https://dzen.ru/a/YfASS--v9x4Epwmb
         ИстПросвет
Как 40 лет назад МФТИ удавалось готовить лучших физиков в мире (рассказывает Пётр Капица)
               16 апреля 2022

В 1973 году Пётр Леонидович Капица делился опытом подготовки научных кадров с коллегами из США. Вот что он писал в статье для журнала Американской Академии искусств и наук "Деларус".

МФТИ
Московский физико-технический институт был создан в 1951 году вскоре после окончания войны. Инициаторами его создания выступили крупнейшие учёные страны - физики, математики и другие специалисты, связанные с самыми перспективными отраслями науки и техники, определявшими тогда развитие научно-технической революции.

В МФТИ студентов было немного. В 1973 году их насчитывалось 300 человек. В первую очередь это было связано с тем, что вуз создавался для подготовки научных работников в различных отраслях физики, а научная работа, как указывал Капица, требует наличия творческих дарований у человека. Средняя школа ставила своей задачей дать молодёжи конкретный запас знаний и не развивала творческих способностей школьника. Поэтому выпускники школы зачастую сами не знали, имеются ли у них творческие задатки.

Попробуй, поступи
Чтобы произвести правильный отбор студентов, создатели МФТИ придумали систему экзаменов. Первый ждал абитуриента на пороге вуза. В МФТИ всегда был приличный конкурс, поэтому выбор у экзаменаторов был. Вступительный экзамен принимали "научные работники преимущественно из способной молодёжи", поскольку правильно оценить творческие возможности мог только "активно работающий научный работник".

Основной экзамен был по математике и физике. Для тех, кто получал не ниже удовлетворительной отметки, устраивалось собеседование с группой из двух-трёх экзаменаторов. Всё делалось так, чтобы абитуриенты не нервничали и, по возможности, раскрывали свой творческий потенциал. Прошедшие вступительный экзамен становились студентами, но на этом испытания не заканчивались.

Два года обучения
Следующие два года студенты МФТИ занимались по программам, включавшей, в основном, математику, теоретическую и экспериментальную физику, механику, сопромат, языки и др. Упор делался на занятия на семинарах и практикумах. Преподавание, как правило, вели действующие учёные, занимающиеся по основному месту работы научными исследованиями. Так что МФТИ был единственным вузом страны, где массово трудились совместители, и это никого не смущало.

Невероятный экзамен
Перед началом третьего курса происходил важнейший экзамен - отбор на государственных экзаменах по физике. Его основная задача состояла в том, чтобы выявить у студентов умение пользоваться накопленными знаниями. Поэтому на экзамене им разрешалось пользоваться книгами, журналами, записями и даже консультациями. Главное было в том, чтобы экзаменующийся мог "указать путь решения" широко поставленной задачи и "дать количественную оценку искомого решения".

Такой экзамен давал более надёжный метод отбора людей, способных к науке. Обычно около 10 процентов студентов на этом экзамене отсеивалось, и им давалось право перевестись на 3-й курс любого вуза страны.

Дальше больше
С третьего курса студенты изучали в "учебном институте" только общеобразовательные предметы. Главные их занятия перемещались в научно-исследовательские лаборатории, куда они распределялись по собственному выбору. Такие специализированные лаборатории находились в крупных НИИ, каковых насчитывалось около десятка.

Студенты начинали работать лаборантами на специализированных кафедрах в этих институтах. Одновременно в преподаватели им назначались работавшие здесь же молодые учёные. Они вели с ними семинарские занятия и читали лекции. Группы были от 5 до 15 человек, так что между руководителями и студентами налаживались тесные личные контакты. Здесь же в НИИ студенты сдавали экзамены и писали отчёты о лабораторной работе. Здесь же они делали первые шаги в научных исследованиях.

Нобелевский лауреат Петр Леонидович Капица (1894-1984)
В итоге
Закончившие обучение студенты получали звание инженера-физика и, как правило, оставались в НИИ на должностях младших научных сотрудников. Это были профессионалы, обученные методике научной работы и уже с первых шагов выбравшие основное направление своей деятельности.

Для наиболее даровитых, пишет Капица, открывалась возможность поступить на стажировку, что было следующей стадией повышения квалификации в научной работе. Стажировка при НИИ длилась 2 года. Если стажёр показывал себя с лучшей стороны, он мог поступить в аспирантуру и ещё через три года защитить кандидатскую диссертацию. Таким образом, обучение и формирование молодого учёного в МФТИ занимало около 11 лет.

Постскриптум
Ныне МФТИ остаётся одним из ведущих вузов России. Физика уже не является в нём главной специальностью. В 2021 году МФТИ занял 11 место в рейтинге THE Emerging Economies University Rankings. Это высокий результат, но одновременно вузу есть к чему стремиться.

От себя добавлю, что в СССР Физтех выделялся своей особенностью, высокими стандартами и качеством выпускников. Если бы всё в Союзе было такого же уровня, как МФТИ, глядишь, он бы не развалился.