ЗООМИР и не только о нем

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗООМИР и не только о нем » Дрессировка » Роль нервной системы в поведении животного.


Роль нервной системы в поведении животного.

Сообщений 1 страница 10 из 15

1

Роль нервной системы в поведении животного.

Нервная система специально приспособлена для восприятия, хранения и обработки информации, обеспечения поведения животного и его самосохранения.

Она приспосабливает функции организма к изменяющимся условиям жизни, регулирует работу внутренних органов и поддерживает постоянство внутренней среды.

Нервная система состоит из головного и спинного мозга и отходящих от них нервов.

Академик И. П. Павлов и его ученики доказали, что поведением животных управляют большие полушария головного мозга.

Эту работу головного мозга И. П. Павлов назвал высшей нервной (психической) деятельностью (ВНД).

В основе ВНД лежит взаимодействие врожденных безусловных и приобретаемых в процессе жизни условных рефлексов.

Индивидуальный опыт животного определяется многообразием выработанных условных рефлексов.

Они расширяют возможности организма реагировать любым видом деятельности на все многообразие внешней среды. Под окружающей средой следует понимать совокупность различных раздражителей.

Одни из них могут быть полезными для животного, другие — вредными, третьи — нейтральными. Правильная ответная реакция организма на раздражители обеспечивает его нормальную жизнедеятельность.

Так, например, голод и жажда заставляют собаку настойчиво искать пищу и воду.

Собака, страдающая от глистов, начинает есть чернобыльник, к которому обычно не прикасается.

Чернобыльник является в данном случае ключевым раздражителем инстинктивной реакции собаки, он подходит потребностям организма как ключ к замку.

Живой организм находится в состоянии подвижного равновесия с внешней средой.

Организм собаки не может существовать, не получая информации о состоянии и происходящих изменениях во внешней и внутренней среде организма, во всех частях тела.

Прежде чем выяснить, каким образом организм отвечает на раздражители внешней среды, рассмотрим, как он их воспринимает.

2

Раздражители и анализаторы.

Раздражители окружающей среды разнообразны: звуковые, запаховые, световые, механические, температурные и др.

Каждый из них воспринимается строго определенными чувствительными нервными окончаниями — рецепторами.

В зависимости от положения в организме они делятся на внешние рецепторы (экстерорецепторы) и внутренние (интерорецепторы).

Первые — обонятельные, слуховые, зрительные, вкусовые, кожные, воспринимающие информацию из внешней среды.

Вторые располагаются во всех внутренних органах и воспринимают изменения, возникающие в них и сигнализирующие в форме нервных импульсов в центральную нервную систему.

Рецепторы

Механо-рецепторы.

- осязательные
- слуховые
- лабиринтные
- скелетно-мышечные
- внутренних органов

Хемо-рецепторы.

- вкусовые
- обонятельные
- внутренних органов

Терморецепторы.
- тепловые
(кожные и внутренностные)
- холодавые (кожные и внутренностные)

Фото-рецепторы.
- зрительные


Они обладают большой чувствительностью к действию химических, температурных, механических и других раздражителей. Большое количество рецепторов имеется в мышцах, их называют проприорецепторы.

Они участвуют в обеспечении согласованной работы мышц, осуществляющих движения собаки. Рецепторы преобразуют энергию раздражителя в нервные импульсы, которые по нервам достигают определенной зоны коры головного мозга.

Здесь происходит анализ и синтез, более щонкое различение раздражителей: определяется, например, характер запаха, особенности звука, форма предмета и т. п. На основе такой оценки раздражителей мозг программирует поведенческую ответную реакцию организма и контролирует ее осуществление.

Нервные образования, обеспечивающие восприятие, анализ и синтез раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма, И. П. Павлов назвал анализаторами.

Рецепторы являются начальной воспринимающей частью любого анализатора. Каждый анализатор состоит из трех частей.

Например, зрительный анализатор состоит из зрительных рецепторов (органов зрения), зрительного нерва и зрительной области коры головного мозга. По такому принципу построены все анализаторы.

Так что животное видит предметы не одними глазами, а при помощи зрительного анализатора в целом. Если нарушить связь глаз с мозгом, зрение будет потеряно. То же самое станет и со слухом.

При нарушении работы внешних рецепторов перестанут поступать импульсы (информация из внешней среды) в кору головного мозга, и животное погрузится в глубокий длительный сон.

Благодаря сигналам, поступающим в головной мозг от разных рецепторов, животные ориентируются в окружающей среде и могут соответствующим образом реагировать на ее изменения, приспосабливаться к ней. Кора больших полушарий представляет собой целую систему анализаторов

Отредактировано Дельфа (18-02-2013 15:58:53)

3

Роль органов чувств при дрессировке собак

Роль органов чувств (обоняния, слуха, зрения, вкуса, кожном чувствительности) при дрессировке собак чрезвычайно велика.

Например, с помощью зрения собака четко улавливает особенности движения человека и отдельных частей его тела, различные жесты рукой, мимику лица, позу и темп движений дрессировщика и т. п.

Зрение позволяет собаке увидеть идущего человека на расстоянии 500—700 м. Реакция на расстояние как на раздражитель содержит и безусловные и условнорефлекторные компоненты.

Правда, окружающий мир собака видит в черно-белом цвете. Орган слуха собаки воспринимает звуковые волны до 40 тысяч колебаний в секунду.

Собака четко различает команды, различные шумы, шорохи и т. п. Слабые шорохи, которые человек слышит на расстоянии не более 6 м, собака слышит на расстоянии 24 м. Наиболее сильно развито у собаки обоняние.

Оно в 11500 раз сильнее, чем у человека. Собака различает до полумиллиона запахов. С помощью обоняния собака способна находить человека по его запаховому следу, обнаруживать утечку газа в газопроводах, обнаруживать залежи руд на глубине до 5—7 м. Рецепторы кожи собаки воспринимают тепло, холод, прикосновение, давление, болевые воздействия.

Благодаря этому дрессировщик может воздействовать на собаку поводком, прикосновением, хлыстом. Органы чувств обладают свойством приспосабливаться к раздражителям различной силы, имеется в виду просто привыкание рецептора к раздражителю, когда ухо, например, перестает реагировать на привычный звук, кожа — на привычное прикосновение ошейника и т. п.

Можно приучить собаку спокойно реагировать на выстрелы и другие сильные звуки. При длительной работе с одними и теми же запахами у собаки снижается чувствительность обоняния. Все это нужно учитывать при дрессировке и служебном применении собак.

При повторных многократных действиях любого раздражителя, если он не служит удовлетворению жизненной потребности, реакция на него ослабевает и со временем совсем исчезает. Внутренние рецепторы (интерорецепторы) имеют большое значение при поиске пищи, изменении позы, охлаждении или нагревании тела, мочеиспускании, дефекации и т. п. Целесообразное поведение собаки возможно при взаимодействии внешних и внутренних анализаторов.

Двигательный анализатор выполняет ведущую роль: к нему идут возбуждения от всех других анализаторов и возникает определенная двигательная реакция организма, направленная на достижение определенного приспособленного результата.

Таким образом, функцию восприятия внешней и внутренней информации, передачу ее, синтез и анализ в высших отделах мозга осуществляет система анализаторов. Скелетно-моторная двигательная деятельность, обращенная у животного преимущественно к внешней среде, является основной и наиболее характерной формой проявления высшей нервной деятельности, ее основным выразителем и реализатором.

Двигательная область коры, как центральная часть двигательного анализатора, выполняет ункцию программирования, запуска, регуляции и контроля дви-ггельной деятельности, реализации того или иного поведения.

4


Понятие о рефлексе

Поведение животного есть активное взаимодействие его со средой, осуществляемое с помощью рефлексов. Если раздражитель был оценен анализатором как несущественный, то ответная реакция не происходит (затормаживается).

Но, допустим, что собака уколола лапу. Она моментально отдернет ее. Это означает, что Центральная нервная система оценила болевой раздражитель как сигнал опасности и тут же дала ответный импульс — команду организму.

Такая ответная реакция организма на раздражитель при участии центральной нервной системы называется рефлексом. Рефлекс в переводе с латинского означает — отражать, поворачивать назад.

Рефлекс является формой связи организма с внешней средой, но всегда обусловлен определенными причинами, осуществляется нервной системой на основе анализа и синтеза. Протекает рефлекс совершенно без участия мышления, даже если последнее и имеется у живого организма. Уколите себе иглой палец, и Вы убедитесь в этом.

Более того, рефлекторная реакция нередко осуществляется даже вопреки сознанию и воле. Пример подобной реакции приводит Ч. Дарвин: «Я приложил лицо к толстому стеклу, за которым была змея, с твердым намерением не откидываться назад, если змея на меня бросится, но, как только она бросилась, моя решимость исчезла, и я с удивительной быстротой отскочил на ярд или два».

Особенностью рефлекса является еще и то, что ответная реакция организма на раздражители всегда биологически полезна, что сна направлена на сохранение жизни. Это замечательное свойство нервной системы возникло в результате длительного исторического развития животного мира. Путь, по которому проводятся импульсы возбуждения при рефлексе, называется рефлекторной дугой.

Ее составляют: рецептор, чувствительный нейрон, участок центральной нервной системы, двигательный нейрон и орган, реагирующий на раздражение. Имеется и нейрон обратной афферентации, информирующий мозг об исполнении команды. Рефлекс выступает в качестве физиологического механизма активности организма, сочетающего принцип реактивности и активности. Различают безусловные и условные рефлексы.

В организме животного протекают непрерывно процессы обме-а веществ и, как следствие этого, у него возникают потребности (пище, воде и др. Возникшая потребность вызывает целенаправленное поведение на ее удовлетворение.

Ощущение страха, холода или другие причины также заставляют животное соответствующим образом реагировать. Все эти реакции врожденные, передаются по наследству и проявляются у каждого животного.

Такие стойко передающиеся по наследству ответные действия организма на раздражители внутренней и внешней среды называются безусловными рефлексами. Одни из них более простые (сужение и расширение зрачка, мигание, чихание и т. п.), другие — сложные, называемые инстинктами. Они направлены на самосохранение и сохоанение рода.

Инстинктивное поведение животных обеспечивается врожденными пусковыми механизмами (нервными и гормональными), настраивающими анализаторы на восприятие специфических ключевых раздражителей, что способствует их поиску и распознаванию.

П. В. Симонов сложнейшие безусловные рефлексы (инстинкты) высших животных делит на три основные группы.

1. Витальные, обеспечивающие самосохранение животного К ним относятся пищевой, питьевой, регуляции сна, пассивной и активной обороны, экономии сил и др.

2. Ролевые (зоосоциальные) безусловные рефлексы, проявляющиеся только при взаимодействии с другими особями своего вида. К ним относятся половой, родительский, эмоционального резонанса («сопереживания»), территориальный (животное в роли хозяина или пришельца), иерархический (животное в роли лидера или ведомого).

3. Рефлексы саморазвития: исследовательский, рефлекс свободы, подражательный (имитационный) и игровой.

Эти рефлексы направлены на освоение новых условий в пространстве и времени, обращены в будущее. Они самостоятельны и не выводятся из других потребностей организа. Например, рефлекс свободы осуществляется независимо от того, какая потребность первично вызвала поведение и какова цель, на пути к которой возникла преграда.

Именно препятствие служит адекватным раздражителем для проявления реакции преодоления — рефлекса свободы. Он выражается в сопротивлении принуждению, как например, при попытке впервые надеть собаке намордник.

5

Инстинктивное поведение

В инстинктивном поведении выделяют поисковую фазу (подготовительную) и завершающую (исполнительную). Поисковая фаза поведения характеризуется переплетением врожденных и приобретенных компонентов поведения.

Завершающая фаза отличается жесткой стереотипностью, а индивидуальный опыт оказывает незначительное влияние.

Например, голод вызывает пищедобывательную реакцию, проявляющуюся в двигательном беспокойстве и активности органов чувств, а конечная фаза проявляется в жевании и глотании пищи.

Реализация поведенческих реакций получает субъективное отражение в виде эмоциональных переживаний (психического), вызывающих изменения кровяного давления, ритма дыхания, мимики, позы и т. п.

Инстинкт — это целостный поведенческий акт, который реализуется внешними и внутренними причинами (потребностями) и включает подготовительные и исполнительные рефлексы, действие одного рефлекса является раздражителем для другого.

Например, забота суки о щенках проявляется в целом ряде действий: она перегрызает пуповину при рождении, облизывает их, кормит, обогревает, защищает.

Благодаря инстинктам, сформированным тысячами предшествовавших поколений, новорожденные животные уже с самого появления на свет способны реагировать на некоторые влияния внешней среды таким же целесообразным поведением, как и их родители.

У взрослой собаки проявление инстинктов всегда усложняется приобретенным опытом. В приобретении навыков молодыми животными большую роль играют родители.

Они обучают свое потомство отличать в огромном разнообразии окружающей среды раздражители, способствующие или препятствующие удовлетворению жизненно важных потребностей. В дальнейшем каждое животное пополняет свой опыт самостоятельно. В зависимости от условий жизни оно приобретает нужные условные рефлексы.

Они дополняют и усложняют инстинкты, вносят поправки в поведение в соответствии с возникающими изменениями среды.

В связи с этим у животных развилась способность учиться, использовать в поведении «личный» опыт. В основе этой способности лежат условные рефлексы, благодаря которым и возможна дрессировка.

6

Условные рефлексы

Условные рефлексы — это ответные действия организма на раздражитель, выработанные при определенных условиях. Человек управляет поведением собаки с помощью условных рефлексов.

Их выработка у собаки и есть психофизиологическая сущность дрессировки. Условные рефлексы угасают, если изменяются вызвавшие их условия. Это временные реакции. Они осуществляются высшими отделами головного мозга.

Открытие И. П. Павловым условного рефлекса привело к созданию науки — физиологии высшей нервной (психической) деятельности. Кора головного мозга оказывает как активирующие, так и тормозные влияния на нижележащие образования мозга, и таким образом может либо усиливать, либо тормозить ответные действия организма.

Рассмотрим, как вырабатывается у собаки условный рефлекс на команду «Сидеть». Дрессировщик произносит команду (условный раздражитель) и сразу же нажимает рукой (безусловный раздражитель) в области поясницы.

Команда «Сидеть» воспринимается органом слуха, и нервный импульс доходит до слухового центра коры мозга — возникает первый очаг возбуждения. От давления рукой в области поясницы также возникают нервные импульсы и достигают двигательного центра коры головного мозга — возникает второй очаг возбуждения. Собака садится.

При многократных повторениях этого упражнения в коре мозга образуется связь между слуховым и двигательным центрами. Теперь уже только команда будет вызывать навык садиться. Механизм образования условных рефлексов всегда сводится к замыканию связей между очагами возбуждения в коре больших полушарий. Условный рефлекс может формироваться и через механизм подражания.

Условные рефлексы, возникшие на основе сильных отрицательных эмоций (переживания), не угасают долго. Подравшись с другой собакой, животное долго будет проявлять к ней при встрече враждебное отношение. Всякое научение сопровождается переживанием (эмоциями).

Эмоциональная жизнь, протекающая при постоянном взаимодействии с себе подобными особями, способствует формированию многих черт поведения, характерных для вида, породы. Воспитание щенков — это научение проявлять определенным образом эмоциональные реакции на конкретные раздражители.

Привыкание — это наиболее распространенная форма научения у животных. Привыкание проявляется в форме постепенного угасания реакций животного при частой и длительной повторяемости действия раздражителя (пресыщение).

Многократные прогулки с собаками среди разнообразных раздражителей вызывают привыкание, и животные спокойно относятся к ним. Животное избирательно не реагирует на определенные раздражители. Собака, например, постоянно живя вместе с кошкой, не проявляет к ней агрессии.

Собака привыкает к определенной обстановке, условиям жизни, к определенному человеку (хозяину) и т. п. Привыкание выступает как всеобъемлющий механизм подавления лишних реакций на постоянные несущественные раздражители и соответственно реагировать на полезные или вредные сигналы из окружающей среды.

Развитый мозг собаки позволяет тонко дифференцировать значения большого количества раздражителей и быстро реагировать разнообразием своего поведения. Привыкание в той или иной степени присутствует в самых разнообразных рефлексах.

Наиболее характерно привыкание выражено в структуре ориентировочного рефлекса. Его назначение состоит в повышении чувствительности анализаторов для наилучшего восприятия воздействующих раздражителей и определения их значения для животного. Любой вид анализа раздражителей происходит при активном участии ориентировочного рефлекса.

Любое изменение привычного раздражителя иди появление нового приводит к возникновению ориентировочного рефлекса (эффект растормаживания). Особенность ориентировочной реакции состоит в том, что она обладает большой подвижностью и лабильностью, легко вспыхивает и столь же легко угасает, когда себя исчерпала.

Ориентировочный рефлекс относится к безусловным, но в отличие от них протекает как типичный условный рефлекс. Основным признаком условного рефлекса является то, что раздражитель в процессе научения вместо свойственной ему безусловной реакции начинает вызывать другую, ему не свойственную, то есть становится сигналом для возникновения другой реакции.

Например, команда «Сидеть» вызывает у собаки навык садиться. До начала выработки этого навыка команда «Сидеть» вызывала ориентировочную реакцию (безусловную).

7

Виды условных рефлексов

Различают несколько видов условных рефлексов. Те, которые образуются на естественные признаки безусловного раздражителя, называются натуральными.

Например, вид и запах мяса вызывают натуральный пищевой рефлекс. Вид палки в руках человека вызывает натуральный оборонительный рефлекс. Натуральные рефлексы вырабатываются быстро (требуется всего 1—2 упражнения) и удерживаются стойко.

Условные рефлексы, вырабатываемые при сочетании двух совершенно различных раздражителей, называются искусственными. Например, рефлекс, выработанный на команду, подкрепляемую пищей или механическим воздействием.

Если действие двух раздражителей при выработке условного рефлекса почти совпадает по времени (первый раздражитель действует на 1—3 с раньше), то такой рефлекс называется совпадающим. Если же первый раздражитель действует 1—3 мин, а второй — подключается к концу действия первого, то вырабатывается запаздывающий условный рефлекс.

Следовые условные рефлексы образуются тогда, когда второй раздражитель (подкрепление) следует уже после окончания действия первого (условного) раздражителя.

Сложность условных рефлексов, вырабатываемых в естественной обстановке, объясняется тем, что на собаку действуют не отдельные раздражители (как в лаборатории), а целые комплексы. Например, сам дрессировщик является комплексным раздражителем, тем же является и обстановка, в которой дрессируют собаку.

Условные рефлексы на внешние раздражители — зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др. играют роль во взаимотношениях собаки с внешней средой, поэтому они образуются равнительно быстро, примерно за 20 сочетаний условного разражителя с безусловным.

В процессе жизни животного происходит постоянная смена приобретенных рефлексов, одни закрепляются, другие устраняются благодаря процессу торможения. И. П. Павлов установил существует два вида торможения - безусловное (внешнее) и условное (внутреннее). Внешнее торможение является врожденным свойством нервной системы.

Оно возникает при действии посторонних сильных раздражителей и тормозит проявление условных рефлексов. Поэтому первоначальную выработку навыков у собак следует проводить в спокойной, привычной для собаки обстановке.

При длительном нервном возбуждении, превышающем предел работоспособности нервных клеток, развивается запредельное (охранительное) торможение. Вот почему при дрессировке следует применять условные раздражители умеренной силы и соблюдать режим упражнений.

Условное торможение является приобретенным и проявляется в форме задержки, угашения, устранения условных рефлексов, чем выполняет важные функции перестройки в деятельности животного. Угасательное торможение возникает после полной отмены подкрепления условного раздражителя.

Например, собака забудет команду «Сидеть», если ее длительно не подкреплять нажимом в области поясницы. С помощью дифферепцировочного торможения собака различает условные сигналы, даже близкосходные между собой. Но такое торможение вырабатывается тем быстрее и легче, чем большее различие между раздражителями.

Запаздывательное торможение образуется при выработке запаздывающих и следовых условных рефлексов, например, при выработке у собаки выдержки в различных позах. Во всей своей чистоте врожденные рефлексы проявляются только сразу после рождения животного. Вскоре условные рефлексы («личный опыт») вносят дополнения к инстинктам, обогащают и усложняют их.

Инстинкты и условные рефлексы взаимодействуют и выступают как единая подвижная система, являются реакцией всего организма.

Сложное переплетение врожденных и индивидуальных приобретенных рефлексов составляет психофизиологию поведения животного. Учитывая проявления закономерностей в деятельности организма, можно успешно дрессировать собак.

8

Преобладающие реакции поведения и типы ВНД собак

В зависимости от наследственных особенностей физиологического состояния и условий жизни (воспитания) основные сложные реакции поведения у собаки проявляются в разной степени.

Реакция на специальные раздражители, проявляющаяся у собаки относительно постоянно и в наиболее сильной степени, называется преобладающей.

У собак проявляются следующие основные сложные реакции: пищевая, оборонительная, ориентировочная и половая. Некоторые основные реакции развиваются и проявляются у собак в равной степени, их называют смешанными.

Например, встречаются злобно-трусливые собаки либо с одинаковой силой проявления активно-оборонительных и пищевых рефлексов, или ориентировочных и пассивно-оборонительных реакций.

Дрессировщик должен уметь использовать каждую реакцию и особенно преобладающую. Это поможет на основе имеющихся у собаки прочных рефлексов вырабатывать новые. Следует умело предотвращать отрицательное влияние на дрессировку половых рефлексов.

Агрессия как защитная рекция собаки может превратиться в средство получения удовлетворения и таким образом у собаки можно развить сверхагрессивность, как например, у пит-булей, которых воспитывают специально для «собачьих сражений».

Условные рефлексы у разных собак вырыбатываются с различной быстротой и легкостью. У одних животных они удерживаются прочно и долго, у других — легко нарушаются. Все это во многом зависит от типа высшей нервной деятельности собак, который определяется соотношением силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения.

И. П. Павлов выделил четыре основных типа ВНД:

1. Сильный, неуравновешенный тип (холерик).

2. Сильный, уравновешенный, подвижный тип (сангвиник).

3. Сильный, уравновешенный, инертный тип (флегматик).

4. Слабый тип ВНД (меланхолик).

Тип ВНД — это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы. Каждый из них приспособлен к жизни, но приспособлен по-своему.

Определить тип ВНД у собаки довольно сложно. Например, трусливая собака может быть и сильного и слабого типа. Поэтому практически легче и доступнее определить тип внешнего поведения собаки в целом.

Таких типов выделяют четыре:

а) умеренно возбудимый;

б) малоподвижный, спокойный;

в) возбудимый;

г) пассивно-трусливый.

Для дрессировки следует отбирать собак энергичных, активных, смелых, подвижных и достаточно возбудимых. В ходе дрессировки собак могут возникать различные нарушения условно-рефлекторной деятельности, особенно при грубом обращении с собакой, предъявлении к ней непомерных требований и применении сильных воздействий, что приводит к перенапряжению нервных процессов и возникновению неврозов.

Чтобы предупредить эти явления, необходимо дрессировку собак проводить по строго определенной системе с соблюдением методики, режима упражнений, индивидуального учета особенностей поведения каждого животного в отдельности.

9

Раздражители и их роль в дрессировке собак

Все, что воздействует на органы чувств (рецепторы) собаки и вызывает ощущения, называется раздражителями.

В дрессировке используются разные раздражители.

1. Звуковые: словесные команды, свист, звук выстрела и др.

2. Световые или зрительные: жесты рукой, поза дрессировщика, форма и размер предметов, форма одежды и т. д.

3. Пищевые: мясо, сахар, хлеб и др.

4. Механические: давление рукой, воздействие поводком, удар хлыстом и т. п.

5. Запаховые или обонятельные: запах человека, вещей, пищи и т. п.

Наряду с этим на собаку действуют сложные комплексы раздражителей, такие как дрессировщик и его помощник, условия окружающей среды. Разделяются раздражители на условные и безусловные.

Безусловные — это раздражители, вызывающие проявление безусловного рефлекса. Чаще всего применяют пищевые и механические.

Чтобы пищевой раздражитель (например, кусочки мяса) действовал эффективно, дрессировку проводят до кормления собак, либо через 4—5 часов после него.

Применение механических раздражителей вызывает у собаки нужные движения, подчиняет ее поведение определенным целям.

При этом следует учитывать силу раздражителя и особенности собаки. Механические (оборонительные) раздражители следует применять реже, чем пищевые.

Условными (сигнальными) называются раздражители, которые ызывают проявление условного рефлекса. При дрессировке собак рименяют звуковые (команды), зрительные (жесты рукой и др.), паховые.

Условным раздражителем может стать время, поза собаки, определенная обстановка и т.п.

Вместе с тем раздражителями могут стать мимика лица, интонация голоса, форма одежды, оза и характер движений дрессировцдика.

Сдвинутые брови человека, его крик, резкий наклон корпуса приводят собаку в смятение, так как эти сигналы связаны у нее с болевыми воздействиями.

Самым важным раздражителем для собаки является непосредственно дрессировщик. Сильнее всего воздействуют собаку его голос, движения, индивидуальный запах.

10

Методы дрессировки

Под методом дрессировки понимают совокупность методических приемов, при помощи которых у собаки вырабатывают различные навыки.

Применяют четыре основных метода: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.

При механическом методе условный сигнал подкрепляется механическим воздействием — нажим рукой, рывок за поводок, удар прутом и т. п. Например, команда «Сидеть» сопровождается нажимом руки в области поясницы собаки и легким натягиванием поводка вверх и назад.

При вкусопоощрительном методе условный раздражитель подкрепляется лакомством. Команда «Ко мне» сопровождается показом собаке лакомства и дачей его, когда животное подойдет.

Контрастный метод заключается в том, что сигнал подкрепляется сначала механическим раздражителем, а когда собака совершит нужное действие — лакомством.

Механический раздражитель вызывает защитную реакцию, и животное стремится избавиться от эмоционально отрицательного раздражителя (болевого), принимает определенную позу и сразу же получает подкрепление лакомством (положительно-эмоциональный раздражитель).

Например, подав команду «Сидеть», делают нажим в области поясницы и натягивают поводок вверх и назад, а когда собака сядет, дают ей лакомство.

Такой контрастный эмоциональный фон способствует выработке прочных навыков. Подражательный метод основан на инстинктивной способности животного следовать примеру другого: подражание щенков действиям взрослых собак. Врожденные формы поведения обогащаются в результате заимствования чужого опыта.

В дрессировке это используют при научении собак преодолевать препятствия, хватать за одежду помощника дрессировщика, подавать голос по команде и др. Подражательный метод используют при воспитании щенков.


Вы здесь » ЗООМИР и не только о нем » Дрессировка » Роль нервной системы в поведении животного.