https://dzen.ru/a/aHYWn9l-5Q6KkHIr
Концептуал
Почему дети в СССР говорили лучше, или лучшая в мире школа речи, которую мы потеряли
Оглавление
В чем сила, брат
Речь ― это не навык, а отражение мышления и чувств
Тогда и сегодня ― главное различие в отношении к речи
А вы заметили, как часто нам приходится сегодня возвращаться к забытой мудрости старых методик, сокрушаться от того, что мы многое навсегда утратили?!
Наверняка кто-то сейчас скажет — да это просто вам нравится отвергать всё современное.
Хочу парировать: нет, вовсе не нравится!
Напротив, очень хочется, чтобы прогресс крепчал и развивался. Но не отвергал при этом удачные старые находки, а использовал их как мощную устойчивую стартовую площадку для стремительного роста.
Взять, например, один из самых важных навыков для роста и развития современной личности — навык грамотной богатой речи. Увы, приходится признать, что в эру бурного развития технологий и дистанционного общения мы с вами практически разучились красиво и грамотно говорить.
Да, мы владеем языком. Порою даже несколькими. Но абсолютно при этом не владеем речью.
Мы знаем массу слов. И совершенно не умеем сплетать их в живую, образную, осмысленную ткань рассказа.
Почему так происходит, что и когда мы утратили этот главный человеческий навык? Почему во времена СССР хорошие стихи спокойно могли писать «простые» рабочие, а сегодня даже руководители высшего звена общаются преимущественно междометиями?
И снова все ответы на вопросы ― на поверхности. Они ― в различии образовательных методик. В чём именно, постараюсь рассказать по пунктам.
В чем сила, брат
Обратимся к опыту, проверенному десятилетиями — к советской педагогике развития речи. Её сила была не в навороченных технологиях, а в глубоком понимании природы восприятия слова ребёнком. И в системном подходе к обучению навыку грамотной речи, который пронизывал всю жизнь человека ― от ясельной группы до получения аттестата о среднем образовании.
Вот краеугольные камни, на которых она стояла:
Речь ― это не навык, а отражение мышления и чувств
Об этом очень хорошо написано в пособии «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста» (1952, Ушакова О.С. и др.).
Там нет главы «Как поставить звук Р». Зато есть главы о том, как создать для ребёнка эффективную речевую среду, где язык рождается естественно ― в игре, в наблюдении за природой, во время совместного труда.
В советской педагогике речь развивалась не ради самой речи. Она расценивалась как важнейший инструмент познания мира и выражения себя. Поэтому и значимость её была особая.
Феномен Ушинского
Очень образно назвал этот подход к развитию К.Д. Ушинский, который называл этот подход не иначе, как философия воспитания через язык. Тексты Ушинского — о простом и вечном: труде, природе, доброте, справедливости. Ключ был в другом – в «вопросах после текста».
Эти вопросы не проверяли память («Что делал Петя?») ― они будили мысль и чувство: «Почему мальчик так поступил? Что бы ты почувствовал на его месте? Как бы назвал этот поступок? На что похоже это облако?».
Ушинский и его советские последователи учили не просто читать, а проживать текст, размышлять, формулировать своё отношение. Такой подход обогащал не только словарный запас, но и душу.
Современное же чтение часто гонится за количеством или техникой, забывая о глубине понимания и сопереживания. Как итог ― неумение чётко выразить мысль, обосновать и защитить собственное мнение, просто объясниться в любви или выразить сочувствие.
Тогда и сегодня ― главное различие в отношении к речи
Перечислять все случаи, когда недостаток навыка качественной речи мешал людям добиваться нужных результатов, можно до бесконечности. Достаточно посмотреть современные телесериалы, или полистать в соцсетях обожаемые всеми мемы.
Я лучше постараюсь вычленить главные причины такой ущербности. Они настолько стали очевидны, что на них мы зачастую просто перестали обращать внимание.
Тогда
В советской педагогике речь определялась, как естественный плод познавательной, эмоциональной, социальной жизни.
Работая над совершенствованием речи ребёнка, педагог преследовал цель ― «воспитать человека мыслящего, чувствующего, умеющего грамотно и полно выразиться».
Главными средствами достижения результата были:
погружение в богатую речевую среду;
диалог;
игра;
исследование языка;
связь с жизнью;
акцент на осознании и творчестве.
Советская педагогика строилась на уважении к ребёнку, его возможностям и естественным законам роста:
1. Речь развивалась в деятельности, интересной и понятной дошкольнику (игра, наблюдение, труд), а не за партой с 3 лет.
2. Отношение с языком выстраивалось не на страхе ошибки, а на любопытстве, радости открытия и желании точно выражать мысли.
3. Детей обучали рассматривать речь целостно: не отделяли звукопроизношение от словарного запаса, связную речь от понимания текста, технику чтения от глубины восприятия.
4. Детей учили думать, а не только говорить: вопросы Ушинского, анализ текстов в школе — все это формировало критическое мышление и рефлексию, речь становилась следствием работы ума и сердца.
5. Обучению языку опиралось не на тесты и дорогие гаджеты, а на живое общение, окружающий мир и мудрые книги.
Язык был не предметом изучения, скорее ― воздухом, которым во времена Советского Союза все дышали.
Сейчас
Сейчас же, увы, главной целью является получение итоговой или промежуточной оценки ― выполнить норму, пройти тест , подготовиться к школе… Поэтому на занятиях по развитию речи работают над чем угодно ― фонематическим слухом, словарным запасом, техникой чтения. Только не над осознанностью и творческим мышлением. Да и какая там осознанность и творчество, когда оценочных критериев осталось только два ― скорость и результат.
Изолированные упражнения, не выдерживающие никакой критики «развивающие» приложения, раннее формальное обучение ― все это и становится причиной всеобщего «молчания в чате».
Как всё вернуть
Друзья, ещё раз повторюсь: моя статья ― отнюдь не призыв отвергать все современное. Скорее предложение задуматься о приоритетах.
Советская педагогика речи оставила нам бесценное наследие: понимание, что красивая, грамотная, осмысленная речь – это не техника, а цветение личности. Она вырастает на почве богатой речевой среды, поливается вниманием и диалогом, освещается интересом к миру и слову.
Современные методы могут дать инструменты, но без этой философии целостного развития они рискуют остаться лишь удобрениями для отдельных ростков, а не для всего сада.
Давайте бережно хранить мудрость этих старых пособий. Они напоминают нам о главном: чтобы ребёнок заговорил по-настоящему, его нужно не столько «учить», сколько жить с ним рядом, думать, чувствовать и разговаривать.
Друзья, хотелось бы услышать, с чем из того, что я озвучил, вы согласны, а что вызывает сомнения? Давайте поразмышляем вместе в комментариях.
✅ Рекомендуем к прочтению книгу «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста»:
🔹 Купить книгу в интернет-магазине
🔹 Купить книгу в Wildberries
🔹 Купить книгу в Ozon