https://dzen.ru/a/ZWTlvPuQHkGM-1Z4
   И фотографии хозяйки с собакином.  http://forumstatic.ru/files/000b/db/32/20777.gif 
    Путей всегда несколько
Доверительные и повелительные отношения. Воспитание собаки.
           1 декабря 2023

Основой для нормальных отношений с собакой является взаимное доверие. Доверие – стержень, вокруг которого должны строиться ваши взаимоотношения.
Мысли о том, как оказывать на собаку давление, добиваясь нужных результатов... но при этом чтобы она доверяла вам.

С первых дней появления щенка в Вашем доме Вы должны:

- с одной стороны, учить щенка подчиняться по Вашему требованию;

- с другой стороны, делать свои требования простыми и понятными для собаки.

Если ваши взаимоотношения ограничиваются лишь прогулками и накладыванием еды в миску – ни о каком доверии не может быть и речи. Вам необходимо в игровой форме изучать характер и повадки Вашего щенка, его реакции на те или иные вещи. А в это время щенок так или иначе будет привыкать к Вам, Вашим привычкам и повадкам. Ваши действия будут становиться для него логичными и предсказуемыми.

Важно. Почему то многие люди под иерархией и доминированием человека подразумевают обязательно и преимущественно физическую силу.
Когда я написал про "порядок клевания" там вообще всплеск возмущения пошел, как я заклевал всех собак))) Пришлось чистить и удалять комменты от оскорблений в мой адрес.

Навязывать свою волю, "клевать" в моей системе координат это устанавливать и объяснять собаке последовательно, день за днём правила совместного проживания, учить собаку комфортному для обоих сосуществованию.
Это не дрессировка.

Ты учишь собаку как она должна себя вести, чтобы у вас не возникало конфликтов.
Ты учишься САМ как тебе нужно себя вести... чтобы у тебя с собакой не возникало конфликтов.
Вы познаете возможности и способности друг друга.
В результате собака, если ты постараешься объяснить что ты от неё хочешь, будет выполнять любые твои требования, приспособится, адаптируется, они очень гибкие в плане приспособляемости...
В этом ЕСЛИ основное условие положительного результата это ТЫ , а не собака.
Если ты научишься понимать собаку сам, тогда велик шанс, что научишь её понимать тебя.

Самый простой метод установления отношений к собственности со щенком - игры в «дай» и «возьми».

Вы даете маленькому щенку (ротвейлеру) игрушку.

Согласно своим представлениям о собственности, собака тут же «присваивает» игрушку себе.

Вы просите собаку отдать Вам игрушку.

Протягиваете руку открытой ладонью вверх.

Лучше это делать не сверху вниз, а на одном уровне с мордой щенка. Нависание сверху для большинства животных это угроза... ничего хорошего в природе "сверху" не прилетает))) Представьте, что в нашей системе координат кто то смотрит на Вас сверху вниз. Даже если это очень высокий человек Вы будете испытывать дискомфорт, а если это животное другого вида там и до паники недалеко. Подойдёт к тебе лось, который в холке больше двух метров. Т.е. ты до его спины дотянуться не можешь... вот как здесь общаться на равных?)))
Берёте игрушку за край и говорите «Дай!»

Нормальная реакция собаки – пытаться игрушку у Вас забрать.

Вы твердо и уверенно говорите «Дай!» и забираете у щенка игрушку.

При занятиях с двух-трёх месячным щенком это не составляет никакой проблемы.

Как только игрушка оказалась в Ваших руках – искренне хвалите и оглаживаете малыша.

- Молодец! Умница!!! Возьми!!!!

И тут же возвращаете игрушку щенку, приговаривая «Возьми!»

Важно!

На фото возня в дай-возьми с уже взрослым Даном.
У Лены свои правила , для неё "дай" это поцелуй в нос.
На фото возня в дай-возьми с уже взрослым Даном.
Каждый член семьи устанавливает с собакой свои коммуникации. У Лены свои правила, в её правилах "дай" это поцелуй в нос. Т.е. она молча целует Дана в нос и Дан в игре уступает ей то, чем обладает))).

Мне достаточно остановить игру и посмотреть Дану в глаза, чтобы он понял, что игры кончились и нужно уступить мне то, чем он обладает.

Эти бессмысленные, с точки зрения человека, упражнения на самом деле приучают собаку доверять Вам. Щенок понимает, что если Вы что-то требуете, то это вовсе не означает, что Вы это у него обязательно заберёте.

Каждый раз, возвращая щенку «его» вещи, Вы приучаете его к тому, что если просите – значит, так нужно. Необходимость отдать то, что Вы просите, по Вашему требованию закрепляется у него на уровне рефлекса.

«Дай!» - и щенок должен отдать Вам то, что сейчас держит в пасти.

Со временем, когда малыш поймёт значение команды «Дай» (что на самом деле собакам дается сложнее, чем команда «Возьми!»), Вы сможете забирать у него любые вещи по Вашему усмотрению, уже не возвращая их щенку.

Он взял какую-то вещь, принадлежащую Вам???

- Дай! - и Вы забираете у него это без выяснения отношений, шума и игры в перетяжки.

Кстати. Первая реакция на то, что кто-то пытается у собаки что-то отнять - попытка тянуть на себя.

Воспитывая малыша и так или иначе играя с ним в «перетяжки», Вы должны добиваться того, что по команде «Дай» собака должна не включаться в игру в перетяжки «Попробуй, отними!».

Звучит «Дай» - значит, не до игр. Нужно просто уступить Вам то, чем щенок сейчас обладает. Без вариантов.

Тут есть нюансы)))
Если Вы всё только забираете у щенка и ничего не даете взамен наступает конфликт. Т.е. он будет вступать с Вами в противостояние за право обладать какими-то вещами.
Как это на первый взгляд нелепо не звучит, но ему , проживая среди тысяч наших вещей, нужны свои вещи, чтобы он не трогал Ваши.

С командой «Возьми», думаю, всё понятно без объяснений.

- Возьми! - и Вы протягиваете щенку игрушку. Если эта вещь ему интересна, то он возьмет её в пасть и будет играть. В будущем, поняв смысл этой команды, щенок (ротвейлер) возьмет у Вас все, что Вы ему протянете и скажете при этом «Возьми» (естественно, если эта вещь не обладает противным запахом и не является гадкой на вкус).
Есть вещи, которые многие собаки не понимают зачем их брать в пасть. Типа деревянная гантель для выполнения нормативов. Кто-то берёт её в пасть без раздумий... а кто-то недоумевает - зачем эту хрень пихать в рот?

Если малыш пытается прикусывать руки - запрещайте...
ИЛИ??

Понаблюдайте как щенки играют с мамашей или с папашей.
Они по мере взросления доводят суку до исступления.
Всё время лезут сосать сиську, грызут соски, кусают морду, хвост, лапы и т.д.
Но. Взрослая собака терпит эту возню потому, что это тоже процесс воспитания.
Взрослое животное устанавливает рамки: так делать можно, а так... сильно больно, так нельзя.

Я тоже разрешаю щенкам жевать свои руки. Реально и с малычку.
В игре с игрушками или просто в борьбе.
Больно?
Бывает и больно. Но.
Щенок берётся жевать всё подряд. Пасть, зубы это орган которым собака исследует окружающий мир. Типа как мы всё щупаем руками, а собака всё пробует на зуб.

В норме болевой порог у собак гораздо выше, чем у нас. Т.е. там где нам уже сильно больно для них ещё вполне терпимо. Если я вожусь со щенком и он жуёт/прикусывает мои руки... я регулирую силу его укуса и реагирую или не реагирую на его действия. Если мне НЕ больно, то всё понятно - возимся играем.
Если мне больно.
- Ай-яй-яй!!! игра останавливается.

- Больно!
Если щенок не реагирует на мои предупреждения я без всяких воплей, газеток и прочих карающих мер сначала просто прекращаю игру.
- Больно!
Он лезет дальше жевать мои пальцы.
Если терпимо - норм. Увлекается?
- Больно!!!
Он мои предупреждения не понимает.
... и я молча делаю немного больно ему.
Как? могу сжать ему пасть до боли.
Или сунуть в игре его же лапу ему в пасть, пока он её не укусит и т.д.
Т.е. я устанавливаю ассоциацию
Если я говорю "больно" игра прекращается. Если он не понимает... значит больно будет ему.

Можно конечно дать запретительную команду типа "нельзя" или "фу".
Но по контексту она не подходит. "Нельзя" это вообще нельзя и нужно прекратить то, что он делает в этот момент. Поэтому я ввожу новое для малыша слово "больно". И на доступном ему языке в игре объясняю что это значит.

Как на боль от щенков реагирует мать щенка или отец?
Мгновенно рявкнет, а то и ударит зубами, но ровно настолько чтобы обозначить, что малыш переходит границы допустимого.
Он не кусает очень сильно? Играем.
Опять увлекся?
- Больно! щипнул его и играем дальше.
Конечно малой может увлечься, куражиться тогда игра просто в данный момент прекращается. Снижает силу укусов? возимся дальше.

С точки зрения человека занятие бессмысленное.
С точки зрения взаимных коммуникаций собака учится дозировать своё силовое воздействие на Ваше тело. Очень быстро они соображают что от них требуется. Впоследствии собаки очень осторожно реагируют на мою руку в пасти.
Как это связано с "порядком клевания" и иерархией?
Я методично, день за днём объясняю щенку как нужно себя вести со мной. Как нужно себя вести с членами семьи. Они тоже каждый устанавливает свои взаимоотношения с собакой индивидуально.
Само это не рассосётся. Если он кусается в два месяца, то что изменится в пять?

Разница такого подхода с резкими наказаниями и битьем очевидна.
В игровой форме мы учимся понимать и чувствовать друг друга без агрессии, без наказаний, всё что происходит в игре это "не в обиду".

Для сравнения - он укусил - человек взбесился, потягал за шиворот, съездил "по соплям" - выберите нужное сами)))
А тут маленький ротвейлер быстро соображает чтобы играть со мной ему нужно соизмерять свои укусы. Играть с человеком ему интересно. Он сам быстро подстраивается под правила.
Со щенком в кусачки можно играть очень долго.

К примеру я смотрю фильм - собака просит внимания.
- Неси игрушку!
...и начали возиться. То мы игрушку друг у друга забираем кто кого перехитрит, то я щенка валяю рукой, а он пытается вырваться и жует мои руки... и вот тут чуть он перегибает палку?
- Больно!
Остановились и дальше возимся.
Мне толкти рукой щенка не сложно. А для него и сила, и координация, и выносливость в этой возне вырабатывается, да ещё впридачу мы изучаем возможности и способности друг друга. Ведь если я ему нечаянно сделаю больно он сразу взвизгнет!!! Т.е. он дает сигналы мне, я ему. Учимся быстро друг друга понимать.
Без дрессировки, без команд, без воплей, когда он не понимая свою силу нечаянно сильно цапнет.

Т.е. собака в этих играх учится меня понимать и... ДОВЕРЯТЬ мне.
А я учусь "повелевать" без конфликтов и ссор.

Они очень четко различают, что можно укусить, а что нельзя. Обученная собака никогда не укусит тело человека «случайно», разве что случайно ударит зубами в игре. За всю жизнь Жардан НИ РАЗУ не укусил ни меня, ни кого-либо из членов семьи (щенячьи прикусы в 2-3 месяца не в счет)

Кормите своего малыша с ладони. Давайте ему вкусняшки или просто еду с рук.
Если Вы приучите щенка есть с рук, то это решает сразу несколько проблем:

- укрепляет ваше взаимное доверие (поскольку Вы делитесь с ним едой);

- уверенность в справедливости Ваших действий снимает агрессию собаки по отношению к еде у миски.

Щенок привыкает к мысли, что Ваши руки несут только благо и не сулят ничего плохого.

К примеру, мы даем кобелю большие мозговые кости.
Мясо с них он съедает, а до костного мозга добраться не может.

- Данка, давай я достану!!!

Беру у него кость. Он её абсолютно спокойно уступает, хотя и с нетерпением ждёт, пока достану костный мозг – он его просто обожает. Ложечкой вынимаю мозг на «срубе» и отдаю питомцу. Как только дело сделано:

- Возьми! - и возвращаю ему кость.

Основная вещь, которую пёс должен усвоить, общаясь с Вами: вы с ним - не конкуренты.

Старайтесь не вступать с собакой в ситуации соперничества. Обходите эти ситуации стороной.

Иногда, даже понимая и зная как нужно себя вести, кобеля «перемыкает», и он пытается порыкивать, если мы хотим отобрать у него ту же кость.

Если жена молча протянет руку и возьмет кость – может иногда раздаться утробное «Ры-ры-ры».

Но тогда кобель поддался на провокацию!!!! (мы периодически провоцируем его специально, это просто вошло уже в привычку).

Сразу из её уст звучит:

- Дай! - и кость забирается.

Тут же она повертит её в руках, отдаст ротвейлеру и через минуту снова пытается забрать.
Если ротвейлер не проявляет признаков агрессии, то звучит щедрая похвала, и собака продолжает есть.

Если я ем какой-то фрукт, который Данка любит, то обязательно делюсь с ним.
Если его «просьбы» поделиться едой становятся навязчивыми – отправляю «в коридор», чтобы не хамел и знал меру.

Забавно наблюдать за природной жадностью собак.
К примеру, я нарезал большими кусками сыр.

Он станет есть сразу, если только я выложу всё в его миску. Или не держу ещё сыр в руках (лежит на столе).

Если сыр у меня в руках…то есть вероятность, что я его съем сам.

Он кладёт то, что я ему дал на пол и сидит, жалобно вздыхая и пуская слюни в надежде получить то, что я держу в ладони. И только убедившись в том, что у меня сыра не осталось (я съем свою порцию или отдам остатки ему), он приступает к еде.

Я беру яблоко, разрезаю пополам и нарезаю его половинку дольками в миску.

Он не будет есть свое до тех пор, пока я не доем свою часть)))

Собака живет по принципу - сначала едим твоё, а потом каждый своё))))))

К самым первым навыкам, которые необходимо прививать собаке, относится команда «Нельзя!».

Если собака берет что-то, что ей, по Вашему мнению, брать не положено, Вы говорите:

- Нельзя! - отбираете эту вещь и больше собаке её не даете.

Если «Нельзя», то нельзя без вариантов. Если Вы увидите, что щенок снова берёт эту вещь... «Нельзя!!!» - забираете и добиваетесь того, чтобы собака к этой вещи не прикасалась.

Начните с того, что вещи, которые Вы считаете ценными и которые собаке не положено брать просто уберите и сделайте для собаки недоступными. Пульты, телефоны, зарядки, кошельки, шапки, перчатки, документы, косметику... абсолютно всё, что щенок может взять и разжевать поднимите на уровень недоступный для малыша.

Иногда диву даешься, как люди не понимают таких простых вещей.

Одно время мы встречались на прогулках с уже не молодой женщиной, владелицей суки немецкой овчарки. Дама жалуется:

- Представляете, эта гадость постоянно грызёт дома всю обувь! Я купила новые сапоги, оставила их у двери, а она ночью их сгрызла!

Я купила ещё одну пару, она съела и их. Это касается не только моей обуви, но и обуви мужа. Она испортила уже не одну пару! Мы стали привязывать её в коридоре у двери, чтобы она не могла дотянуться до обуви – она стала грызть плинтуса и линолеум. Но если мы случайно забудем обувь у входа, то она обязательно её разорвёт!!!

Я её слушаю и просто офигеваю:

- Женщина, а Вы не пробовали сапоги просто убирать, чтобы собаке они были недоступны?????????????

Она:

- Но собака должна же когда-то понять, что обувь есть нельзя???

- Но как же она может понять, что есть обувь нельзя, если как только она съест одни сапоги, Вы молча подставляете ей другие???

Само собой разумеется, что щенок на первых порах будет отказываться повиноваться. Будет брать без спроса Ваши вещи, пытаться их грызть. Лучший способ приучения щенка к порядку – провокация.

Вы увидели, что щенок взял что-то, что ему брать не положено. В более позднем возрасте Вы установите ему правило очень просто – скажете:

- Дай! - и, забрав вещь, скажете, показывая на неё:

- Нельзя!!!

А пока это несмышлёныш – отбираете у него вещь, кладете на видном месте в зоне его досягаемости и говорите:

- Нельзя!

Из комнаты не выходите, занимаетесь своими делами, но краем глаза наблюдаете за своим питомцем.

Вы фактически ждёте, пока щенок снова возьмет эту вещь.

Как только он снова попытается взять интересующую его вещь:

- Нельзя! - твёрдо и решительно отбираете у него предмет и снова кладёте на видном месте.

Так продолжаете до тех пор, пока щенок не потеряет к этой вещи интерес и не поймет, что всё равно, сколько бы попыток он не предпринимал – всё будет по-вашему.

Только не уподобляйтесь щенку и не становитесь в позу барана, упираясь лбом - кто кого переупрямит.

У вас крохотный щенок.
Неужели Вы своего человеческого младенца убиваете за то, что он взял пульт от телевизора или сломал погремушку?

Вам не нужно щенку в 2-3 месяца угрожать. Он и так вас боится. Вы большой. Вы сильный. Вы – царь и бог, папа и мама.

Отвлекайте его от нежелательных действий играми или игрушками. Берите на руки и уносите в другое место, это в ваших силах. Переключайте его внимание, запрещайте словами, недовольством.

По мере роста, с подростком вы будете жестче и решительнее, а с малышом многие проблемы решаются в игровой форме.

По поводу «можно» и «нельзя». Помните из детства?

«Крошка сын к отцу пришел

И спросила Кроха

- Что такое «хорошо»?

И что такое «плохо»?»

У нас с собаками представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо» не совпадают.

Собаке «хорошо» подбирать с земли тухлятину, есть человеческий кал или вываляться в дерьме.

Для нас это абсолютно неприемлемо.

Поэтому.

По мере роста собака не поумнеет сама по себе.

Она будет или не будет делать только то, чему Вы её научили.

Не ленитесь объяснять собаке правила, которые Вы считаете нужными.

Что «можно», а что «нельзя» необходимо устанавливать с первых дней пребывания щенка в Вашем доме.

Даже если Вы научили свою собаку что-то не делать, то будьте всегда готовы к тому, что как только она окажется без присмотра – она сделает то, что Вы ей запрещаете. Поэтому будьте умнее – упреждайте разрушительные действия питомца, предварительно убирая всё запретное из зоны его досягаемости и обеспечив щенка достаточным количеством предметов (игрушек), которые окажутся для него интереснее и привлекательнее обуви или мебели.

Я специально "развёз" очень простые вещи в деталях.
Для людей опытных это очевидно.
Для тех, кто с собаками дела не имел всё не так просто.
Малыш провинился, ты его наказал и он должен прекратить безобразничать. А он не прекращает.
А ты его уже наказал)))
Дальше то что?

А дальше каждый день, по сто раз в день нужно объяснять без нервов своему недотёпе что вы от него ходите пока он не поймёт.
Всё ради чего нужна эта возня - взаимопонимание.

Или вы как женщина с сапогами будете в каждый раз заново воевать за укусы, разгрызенные вещи и т.д. или ваш четвероногий ребёнок поймёт что от него хотят люди... и вот если реально поймёт, то ни одна собака не будет нарываться на конфликт просто так.

И да. Для кого то в зависимости от собак, которые им достались, подобные разговоры вызывают только недоумение. Мол у меня такого не было.
У кого-то камнем преткновения становится туалет (рассказка "Жакан").
У кого то разгораются драки у миски, т.е. собака охраняет еду.
У кого то конфликты за собачьи вещи.
Кто-то рубится с собакой за диван и кресло и т.д.

Чем больше внимания уделили взаимопониманию со щенком в детстве, тем меньше проблем будет во взрослой жизни.

Отредактировано Zlata (02-12-2023 06:54:28)