вернее практически получилось.

Что он придумал, и почему мы до сих пор не ездим по его вечному изобретению сегодня я вам и расскажу.

Многие думают, что асфальтовые дороги в России начали делать только перед Великой отечественной, поэтому наша страна сильно отстала от всего "просвещённого мира", а все автомобили тряслись либо грунтовкам, либо по брусчатке.

В корне неверное мнение!

Первые асфальтовые дороги появились у нас в... не поверите... 1866 году.

НА 6 ЛЕТ РАНЬШЕ, ЧЕМ В АНГЛИИ!

Однако из-за нехватки денег у инвесторов, нежелания людей платить за проезд по дороге, слабой распространённости автомобилей и воровства рабочих на строительстве, новейшие дороги были убыточны и быстро приходили в негодность. Чувствуете влияние первого фактора? Именно из-за него всем приходилось трястись по грунтовкам, насыпным дорогам и брусчатке.

С приходом к власти большевиков асфальту был дан зелёный свет, однако качество покрытия всё равно страдало из-за низкой квалификации рабочих и "сырой" технологии изготовления смеси.

Все эти факторы привели к тому, что появился он:

Это инженер Владислав Трилинский, бывший инженер царской России, получивший классическое российское инженерное образование в Санкт-Петербурге.

В молодости Владислав работал на карьере, который добывал очень красивую породу редкого чёрного цвета. В производстве плит из гранита оставалось очень много отходов, которые никак не использовались, а просто сгружались в дальнем углу выработки.

И инженеру Трилинскому пришла в голову идея, как можно сделать из никому не нужных по сути дела отходов вечное дорожное покрытие. Вечное в прямом смысле этого слова, самые первые километры дорог, проложенные в качестве "пробного шара" до сих пор стоят и им исполнилось 100 лет!

Патент инженера Трилинского
Спустя 5 лет наблюдений и опытов Трилинский запатентовал своё изобретение, суть которого сводилось к следующему: в специальные шестигранные формы заливался бетон, и уже в него утапливались вытянутые кусочки гранитных отходов.

Кусочки покрывали практически всю внешнюю часть шестигранника, который весил 35 килограмм и имел размеры граней по 20 см, высота плитки тоже была 20 см. Выглядели они так:

Оказалось, что шестигранная форма лишена всех недостатков брусчатки:

    из-за тяжести она не просаживалась под весом машин;
   на ней не образовывалась колея, так как шестигранники удерживали друг друга на одном уровне;
   плитку легко было вынуть при помощи нехитрого приспособления;
   она не истиралась со временем, как асфальт или бетон;
   не было эффекта неровной дороги, как на брусчатке;
   в отличие от квадратных плиток, у шестигранников не обламывались углы, так как они были банально тупые.
При этом технология её изготовления была настолько простой, что сделать её можно было практически в поле, на коленке, без сложной техники и оборудования.

Первые испытания показали её потрясающую надёжность: бетон со временем истирался, камни выходили наружу, после чего деградация полотна прекращалась и оно становилось "вечным".

О популярности этих шестигранников говорит тот факт, что всего за пять лет, с 1933 по 1938 год двумя заводами под управлением Владислава Трилинского было произведено несколько миллионов шестигранников, которыми было покрыто около 1 тысячи километров дорог. Большая часть которых располагается на территории современной Польши и Белоруссии.

Причём плитки клали не только на дороги общего пользования, но и во дворах, на площадях, в частных владениях. Людям понравилась дешевизна, простота укладки и внешний вид шестигранной плитки, которую нежно называли трилинка:

Однако, начавшаяся Вторая мировая война положила крест на уникальной технологии польского инженера, во время войны было не до укладки новых дорог. Вполне хватало старых, по которым шли танки и прочая тяжёлая техника.

Кстати, в окрестностях Бреста до сих пор есть участки дорог по который в 41-м туда шла немецкая техника, оттуда советская, потом по ним катались 50 лет советские машины и ещё 30 современные. И вот в каком они состоянии:

Какой асфальт на такое способен?

Ответ очевиден!

Интересно, что СССР пытался купить право на пользование изобретения инженера Трилинского, однако он заломил такую цену, что красивая "вечная" плитка оказалась настолько фешенебельной, что была бы просто нерентабельной.

После раздела и аннексирования Польши в 1939-1941 годах, патент Трилинского "как бы" утратил силу и некоторые советские деятели на местах решили технологию спи...крать, при этом зачем-то её изменили. Вместо шестигранников стали лить блоки квадратной формы. Но не учли, что вся соль именно в шестигранниках. Углы квадратных плиток быстро ломались, дорога изнашивалась и через пару лет от идеи использовать технологию Трилинского отказались.

Встаёт вопрос, почему же после войны о ней не вспомнили?

Вспомнили, и даже хотели применять по всему СССР, однако у трилинки обнаружился один очень существенный недостаток, который сначала не замечали. Он проявился только с ростом скоростей и повышением мощности автомобильной техники. Дело в том, что гранит во время дождя становится очень скользким, поэтому машины на такой дороге становятся практическими неуправляемыми.

Люди из первой беды России, которые превышали скорость на такой дороге в дождь самоликвидировались со 100% результатом. Не знаю хорошо это или плохо... но тот факт, что тормозной путь машины в дождь на трилинке увеличивался втрое, сыграл свою фатальную роль в её судьбе. Государство решило не вкладываться в эту тупиковую технологию, а частного сектора тогда практически не было.