https://dzen.ru/a/Z5tk0ln1jEBwjEZL
1520. Все о путешествиях
Что творится в «Аэрофлоте»: скандалы, после которых страшно летать
Оглавление
Вотум недоверия летному директору
Инструктор наказывает за ошибки, но сам их допускает
Будущее "Аэрофлота": реформа или кризис?
В последнее время в крупнейшей российской авиакомпании разгораются серьезные внутренние конфликты, способные повлиять не только на кадровую политику, но и на безопасность полетов, следует из публикаций телеграм-канала «Авиаторщина».
Командно-инструкторский состав выражает недоверие летному директору Эдуарду Советкину, обвиняя его в разрушении системы подготовки пилотов, а один из его ближайших соратников – Антон Чуватов – сам попадает в неприятный авиационный инцидент, наказывая других за подобные ошибки.
Вотум недоверия летному директору
Командно-инструкторский состав "Аэрофлота" направил коллективное обращение президенту страны и руководству правительства, в котором выразил серьезную обеспокоенность ситуацией в летном подразделении компании, пишут ряд телеграм-каналов.
По их мнению, высказанному в письме, с момента назначения Эдуарда Советкина на пост летного директора в 2021 году началась бесконтрольная реструктуризация, повлекшая за собой снижение уровня подготовки пилотов и отток высококвалифицированных кадров.
Ключевой претензией стало устранение опытных инструкторов-экзаменаторов из системы летной работы и обучения, а также назначение на ответственные должности лояльных, но не обладающих достаточной компетенцией сотрудников.
Более того, сам процесс управления безопасностью полетов, как утверждают авторы обращения, был сведен к выпуску бюллетеней, не оказывающих практического влияния на ситуацию. В результате за последние два года произошло 20 авиационных событий по вине экипажей, в том числе 5 – с участием инструкторов. Это тревожная статистика, особенно для флагмана гражданской авиации России.
Пилоты также утверждают, что Эдуард Советкин сосредоточился на административной деятельности в ущерб летно-методической работе, что привело к системным проблемам с подготовкой кадров и управлением рисками. Более того, в компании якобы происходили случаи подделки учетных документов, а нарушения в области рабочего времени и отдыха стали нормой. Все это вылилось в беспрецедентный шаг – командно-инструкторский состав потребовал смены летного директора.
Инструктор наказывает за ошибки, но сам их допускает
Дополнительную остроту ситуации придает недавний инцидент в аэропорту Уфы, где командир летного отряда Антон Чуватов, приближенный к Советкину, допустил превышение предельной перегрузки на посадке самолета Airbus A321.
Этот случай не попадает под критерии серьезных авиаинцидентов, но, согласно внутренней классификации «Аэрофлота», требует дополнительных проверок, анализа и прохождения дополнительного тренажа.
Особенно любопытен этот инцидент на фоне недавнего дисциплинарного наказания, которое Чуватов наложил на своего заместителя за аналогичные перегрузки в отряде. Заместителя лишили премий и корпоративных билетов, а также фактически вынудили уйти в рядовые пилоты. Однако тот не согласился и подал на Чуватова в суд, оспаривая наложенные взыскания.
Теперь, после ошибки Чуватова, возникает логичный вопрос: будет ли применено к нему такое же жесткое взыскание, как к его подчиненному? Или привилегированное положение в структуре управления «Аэрофлота» позволит избежать серьезных последствий?
Будущее "Аэрофлота": реформа или кризис?
Впрочем, это не единственные трудности нацперевозчика.
Шереметьевский профсоюз летного состава писал, что в конце декабря «Аэрофлот» перешел с одного отечественного аэронавигационного ПО (SkyBag от «Аэромэп») на другое (SmartSky от «СЗ РЦАИ») и попросил пилотов при подготовке к полетам использовать только корпоративные планшеты F+ tech T1100 со SmartSky, оставив их без резервных продуктов. Летчики сразу же начали массово жаловаться на работоспособность этого ПО на служебном планшете, что, по их мнению, не соответствует требованиям безопасности.
В январе в этой связи Московская прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте организовала проверку. Ведомство запросило у руководства авиакомпании объяснить, в чём заключались причины перехода с ПО SkyBag на SmartSky, чем вызваны все жалобы и обращения, указывающие на недостатки в работе программы, а также, что предшествовало заключению договоров по использованию ПО.
Все эти события показывают, что в крупнейшей российской авиакомпании назрел серьезный кризис, связанный с управлением летной подготовкой и кадровой политикой. Коллектив требует изменений, но руководство пока не делает официальных заявлений по этому поводу. Вмешаются ли власти в этот процесс? Будут ли сделаны выводы по многочисленным жалобам пилотов?
Главное, чтобы все это не повлияло не безопасность полетов. Впрочем, «Аэрофлот» уже утратил почетной звание безаварийной авиакомпании в 2019 году после катастрофы «Суперджета» в Шереметьево.