https://dzen.ru/a/aH-FZU5qHxzHB0ul
     Москвич Mag
«У нас не озеленение, а декоративный суицид» — дендролог Максим Ардатов
22 июля 2025
Ландшафтный дизайн в XXI веке все меньше относится к сфере эстетики и все больше к экологии: зеленые насаждения дают кислород, задерживают пыль и вредные вещества, охлаждают асфальт и стены домов, заглушают шум магистралей и очищают водоемы. «Москвич Mag» поговорил с дендрологом и ландшафтным архитектором бюро Scape, автором телеграм-канала «Ардатов. Про зелень» Максимом Ардатовым, чтобы узнать, какие растения выживают в московских дворах и почему обрезка тополей равносильна убийству.

Максим, ваша боль как московского дендролога?

На старых объектах в Москве почему-то сажают только крупные деревья и заботятся о них, а внизу выбривают все под ноль, не оставляя средних ярусов в виде массивов кустов или высоких многолетних растений. В итоге остаются только кроны и плешивые газоны на истощенной почве. Несмотря на многочисленные протесты дендрологов и москвичей, опавшую листву, которая могла бы подпитывать почву, продолжают регулярно убирать.

У нас не озеленение, а декоративный суицид. Вся эта зелень страшно далека от естественного природного вида и постоянно болеет. Если говорить про новые объекты (скверы, ЖК, бизнес-центры), где стараются грамотно делать красивое и здоровое озеленение, то тут качественному подходу мешает система закупок. Выигрывает тот подрядчик, который предлагает реализовать контракт за меньшую сумму. В итоге ожидания и реальность почти никогда не совпадают.

Липа 4–5 метров высотой может стоить от 50 тыс. рублей и до бесконечности, особенно если растение из Европы. Прибавьте еще стоимость перевозки, посадки и гарантии. В среднем высокий кустарник обходится в районе 15 тыс. рублей, плюс вышеупомянутые расходы.

Но импортного посадочного материала в Москве сейчас практически нет. Поставки европейских растений из Голландии и Германии почти прекратились. Везут лишь остатки по старым контрактам. Город уже ощущает дефицит качественных саженцев. И это печально, так как российские саженцы, к сожалению, по многим параметрам уступают в качестве. Даже крупных деревьев с большим обхватом в российских питомниках нет. Просто не успели еще вырастить.

В чем конкретно выражается несовпадение ожиданий и реальности?

Вместо качественной сосны из питомника, например, закупают дикорастущие деревья, а газон выкатывают до голой земли. Композиции с цветами летят к чертям. Если нужных сортов нет, берут первый попавшийся куст, и вся колористика рушится.

Но даже если все выполнили хорошо и не сильно исказили первоначальный замысел, безответственная эксплуатация в большинстве случаев приводит к гибели посадочного материала. Мы это наблюдаем, к примеру, в сквере вблизи пересадочного узла у станции метро «Некрасовка». После сдачи он был ярким, а затем его перестали поливать по гарантии. В итоге за пару лет сквер превратился в пустырь — все растения засохли.

Авторский надзор — очень дорогое удовольствие и его почти нигде не оставляют. К тому же в Москве за садовниками никто не следит. Часто бывает, что рабочие без специального опыта скашивают посадочный материал, важные и нужные растения. Это целиком девальвирует идею цветников из многолетних растений, и город снова возвращается к порочной практике высадки однолетников.

Что в основном используется для посадок в Москве?

Лидируют классические деревья. В первую очередь европейская или крупнолистная липа, которая растет в Москве отлично. Из кленов обычно берут красный и серебристый — они устойчивы к болезням, обыкновенный остролистный клен быстро болеет и мертвеет. Каштаны у нас не в почете, дубы заменяют на более устойчивые сорта, красный или болотный. Из хвойных чаще всего сосна обыкновенная, она растет хорошо, если не сажать ее у оживленных дорог, где реагенты «поджаривают» хвою.

Березы красивые, но в Москве их мало, так как они слишком аллергенные. Зато сажают рябину и черемуху, они отлично цветут весной и кормят птиц. Белая ива вообще очень выносливое дерево, ее можно увидеть у воды и на самых сложных участках. Декоративные яблони любят за весеннее цветение, в городе их плоды экология делает несъедобными. А вот от туй мы отказались, потому что они кажутся неприхотливыми, но весной часто высыхают — пока корни еще мерзнут, солнце уже палит.

Какие растения выживают в Москве без особого ухода?

В городе есть свои зеленые герои. Рыжий дикий лилейник разрастается крупными куртинами и не боится ни солнца, ни реагентов. Котовник или дикая мята все лето светятся фиолетовыми цветами. Geranium Rozanne и ей подобные ярко и долго цветут практически без ухода. Еще вечнозеленые спасают дело — бадан, барвинок и пахизандра держат листву зеленой и в снег, и в мороз при минимальном уходе. Из трав отмечу выносливые злаки — дернистую щучку, молинию и золотарник, он цветет ажурными желтыми метелками пол-лета. В тенистых дворах чувствуют себя в своей стихии папоротники — радуют глаз буйной зеленью и не требуют заботы.

Какие новые технологии появились в городском озеленении?

Прорыв произошел в работе с водой и берегами. В Москве начали ревитализацию водоемов: очищают пруды и реки от мусора, ставят биофильтры и высаживают специальные водные растения, которые своими корнями чистят воду. Бетонные берега заменяют растительностью, и людям снова удобно подходить к воде.

В мире много примеров вертикального озеленения, когда высаживают растения прямо в стену. Но в Москве эта история невозможна по причине вымерзания корней зимой. Выживают только лианы, тот же девичий виноград, который растет из грунта и ползет на высоту 10–15 метров. Поэтому мы пытаемся лианы везде внедрять — зеленые фасады хороши для охлаждения здания и территории.

Контейнерное озеленение еще один хит. На узких дворах и в проездах, где копать нельзя, ставят большие кашпо на колесиках. В этих передвижных садах растут деревья и кусты круглый год. Зимой их утепляют, а в случае пожара или стройки просто перекатывают. Очень практично и экономит место.

В Москве стали активно использовать мульчу из дробленой коры, и это очень здорово — она ограничивает рост сорняков, предотвращает испарение лишней влаги и образование корки на земле, и все почвенные организмы под слоем мульчи хорошо себе существуют. Только без геотекстиля под ней, иначе весь эффект пропадает. Мы также любим оставлять ремизы. Это заброшенные уголки с крапивой и лопухами, зарослями кустов — городским птицам там рай. В Европе такие ремизы даже огораживают, чтобы их не трогали.

Но главный мировой тренд — это не пышные клумбы, а экологическая устойчивость и биоразнообразие. Розарии и идеальные узоры отходят на второй план. Чем больше жизни в мегаполисе, тем приятнее в нем находиться. Бабочки, снегири и свиристели — это красиво, а обилие зелени — прямой вклад в наше здоровье.

Увидим ли мы Москву с крышами-садами?

Новые ЖК над подземными паркингами нередко оборудуют садами на крышах — технология отработана. Главное, чтобы совокупный вес на плиту не превышал определенных ограничений. Но даже обычные плоские московские крыши, которые не оборудованы специально, можно озеленить быстро, недорого и эффективно. Один из способов — экстенсивная зеленая крыша.

Есть специальные седумные маты, они как рулонные газоны, но сделаны из разноцветных седумов, низких и сочных трав. Мат достаточно раскатать и присыпать легким субстратом. Седумы запасают влагу в листьях, не боятся ни морозов, ни жары. Получится натуральный зеленый покров, который задерживает пыль и спасает крышу от перегрева.

Цена вопроса — около 2 тыс. рублей за квадратный метр. Это однократно, дальше все растет само. Требуется минимальное количество субстрата, всего около 5 сантиметров, и дешевая противокорневая пленка для защиты гидроизоляции.

Как заметное потепление климата в Москве отражается на зелени?

В среднем климат стал теплее, в защищенных местах мы уже спокойно выращиваем южан — магнолии, гинкго и рододендроны. Но сюрпризы никуда не делись. Этой весной за теплым апрелем пришли внезапные заморозки, и распустившаяся листва пострадала. А летом стали обычными долгие волны засухи по три недели подряд и такие же прохладные периоды. Вывод прост — сад при проектировании должен быть не только морозо-, но и засухоустойчивым. Поэтому и делаем ставку на южан.

Планируем вернуть в город жаростойкую и неприхотливую белую акацию. Дальневосточный шиповник тоже в тренде — ему ни мороз, ни зной не страшны, а цветет он долго и обильно. Из кустарников сажаем сирень, жимолость татарскую и боярышник, они справляются с засухой. Среди экзотов хорошо себя чувствуют айлант, сумах, скумпия, серебристый лох и душистая буддлея Давида. В Москве они выглядят как экзоты, но зимы не дают им расползаться, и деревья остаются декоративными.

Что можно легко вырастить на балконе, выкопать в лесу и посадить во дворе?

На открытом балконе многие растения горят. Солнце перегревает корни, а паутинный клещ заводится направо и налево. У нас подобран балконный хит‑парад: первое место — девичий виноград, особенно сорт Engelmannii с мелкими листочками. Сам оплетает стену присосками и почти не капризен. Из хвойных фавориты можжевельник скальный и горная сосна, они привычны и к жаре, и к морозам.

Среди цветов — бородатый немецкий ирис и крупнокорневищная герань. Оба растения имитируют горные виды, им не страшны зной и резкие перепады температуры. И, конечно, почвопокровные седумы. Эти суккуленты не боятся жары, потому что запасают воду в листьях, переносят и морозы, и зной без полива. Исключение — тенелюбивые хосты и некоторые гейхеры. В жаркие летние дни они в мини-горшках часто вянут. Совет: чем больше земли в горшке, тем лучше, в крошечных контейнерах корни перегреваются летом и промерзают зимой. Если балкон не застеклен, горшки стоит утеплить изнутри, тогда растениям будет жить спокойнее.

Взрослое дерево из леса в городе приживается плохо, корни обрываются. Если же вы действительно собрались пересадить что-то из леса, берите совсем маленький росток. Выбирайте проверенных бойцов — рябина и бузина отлично приживаются в городе и кормят птиц зимой. Ирга и черемуха тоже растут без проблем, причем черемуха еще и фитонцидная, то есть воздух вокруг дезинфицирует. А для быстрой живой изгороди самый лучший вариант — ива. Она растет молниеносно и плотной стеной закрывает все вокруг, защищая участок от пыли и шума. А вообще лучше покупать в питомнике.

Действительно ли необходимо кронировать тополя?

Таким образом пытаются уменьшить количество пуха, но это издевательство обрекает дерево на смерть в ближайшие пять лет. Кронирование называют еще омоложением, но на самом деле это обыкновенное убийство. Обрубок обрастает молодыми побегами, которые время от времени отваливаются, а искалеченный ствол начинает гнить, и дерево падает. Дендрологи давно бьют в колокола, но все без толку. Обрезка должна быть грамотной либо деревья следует целиком заменять на новые.

Почему так уютно в зеленых районах со старыми пятиэтажками?

Потому что они выглядят как домики в лесу, ведь за многие годы все успело очень живописно обрасти пышной зеленью. Это очень современно. Многие зарубежные проекты городской застройки выглядят именно так, как будто строения инкрустированы в одичавшую рукотворную природу. А где-то такую природу намеренно создают на месте бывших площадей или парковок. Поэтому печально смотреть на снос под реновацию. Но мы успешно работаем с девелоперами, многие из которых разделяют наши зеленые идеи.

Фото: Даниил Овчинников

Текст: Мария Ганиянц