https://dzen.ru/a/Yqg3649PGk46FMdG
     Уголок урбаниста
Не твоя улица: 5 сомнительных проектов нынешнего мэра Москвы, которые не нравятся москвичам
      15 июня 2022

   Какие проекты столичного градоначальника встречают непонимание у простых жителей?
Вот уже более 11 лет у руля столицы вместо потерявшего доверие и ныне уже почившего Юрия Лужкова стоит нынешний мэр родом из Сибири, который когда-то был губернатором Тюменской области. В его бытность в рамках предложенной новым градоначальником концепции концепция города, удобного для жизни людей, столица безусловно сильно изменилась - как в лучшую, так и местами и худшую сторону.

Сегодня мы собрали для вас 5 неоднозначных действий столичного мэра, которые вызвали недовольство и стали "точкой кипения" у многих простых жителей Москвы.

1. Ликвидация троллейбусов
Фото: lifeinmsk.ru
В былые годы Москва была троллейбусной столицей всего мира, имея 80 троллейбусных маршрутов и общую протяженность линий порядка 600 км. Несмотря на то, что с начала 90-х троллейбусная сеть практически не развивалась, до 2014 года ее в целом удалось сохранить за исключением некоторых участков внутри Садового кольца, где линии снимались при превращении улиц в пешеходные.

Но в 2014 году в связи с реализацией программ Моя улица и Магистраль сеть "рогатых" стала таять на глазах, пока в 2020 году их работа, за исключением единственного "музейного" маршрута Т, не была полностью прекращена. Бывшие троллейбусные маршруты заменялись автобусами, а также электробусами. Последние позиционируются как полноценная замена троллейбусам, однако наряду с преимуществом в виде отсутствия контактной сети имеют и ряд существенных недостатков - гораздо большая стоимость, длительное время для зарядки (на маршруте нужно больше машин и водителей), низкая эффективность аккумуляторных батарей при морозе и дизельное отопление салона.

По непонятной причине оптимальный вариант с троллейбусами на автономном ходу на дистанцию 5-10 км, которые используются в ряде городов России и Европы, был отвергнут.

2. Реновация
Фото: tass.ru
В 2017 году стартовал второй этап программы реновации, в который вошли порядка 4500 пятиэтажек, а сама программа рассчитана на 15 лет. За это время около миллиона москвичей должны получить квартиры в новых домах. На бумаге все хорошо - жителям обещают расселение в оборудованные лифтами дома в квартиры увеличенной площади за счет больших коридоров, ванных и кухонь.

Но по факту вместо уютных дворов, утопающих в зелени, вырастают гигантские человейники качества а-ля ПИК по 18-25 и даже 30-40 этажей в высоту, некоторые из которых не имеют балконов и открывающихся настежь окон. Некоторые из домов расположены гораздо дальше от метро, чем снесенные хрущевки.

Кроме того, следует отметить избирательность программы в интересах застройщиков - в центре и на отшибе, например, сносить ветхие панельные пятиэтажки не особо спешат, а в лакомых местах у метро жителей домов чуть ли не насильно убеждают проголосовать за реновацию кирпичных домов. Более того, в программу попадают и добротные низкоэтажные кирпичные дома, построенные до революции.

3. Платные парковки
Фото: dixinews.ru
С 2012 года на улицах столицы была введена платная парковка. Сначала платить нужно было за парковку внутри Садового кольца, что в целом логично. Однако со временем зона платного паркинга стала проникать уже в спальные районы и вышла даже за МКАД, а максимальная цена часа стоянки поднялась в некоторых локациях до безумных 450 руб. в час.

За неоплату парковки взимается штраф 5000 руб., а неправильно припаркованные машины увозят эвакуаторы, что обходится собственникам в кругленькую сумму.

4. Снос гаражей и палаток
Фото: butrimov.org
С начала 2010-х годов в столице под эгидой благоустройства и борьбы с экстремизмом приступили к массовой ликвидации гаражей-ракушек, которые в 90-е годы жильцы окрестных домов массово ставили для защиты своих железных коней от угона. Сейчас уже стали зачищаться целые гаражные комплексы, земля под которые официально выделялась в 1980-90-е годы. Причем компенсацию владельцам ГСК никто даже не думает выплачивать. Взамен автомобилистам предлагают платные городские парковки и забитые дворы домов, все чаще оборудуемые шлагбаумами.

В 2016 году власти стали активно сносить "самострои" около станций метро вначале в центре города, а затем и ближе к окраине, на которые в 90-е годы давались вполне легитимные разрешения. В результате ряда акций, прозванных в народе "ночью длинных ковшей", были снесены почти 400 торговых объектов. Таким образом, сильно пострадал малый бизнес с мелкорозничной торговлей, а граждане лишились возможности покупать мелкие товары и выпечку по пути на работу или на прогулку.

Тем не менее, через полгода после сноса палаток в подземных переходах, в некоторых из них вновь появились обновленные в едином стиле палатки. Не иначе как передел рынка.

5. Перекладка бордюров и плитки
Фото: kak-eto-sdelano.ru
С приходом нового мэра постоянная перекладка бордюрных камней и мощение тротуаров плиткой стали настоящей идеей фикс общегородского масштаба. Свежеположенный год назад асфальт в легкую меняется на неровно положенную гранитную плитку, которая проседает и проваливается. Да и сама положенная плитка периодически перекладывается, а тактильные плиты для инвалидов то появляются, то исчезают с перекрестков.

Автомобилистов же ожидают неприятные сюрпризы с перегороженными на обочинах улицами для проведения работ по замене бордюрного камня на гранитный, а также замену вполне сносного асфальта. В ряде случаев бордюры укладывают даже в несколько рядом. Контракты на закупку материала оцениваются в несколько миллиардов рублей в год.

Бордюризация столицы проводится бесперебойно уже долгие годы и не утихает даже в эпоху финансовой нестабильности. В мэрии объясняют подобные траты необходимостью благоустройства и улучшения имиджа города, а также заботой о сохранении рабочих мест.