https://dzen.ru/a/aHYWn9l-5Q6KkHIr
         Концептуал
Почему дети в СССР говорили лучше, или лучшая в мире школа речи, которую мы потеряли

          Оглавление
    В чем сила, брат
    Речь ― это не навык, а отражение мышления и чувств
   Тогда и сегодня ― главное различие в отношении к речи

А вы заметили, как часто нам приходится сегодня возвращаться к забытой мудрости старых методик, сокрушаться от того, что мы многое навсегда утратили?!

Наверняка кто-то сейчас скажет — да это просто вам нравится отвергать всё современное.

Хочу парировать: нет, вовсе не нравится!

Напротив, очень хочется, чтобы прогресс крепчал и развивался. Но не отвергал при этом удачные старые находки, а использовал их как мощную устойчивую стартовую площадку для стремительного роста.

Взять, например, один из самых важных навыков для роста и развития современной личности — навык грамотной богатой речи. Увы, приходится признать, что в эру бурного развития технологий и дистанционного общения мы с вами практически разучились красиво и грамотно говорить.

Да, мы владеем языком. Порою даже несколькими. Но абсолютно при этом не владеем речью.

Мы знаем массу слов. И совершенно не умеем сплетать их в живую, образную, осмысленную ткань рассказа.

Почему так происходит, что и когда мы утратили этот главный человеческий навык? Почему во времена СССР хорошие стихи спокойно могли писать «простые» рабочие, а сегодня даже руководители высшего звена общаются преимущественно междометиями?

И снова все ответы на вопросы ― на поверхности. Они ― в различии образовательных методик. В чём именно, постараюсь рассказать по пунктам.

В чем сила, брат
Обратимся к опыту, проверенному десятилетиями — к советской педагогике развития речи. Её сила была не в навороченных технологиях, а в глубоком понимании природы восприятия слова ребёнком. И в системном подходе к обучению навыку грамотной речи, который пронизывал всю жизнь человека ― от ясельной группы до получения аттестата о среднем образовании.

Вот краеугольные камни, на которых она стояла:

Речь ― это не навык, а отражение мышления и чувств
Об этом очень хорошо написано в пособии «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста» (1952, Ушакова О.С. и др.).

Там нет главы «Как поставить звук Р». Зато есть главы о том, как создать для ребёнка эффективную речевую среду, где язык рождается естественно ― в игре, в наблюдении за природой, во время совместного труда.

В советской педагогике речь развивалась не ради самой речи. Она расценивалась как важнейший инструмент познания мира и выражения себя. Поэтому и значимость её была особая.

Феномен Ушинского

Очень образно назвал этот подход к развитию К.Д. Ушинский, который называл этот подход не иначе, как философия воспитания через язык. Тексты Ушинского — о простом и вечном: труде, природе, доброте, справедливости. Ключ был в другом – в «вопросах после текста».

Эти вопросы не проверяли память («Что делал Петя?») ― они будили мысль и чувство: «Почему мальчик так поступил? Что бы ты почувствовал на его месте? Как бы назвал этот поступок? На что похоже это облако?».

Ушинский и его советские последователи учили не просто читать, а проживать текст, размышлять, формулировать своё отношение. Такой подход обогащал не только словарный запас, но и душу.

Современное же чтение часто гонится за количеством или техникой, забывая о глубине понимания и сопереживания. Как итог ― неумение чётко выразить мысль, обосновать и защитить собственное мнение, просто объясниться в любви или выразить сочувствие.

Тогда и сегодня ― главное различие в отношении к речи
Перечислять все случаи, когда недостаток навыка качественной речи мешал людям добиваться нужных результатов, можно до бесконечности. Достаточно посмотреть современные телесериалы, или полистать в соцсетях обожаемые всеми мемы.

Я лучше постараюсь вычленить главные причины такой ущербности. Они настолько стали очевидны, что на них мы зачастую просто перестали обращать внимание.

Тогда

В советской педагогике речь определялась, как естественный плод познавательной, эмоциональной, социальной жизни.

Работая над совершенствованием речи ребёнка, педагог преследовал цель ― «воспитать человека мыслящего, чувствующего, умеющего грамотно и полно выразиться».

Главными средствами достижения результата были:

   погружение в богатую речевую среду;
   диалог;
   игра;
   исследование языка;
   связь с жизнью;
   акцент на осознании и творчестве.
Советская педагогика строилась на уважении к ребёнку, его возможностям и естественным законам роста:

1.  Речь развивалась в деятельности, интересной и понятной дошкольнику (игра, наблюдение, труд), а не за партой с 3 лет.

2.  Отношение с языком выстраивалось не на страхе ошибки, а на любопытстве, радости открытия и желании точно выражать мысли.

3.  Детей обучали рассматривать речь целостно: не отделяли звукопроизношение от словарного запаса, связную речь от понимания текста, технику чтения от глубины восприятия.

4.  Детей учили думать, а не только говорить: вопросы Ушинского, анализ текстов в школе — все это формировало критическое мышление и рефлексию, речь становилась следствием работы ума и сердца.

5.  Обучению языку опиралось не на тесты и дорогие гаджеты, а на живое общение, окружающий мир и мудрые книги.

Язык был не предметом изучения, скорее ― воздухом, которым во времена Советского Союза все дышали.

Сейчас

Сейчас же, увы, главной целью является получение итоговой или промежуточной оценки ― выполнить норму, пройти тест , подготовиться к школе… Поэтому на занятиях по развитию речи работают над чем угодно ― фонематическим слухом, словарным запасом, техникой чтения. Только не над осознанностью и творческим мышлением. Да и какая там осознанность и творчество, когда оценочных критериев осталось только два ― скорость и результат.

Изолированные упражнения, не выдерживающие никакой критики «развивающие» приложения, раннее формальное обучение ― все это и становится причиной всеобщего «молчания в чате».

Как всё вернуть
Друзья, ещё раз повторюсь: моя статья ― отнюдь не призыв отвергать все современное. Скорее предложение задуматься о приоритетах.

Советская педагогика речи оставила нам бесценное наследие: понимание, что красивая, грамотная, осмысленная речь – это не техника, а цветение личности. Она вырастает на почве богатой речевой среды, поливается вниманием и диалогом, освещается интересом к миру и слову.

Современные методы могут дать инструменты, но без этой философии целостного развития  они рискуют остаться лишь удобрениями для отдельных ростков, а не для всего сада.

Давайте бережно хранить мудрость этих старых пособий. Они напоминают нам о главном: чтобы ребёнок заговорил по-настоящему, его нужно не столько «учить», сколько жить с ним рядом, думать, чувствовать и разговаривать.

Друзья, хотелось бы услышать, с чем из того, что я озвучил, вы согласны, а что вызывает сомнения? Давайте поразмышляем вместе в комментариях.

✅ Рекомендуем к прочтению книгу «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста»:

🔹 Купить книгу в интернет-магазине

🔹 Купить книгу в Wildberries

🔹 Купить книгу в Ozon