ЗООМИР и не только о нем

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗООМИР и не только о нем » Юридические вопросы » Закон РФ "О ветеринарии"


Закон РФ "О ветеринарии"

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Закон РФ "О ветеринарии"


РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Ветеринария в Российской Федерации Под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются: реализация федеральных целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных (по перечню, устанавливаемому Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации) болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства; формирование федеральных программ по подготовке специалистов в области ветеринарии, производству препаратов и технических средств ветеринарного назначения, а также организация научных исследований по проблемам ветеринарии; контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства - владельцами животных и продуктов животноводства (далее - предприятия, учреждения, организации и граждане) ветеринарного законодательства Российской Федерации; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств; осуществление государственного ветеринарного и ведомственного ветеринарно-санитарного надзора. Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют Государственная ветеринарная служба Российской Федерации во взаимодействии с ведомственными ветеринарно-санитарными и производственными ветеринарными службами, а также специалисты в области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Статья 2. Ветеринарное законодательство Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним законодательных актов республик в составе Российской Федерации, правовых актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Статья 3. Полномочия Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, других субъектов Федерации в области ветеринарии. К ведению Российской Федерации относятся: федеральное ветеринарное законодательство; разработка и утверждение федеральных целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных (по перечню, устанавливаемому Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации), проведению научных исследований по проблемам ветеринарии, а также контроль за их реализацией; формирование и реализация на территории Российской Федерации федеральных программ в области ветеринарии; организация и обеспечение деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации; установление и отмена на территории Российской Федерации карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных; государственная сертификация и регистрация отечественных и импортных препаратов и технических средств ветеринарного назначения, руководство системой их стандартизации и аттестации, выдача разрешений на их производство и реализацию; разработка и утверждение ветеринарно-санитарных требований и норм по безвредности кормов и кормовых добавок; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств; сотрудничество с международными организациями и иностранными государствами по вопросам ветеринарии. Республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург самостоятельно решают вопросы ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Статья 4. Право на занятие ветеринарной деятельностью Право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием. Специалисты в области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в соответствующих органах управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации. В своей профессиональной деятельности специалисты в области ветеринарии руководствуются ветеринарным законодательством Российской Федерации и подконтрольны соответствующим органам управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации. В случаях нарушения установленных норм и правил занятия ветеринарной деятельностью специалисты в области ветеринарии несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством

2

РАЗДЕЛ II

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЕДОМСТВЕННАЯ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБЫ

Статья 5. Организация Государственной ветеринарной службы Российской Федерации
Задачами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации являются: предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении; защита населения от болезней, общих для человека и животных; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств. В систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации входят: Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Департамент ветеринарии), управления (отделы) ветеринарии в составе правительств республик в составе Российской Федерации, управления (отделы) ветеринарии в составе администраций автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов и городов; ветеринарные научно-исследовательские и научно - производственные учреждения; ветеринарные лаборатории, противоэпизоотические отряды и экспедиции, зональные управления государственного ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте, другие ветеринарные учреждения, непосредственно подчиненные Департаменту ветеринарии, ветеринарные лаборатории и станции по борьбе с болезнями животных республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов и городов; подразделения государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках, другие подразделения и учреждения ветеринарного и ветеринарно-санитарного профиля. Руководитель Департамента ветеринарии, руководители управлений (отделов) ветеринарии в составе правительств республик в составе Российской Федерации, администраций автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов и городов по должности одновременно являются соответственно главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации, главными государственными ветеринарными инспекторами указанных национально-государственных и административно-территориальных образований. Руководитель Департамента ветеринарии назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров - Правительством Российской Федерации по представлению Министра сельского хозяйства Российской Федерации. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей других органов управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации производится соответствующими органами исполнительной власти по согласованию с руководителями вышестоящих в порядке подчиненности органов управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Руководитель Департамента ветеринарии по должности представляет Российскую Федерацию в Международном эпизоотическом бюро, во Всемирной ветеринарной ассоциации, в других международных организациях. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов национально-государственных и административно- территориальных образований, а также из других источников финансирования, устанавливаемых Советом Министров - Правительством Российской Федерации. Финансирование противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных болезней животных, осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации.

Статья 6. Социальная защита специалистов Государственной ветеринарной службы Российской Федерации Специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации находятся под защитой государства. Специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), городах районного подчинения, имеют право на бесплатные коммунальные услуги, на другие льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Право на бесплатные коммунальные услуги сохраняется за специалистами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации - пенсионерами, которые проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там.

Статья 7. Ведомственные ветеринарно- санитарные и производственные ветеринарные службы Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством безопасности Российской Федерации создаются ведомственные ветеринарно-санитарные службы, организационная структура и порядок финансирования которых определяются указанными министерствами. Предприятия, учреждения и организации за счет собственных средств могут создавать производственные ветеринарные службы. Ведомственные ветеринарно-санитарные и производственные ветеринарные службы осуществляют свою деятельность под методическим руководством главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации.

3

РАЗДЕЛ III

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ И ВЕДОМСТВЕННЫЙ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНЫЙ НАДЗОР

Статья 8. Государственный ветеринарный надзор. Государственный ветеринарный надзор - это деятельность органов управления, учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, направленная на профилактику болезней животных и обеспечение безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации. Государственный ветеринарный надзор включает: выявление и установление причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных; организацию противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предупреждению и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, мероприятий по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и контроль за их выполнением; разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства; контроль за проведением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных правил; установление порядка производства и применения в ветеринарии биологических, химических и других препаратов, осуществление специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов, природных и техногенных катастроф; осуществление мер по пресечению нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации и применение санкций, установленных настоящим Законом. Государственный ветеринарный надзор осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 3 статьи 5 настоящего Закона, а также другими должностными лицами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации в порядке, определяемом положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утверждаемым Советом Министров - Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Права главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации, главных государственных ветеринарных инспекторов национально- государственных, административно- территориальных образований и их заместителей. Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, главные государственные ветеринарные инспектора республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов и их заместители имеют право: беспрепятственно посещать и обследовать предприятия, учреждения и организации с целью проверки исполнения ими ветеринарного законодательства Российской Федерации, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил; предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий, об устранении нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований; устанавливать причины, условия возникновения и распространения заразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства; вносить предложения в органы государственного управления и местного самоуправления: а) о создании в установленном законодательством Российской Федерации порядке чрезвычайных противоэпизоотических комиссий; б) о введении на отдельных территориях Российской Федерации карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных; в) о приостановлении хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций и граждан в случаях нарушения ими ветеринарного законодательства Российской Федерации, невыполнения решений соответствующих органов государственного ветеринарного надзора о приостановлении или прекращении этой деятельности; г) об отчуждении животных или изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных; принимать решения о проведении диагностических исследований и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям; приостанавливать или запрещать впредь до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации производство, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства; привлекать к ответственности должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и граждан за нарушение ветеринарного законодательства Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации имеет право участвовать в подготовке и подписании международных договоров по вопросам ветеринарии с участием Российской Федерации.

Статья 10. Гарантии деятельности должностных лиц, учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющих государственный ветеринарный надзор. Главные государственные ветеринарные инспектора, другие должностные лица Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, являются представителями органов федеральной исполнительной власти и находятся под защитой государства. В своей деятельности они независимы и руководствуются ветеринарным законодательством Российской Федерации. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с производством, хранением, перевозкой и реализацией животных, продуктов животноводства и кормов, обязаны предоставлять безвозмездно в пользование учреждениям и организациям Государственной ветеринарной службы (в том числе зональным управлениям государственного ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте, пограничным и транспортным ветеринарным контрольным пунктам, лабораториям ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках) служебные помещения, необходимое оборудование и средства связи, а также компенсировать затраты на их эксплуатацию.

Статья 11. Ведомственный ветеринарно- санитарный надзор. Ведомственный ветеринарно-санитарный надзор на объектах Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства безопасности Российской Федерации, а также на объектах Объединенных вооруженных сил Содружества Независимых Государств, расположенных на территории Российской Федерации, осуществляется ведомственными ветеринарно-санитарными службами, действующими согласно положению о ветеринарно-санитарном надзоре, разрабатываемому в соответствии с настоящим Законом и утверждаемому указанными министерствами по согласованию с главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.

4

РАЗДЕЛ IV

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ БОЛЕЗНЕЙ ЖИВОТНЫХ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ В ВЕТЕРИНАРНОМ ОТНОШЕНИИ ПРОДУКТОВ ЖИВОТНОВОДСТВА

Статья 12. Планировка и строительство предприятий по производству и хранению продуктов животноводства При планировке и строительстве животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных и производства продуктов животноводства, для предупреждения загрязнения окружающей природной среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней животных. Предоставление земельного участка под строительство, утверждение проектной документации на строительство, реконструкцию, модернизацию и ввод в эксплуатацию предприятий по производству и хранению продуктов животноводства допускаются только при наличии заключений органов государственного ветеринарного надзора о соответствии проектной документации действующим ветеринарным нормам и правилам.

Статья 13. Содержание, кормление и водопой животных, их перевозка или перегон. Помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья. Предприятия, учреждения, организации и граждане - владельцы животных обязаны обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей природной среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам. Ветеринарно-санитарные требования и нормы по безвредности кормов и кормовых добавок утверждаются в установленном порядке и пересматриваются в соответствии с требованиями международных организаций, участником которых является Российская Федерация. Корма, кормовые добавки, в том числе нетрадиционные, допускаются к производству и применению только при наличии сертификата, выданного специально уполномоченным органом. Требования, предъявляемые к ним, должны быть не ниже соответствующих требований международных стандартов. Корма, кормовые добавки, в том числе нетрадиционные, не соответствующие установленным ветеринарно-санитарным требованиям и нормам, снимаются с производства или изымаются из реализации по решению главного государственного ветеринарного инспектора или его заместителя. Перевозка или перегон животных должны осуществляться по согласованным с органами государственного ветеринарного надзора маршрутам и с соблюдением требований по предупреждению возникновения и распространения болезней животных.

Статья 14. Охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств К ввозу в Российскую Федерацию допускаются здоровые животные, а также продукты животноводства, полученные от здоровых животных из благополучных по заразным болезням животных иностранных государств, с соблюдением требований ветеринарного законодательства Российской Федерации и условий, предусмотренных международными договорами с участием Российской Федерации. Центральные органы федеральной исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации и граждане закупают за рубежом и ввозят в Российскую Федерацию животных, продукты животноводства и корма с разрешения главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации. Для осуществления мероприятий по предупреждению заноса заразных болезней животных из иностранных государств на Государственной границе Российской Федерации Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (на железнодорожных и автомобильных вокзалах, станциях, в морских и речных портах, аэропортах, на аэродромах, открытых для международных сообщений, в иных специально оборудованных местах, где осуществляется пограничный контроль, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, продуктов животноводства и животных) и Министерством обороны Российской Федерации (на военно-морских базах, военных аэродромах, в других пунктах пропуска военных транспортных средств) организуются пограничные ветеринарные контрольные пункты. Перевозка животных, продуктов животноводства и кормов, пропуск военных транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации допускаются только в местах, где организуются пограничные ветеринарные контрольные пункты.

Статья 15. Заготовка, переработка, хранение, перевозка и реализация продуктов животноводства Продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.

Статья 16. Производство, внедрение и применение вакцин, других средств защиты животных от болезней Вакцины, другие средства защиты животных от болезней допускаются к производству, внедрению и применению на основании заключения Всероссийского государственного научно-исследовательского института контроля, стандартизации и сертификации ветеринарных препаратов о соответствии нормативно-технической документации на эти средства действующим ветеринарным правилам. Производство вакцин, других средств защиты животных от болезней организуется с учетом указанного требования и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Обязанности органов исполнительной власти и соответствующих органов управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации в случаях возникновения очагов заразных и массовых незаразных болезней животных В случаях возникновения очагов заразных и массовых незаразных болезней животных Советом Министров - Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления районов и городов по представлению соответствующих органов управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации вводятся карантин или другие ограничения, направленные на предупреждение распространения и ликвидацию очагов указанных болезней животных. Для оперативного руководства и координации деятельности предприятий, учреждений, организаций и граждан по предупреждению распространения и ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных органами исполнительной власти национально - государственных и административно-территориальных образований создаются в установленном порядке чрезвычайные противоэпизоотические комиссии. Должностные лица соответствующих органов управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации обеспечивают осуществление предусмотренных ветеринарным законодательством Российской Федерации специальных мероприятий по ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных.

Статья 18. Обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан - владельцев животных и производителей продуктов животноводства Ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей природной среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

Статья 19. Отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных При ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решению главного государственного ветеринарного инспектора могут быть отчуждены животные и изъяты продукты животноводства. Перечень болезней, при которых допускается отчуждение животных или изъятие продуктов животноводства, определяется главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации. Предприятия, учреждения, организации и граждане имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

5

РАЗДЕЛ V

ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ БОЛЕЗНЕЙ, ОБЩИХ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ, И ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЙ

Статья 20. Компетенция Государственной ветеринарной службы Российской Федерации в области защиты населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений Государственная ветеринарная служба Российской Федерации осуществляет ветеринарно-санитарную экспертизу продуктов животноводства, другие специальные мероприятия, направленные на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, а также от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства.

Статья 21. Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животноводства Мясо, мясные и другие продукты убоя животных, молоко, молочные продукты, яйца, иные продукты животноводства подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе с целью определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Организация и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, условия использования продуктов животноводства для пищевых целей в зависимости от результатов этой экспертизы определяются ветеринарными правилами, издаваемыми в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации. Указанные правила устанавливают ветеринарно-санитарные нормативы, которым должны соответствовать продукты животноводства, производимые предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, реализуемые ими, а также предприятиями торговли на рынках. Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя животных, молока, молочных продуктов, яиц, иных продуктов животноводства, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе. Порядок переработки и использования кожевенного, мехового и иного сырья животного происхождения определяется действующими ветеринарно- санитарными правилами.

Статья 22. Взаимодействие органов управления, учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации и Комитета Российской Федерации санитарно-эпидемиологического надзора Органы управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации и Комитета Российской Федерации санитарно - эпидемиологического надзора осуществляют в пределах своей компетенции постоянное взаимодействие по вопросам защиты населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений.

РАЗДЕЛ VI ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВЕТЕРИНАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 23. Ответственность за нарушение ветеринарного законодательства Российской Федерации Должностные лица и граждане, виновные в нарушении ветеринарного законодательства Российской Федерации, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Российской федерации. Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от обязанности возместить ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Основания и порядок применения органами государственного ветеринарного надзора мер административной ответственности за нарушения ветеринарного законодательства Российской Федерации.

1. Совершение должностными лицами и гражданами следующих нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации: отказ от проведения обязательных профилактических мероприятий (исследование, иммунизация животных) и нарушение сроков их проведения; нарушение правил карантина; несоблюдение действующих ветеринарных правил, направленных на обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства; несвоевременное или неполное проведение мероприятий по ликвидации очагов заразных болезней животных; производство и использование неблагополучных в ветеринарном отношении кормов, явившихся причиной возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных; невыполнение норм и правил по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств; нарушение ветеринарных правил при осуществлении международных (экспортных, импортных, транзитных) и внутренних перевозок животных, продуктов животноводства, других подконтрольных государственному ветеринарному надзору грузов всеми видами транспорта; реализация и использование продуктов животноводства, не подвергнутых ветеринарно-санитарной экспертизе; несоблюдение зоогигиенических и ветеринарно-санитарных требований при размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; несоблюдение ветеринарно-санитарных требований по сбору и утилизации сепараций в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, указанных в части третьей статьи 14 настоящего Закона; несоблюдение ветеринарно-санитарных правил при переработке и использовании кожевенного, мехового и иного сырья животного происхождения, при выпуске предприятиями продукции, не отвечающей ветеринарно- санитарным требованиям, - влечет наложение штрафа: на граждан - в размере до пятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда, на должностных лиц - до десятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда.
2. Дела о правонарушениях, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, рассматривают соответствующие органы государственного ветеринарного надзора. Рассматривать дела о правонарушениях и налагать следующие взыскания от имени соответствующих органов государственного ветеринарного надзора вправе: главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации - штраф на граждан в размере до пятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда, на должностных лиц - до десятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда; главные государственные ветеринарные инспектора республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга - штраф на граждан в размере до четырехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда, на должностных лиц - до девятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда; главные государственные ветеринарные инспектора районов и городов - штраф на граждан в размере до трехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда, на должностных лиц - до шестикратного установленного законом минимального размера оплаты труда. Должностными лицами соответствующих органов государственного ветеринарного надзора штраф может взиматься на месте: на рынках - за нарушение ветеринарно-санитарных правил торговли животными, продуктами животноводства, другими пищевыми продуктами; на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, автомобильных и иных дорогах, трассах перегона животных - за нарушение ветеринарных правил перевозки (перегона) животных и продуктов животноводства; на Государственной границе Российской Федерации - за нарушение действующих ветеринарных правил по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.

РАЗДЕЛ VII МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья 25. Международные договоры Если международным договором с участием Российской Федерации по вопросам животноводства, ветеринарии, импорта и экспорта животных и продуктов животноводства установлены иные правила, чем те , которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.

Президент Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

6

Да, к сожалению завочиков, требования ужесточаются. Для участия в выставке необходимо взять справку но это совершенно противоречит нашему законодательству ст.137 Гражданского кодекса РФ, пока я не встретила людей обратившихся в суд, за взысканием убытков, а жаль! Я люблю правду! Вот кому интересно:

"Госучреждение «Санкт-Петербургская городская станция по борьбе с болезнями животных» объявило о закупке носителей информации (микрочипов) для электронной идентификации животных. Их будут внедрять в собак, кошек, экзотических животных, птиц и т.д.

Микрочип (имплантант) – миниатюрное, свободное от батареи пассивное устройство – должен иметь минимальный размер (не более 12 на 2 мм), а катушка индуктивности будет заключена в капсулу из биоорганического стекла. Каждый чип должен находится в шприце в стерильной упаковке, пишет "Фонтанка.ру".

В комплект также входит наклейки со штрих-кодом для вклейки в документы на животное.

На покупку 1630 чипов из городского бюджета выделено 498 тысяч рублей, то есть каждое устройство обойдется примерно в 300 рублей. Чипирование необходимо для вывоза животного за рубеж, участия в некоторых конкурсах и ряде других случаев.

Электронная идентификация животных существует в мире более двадцати лет. Практически вся Европа чипирует домашних животных, это стало нормой так же, как и вакцинация против бешенства (чипирование животного совмещается с первой вакцинацией против бешенства), пишет konoplev.net.

Кроме того, во многих странах мира на базе чипирования животных уже созданы системы контроля и мониторинга. В ветеринарных клиниках истории болезни и профилактических мероприятий для каждого животного имеют номера, соответствующие номеру микрочипа.

Для участия в выставках обязательным требованием является наличие у животного микрочипа (номер которого занесён и в родословную). Чип незаменим для исследовательской работы, поскольку помогает идентифицировать любое животное."

Хотя согласно со ст.137 Гражданского кодекса РФ, к животным применяются общие правила об имуществе. То есть любое животное является имуществом, принадлежащим на праве собственности,как телевизор или машина. Соответственно, любые отношения, связанные с имуществом,регулируются гражданским законодательством.

В соответствии с п.1.ст.35 Конституции РФ и ст. 1 Гражданского кодекса РФ, право частной собственности сохраняется законом. Гражданские права могут бытьограничены только на основании федерального закона.Поскольку п.1.ст.1 Гражданского кодекса РФ говорит о неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственном осуществлении гражданских прав и судебной защите, толюбые ограничения, связанные с животными, в т. ч. собаками и кошками, возможнылишь при изменении гражданского законодательства.В соответствии с п. 14 ст. 71 Конституции РФ, Гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Таким образом, существующее ограничение, а именно: при участии в выставке наличие у владельца (собственника)
на его имущество (собаку или кошку) ветеринарной справки № 4 - не имеет правового основания. Изданные Управлением ветеринарии распоряжения, содержащие это ограничение прав собственников
имущества, не имеют юридической силы и не подлежат исполнению.

Владелец собаки или кошки, записывая для участия в выставке свою собаку или кошку, по сути, изъявляет желание продемонстрировать на выставке свое имущество. При этом владелец имущества (собаки или кошки) заключает гражданско-правовой договор с организатором выставки. Тем самым он реализует свое конституционное право по осуществлению своих гражданских прав по собственной воле и в своем интересе.
В данном случае демонстрация на выставке владельцем своей собаки или кошки является частным делом собственника в отношении своего имущества. Поэтому требования ветеринарных врачей государственного ветеринарного учреждения об обязательном оформлении ветеринарной справки формы № 4 противозаконны.

Ссылки ветеринарных врачей на обеспечение эпизоотического благополучия при оформлении ветеринарных справок формы № 4 не имеет правового обоснования, так как ветеринарная справка формы № 4 никак не гарантирует этого эпизоотического благополучия, а является лишь незаконным взиманием денежных средств с владельцев животных (собственников имущества).

Владельцы животных не обязаны оформлять ветеринарные справки формы № 4 на своих животных и могут обращаться в правоохранительные органы для привлечения должностных лиц государственной ветеринарной службы к установленной законом ответственности.

Юрист С. Миролюбова

Кто будет первым по оспариванию требований проведения выставок?????,,,,,,,,

«Почему ветеринары не продают без чипирования животных ветеринарные сопроводительные документы?»

Что же произошло? Заветное слово ИНДЕНТИФИКАЦИЯ, которое увидели ветеринары в новых Правилах организации по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Минсельхозом РФ 16.11.2006 за № 422 (далее попросту Правила).

Забегая вперед, скажем, что если прочитать Правила слева направо, справа налево, сверху вниз, задом наперед и т.п. Вы не найдете ни слова о том, что животных должны чипировать.

Читаем правила. Написаны они на русском языке и если люди обладают хоть дюймом интеллекта, то написанные положения будут им понятны. Но, к сожалению, интеллект обошел стороной главных городских ветеринаров.

Пункт 1.2 Правил гласит: ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.

Внимание! Читаем: «ветеринарные сопроводительные документы, … позволяющие идентифицировать груз…».

Далее, в пункте 1.3 Правил тоже только про груз: «Партии грузов, перечисленных в Приложении № 19 к настоящим правилам, должны сопровождаться…». В приложении № 19 по русски, не по-китайски, написано: «Перечень грузов, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами. В графе ветеринарный сопроводительный документ указано ветеринарное свидетельство ф. № 1, ветеринарная справка ф. № 4; в графе вид груза указано – 1.1. животные».

Вчитываемся в приложение № 4 к Правилам. Может быть, здесь мы увидим хоть что-то, что оправдает действия ветеринаров. Увы, нет.

В самом бланке и корешке ветеринарной справки ф. № 4 черным по белому написано, что требуется указать, а именно: наименование и адрес получателя груза, для чего везут груз – доращивания, откорма, убоя, реализации, хранения, переработки.

Хотелось бы узнать у господ ветеринаров, если гражданин едет с собакой на выставку или отдых? Кто я в л я е т с я получателем - организатор, эксперт выставки или собственник, служащий отеля? А если гражданин собирается жить в палатке? Думаю, что все догадались, что ответят главные «по тарелочкам»: «Конечно палатка, она и будет получателем «груза»».

Владельцы, любящие и не очень любящие своих животных, содрогнулись, прочитав, для чего оказывается, они должны перевозить своих любимцев. Откорм, доращивание и убой. Это три зловещих слова, которые не дадут им спать в ближайшее время.

Наконец мы прочитали весь бланк ветеринарной справки, где в особых отметках указываются: номера ветеринарных клейм, номера и клички животных.

Нигде нет слов «ЧИП» и «Чипирование» и даже места, куда бы это можно было впихнуть.

Почему крайними по чипированию оказались собаки? Как ветеринары будут чипировать рыбок и паучков?

А еще интересно, кто будет считывать чип в поезде или самолете? Наверное, проводник или стюардесса. Представьте себе ситуацию, что железнодорожники и летчики тоже сошли с ума, как ветеринары и снабдили всех проводников и стюардесс считывающими устройствами (тут главное закупить все виды сразу, чтобы подошло для всех видов чипов), а информация с чипа почему-то не считывается. Всякое может быть. Все! Человек и вся его семья с домашним любимцем никуда не полетит и не поедет.

Это как надо ненавидеть тех людей, которые содержат дома животных, чтобы все это придумать, причем абсолютно незаконно.

Что больше движет городскими ветеринарами ненависть к людям и животным или алчность к деньгам?

Владелец животного помни: «Если нет закона, который обязывает чипировать животное, то чипировать животное ты не обязан».

Ну, зачипировали мы своих собак и кошек и что дальше? Кому это надо и что это дает? Где гарантия, что этот чип считают другие устройства и что все-таки чип не вреден для здоровья животного и через 5 лет не разовьется раковая опухоль?

Ответы просты. Это надо исключительно ветеринарам, чтобы содрать с людей как можно больше денег. Если животное потеряется, то гарантий что человек, который его найдет, поведет считывать чип (куда вести он может не знать, как впрочем, и о том, что есть какие-то чипы) и он считается, нет. Информация в чипе закладывается одна, но жизнь не стоит на месте - меняются хозяева собак, их адреса, телефоны и фамилии, как найти хозяина после всех этих перемен, вопрос открытый. Кроме того, Положение РКФ предусматривает клеймение, а не чипирование.

Аргументы ветеринаров «железные»: поможет найти хозяина, внесение в базу данных и страны Европы запретят ввозить собак! Но так ли это? Нет, не так.

Запретить могут только в нашей стране и то только отдельные чиновники, причем незаконно, а не в Европе. Любые документы других стран, запрещающие ввоз к ним наших животных должны быть ратифицированы Правительством России. Такого документа на сегодняшний день, также как и запрета нет.

Поскольку нет закона СПб, то никакой единой базы данных животных нет, и не будет, все это фикция, придуманная ветеринарами для того, чтобы выкачать из владельцев животных деньги. Лозунг, видно, у них один: «Если имеешь животное, значит, богатый и должен платить».

К примеру: семья под Кингисеппом нашла собаку. Взять с собой ее не могли, так как в машине сидел свой не очень дружелюбный кобель. Что им делать с найденной собакой? Хозяева были найдены несколько минут спустя благодаря тому, что на ошейнике собаки была капсула с телефонами. Через 30 минут хозяева забрали собаку, убежавшую за 60 км.

Или человек нашел ротвейлера в СПб. Как обыкновенный человек или даже собачник повезет ротвейлера (а главное - куда везти?) считывать чип? Думается, что при попытке посадить его в автобус все и закончится.

Что может быстро помочь найти ее хозяина? Только капсула с телефоном, которую необходимо прикрепить на ошейнике собаки или телефон, написанный на собаке путем клеймения! Это облегчит задачу всем. И тем, кто нашел, и тем, кто ищет.

Интересно было бы узнать мотивацию ветеринаров, а точнее, как их скудоумный мозг объясняет требование у владельца собаки или кошки ветеринарной справки, когда владелец с животным пришел на выставку пешком (никто никуда никого не перевозил)? Почему с тех владельцев, которые выставляют своих животных, они требуют ветеринарные справки или деньги за осмотр, а с тех, кто просто пришел на выставку, и водит свое животное между рингами – не требует? Разница только в том, что одно животное выставляется, а другое – нет.

Как видно из новых Правил, ветеринарные сопроводительные документы должны выдаваться исключительно на грузы, к которым относятся сельскохозяйственные животные, которых перевозят для откорма, доращивания, убоя и реализации.

Ветеринарные справки ф. № 4 и ветеринарные свидетельства ф. № 1 не должны оформляться на домашних животных.

В статьях 784, 785 Гражданского кодекса России написано: перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение грузов лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Перевозчик - это предприниматель или фирма, которые доставляют груз или людей из одного места в другое.

Наконец-то! Стало понятно, кто должен являться получателем груза, и должен быть указан в вет.справке или вет.свидетельстве.

Является ли собака, кошка или иное животное, которое владелец везет на выставку, дачу, отдых или просто берет с собой в дорогу грузом? Нет, не является.

Что такое груз? Это товар, находящийся в перевозке.

Является ли собака, кошка или иное животное, которое владелец везет на выставку, дачу, отдых или просто берет с собой в дорогу, товаром? Нет, не является.

К животным применяются общие правила об имуществе (137 ст. гражданского законодательства).

В данных случаях животные будут просто вещью, как чемодан или носовой платок, принадлежащей человеку. Животное будет чем угодно, но не грузом.

Человек, которому принадлежит животное, как с ним уехал, так с ним и приедет обратно. Поэтому никакого наименования и адреса получателя быть просто не может.

Владелец собаки, кошки или иного животного, который едет с ним на выставку, дачу, отдых или просто берет с собой в дорогу, не является перевозчиком, а сам факт того, что животное едет с ним - по закону не является перевозкой груза.

Вывод сделает любой грамотный человек: деятельность городских ветеринаров по навязыванию владельцам животных ветеринарных свидетельств ф. № 1 и ветеринарных справок ф. № 4 – незаконна ни на платной, ни на бесплатной основе.

Очень странно, что орда юристов, которые работают у городских ветеринаров, не умеют даже читать.

Действия ветеринаров по спасению человечества, конечно, очень смешны и потешны. Человек с туберкулезом едет куда угодно, причем находится исключительно рядом с другими людьми и ничего, а у здоровой собаки или кошки, которую хозяин берет с собой на отдых, ветеринары пытаются найти что-то такое «опасное» для человечества. При этом человека обвинили бы, наверное, в совершении биологической диверсии, не меньше.

Спрашивается, зачем человеку держать дома рядом с детьми бешеную собаку или куда-то ее везти? Конечно, все нормальные люди (кроме ветеринаров) понимают, что хозяйские собаки и кошки все здоровые, в здоровье домашнего любимца ничего не поменяется за те 5 дней, которые он проживет без справки от одной выставки до другой и, что незаконная деятельность ветеринаров как-то затянулась и вообще то всем уже изрядно надоела.

Весь Интернет пестрит практикой арбитражных судов с одними и теми же решениями, определениями, в которых говорится о том, что оформление ветеринарных сопроводительных документов государственными ветеринарами за деньги – незаконно. Предприниматели взыскивают обратно с ветеринаров деньги, которые они заплатили за ветеринарные документы.

Владельцам животных, у которых не осталось чеков за оплату ветеринарных свидетельств и справок, расстраиваться не стоит. Ветеринары обязаны хранить корешки ветеринарных документов и бухгалтерские отчеты не менее 3-х лет, поэтому в суде можно затребовать их в виде доказательств и, не имея чеков, взыскать обратно с ветеринаров деньги. В принципе даже за иск не надо платить, потому что это обман потребителя, а потребители подают иски, не уплачивая государственной пошлины.

Владельцы животных, а их в городе не менее 400 000 тысяч при подаче исков в районные суды могут парализовать работу судейской системы, потому что судам придется несколько лет заниматься только этим.

Городским ветеринарам стоит об этом задуматься, что ждет их после этого…

А вот ответ от Представитель гос. вет. службы -
Прежде всего, ветеринарные свидетельства не продаются. Городские и районные станции по борьбе с болезнями животных взимают при выдаче этих документов плату согласно утвержденным свыше прейскурантам, в которых прописано, скорее всего, некое действо как дополнительная услуга, например клинический осмотр. Ветеринарные документы, выдаваемые на живых животных специалистами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) ветеринарные свидетельства, а точнее теперь ветеринарные сертификаты форма 6-1 и ветеринарные сертификаты формы 5-а при вывозе за границу оформляются совершенно бесплатно. Такая разница объясняется тем, что инспектора Россельхознадзора государственные служащие и по закону О Госслужбе никакие деньги за свои манипуляции они взимать не имеют права. Далее, ветеринарная справка форма № 4 выдается на объекты (если уж Вам не нравится слово грузы) совершающие перемещения в пределах района (города) и транспортным документом на животных обычно не являются. Как правило, животных перевозят по ветеринарным документам за пределы города, а то и субъекта РФ и ветеринарным документом для их перевозки будет ветсвидетельство форма №1. Правомочность требования справок формы № 4 при перемещении животных внутри одного района, при участии в соревнованиях, выставках, смене конюшни или хозяина спорна. Отказ от применения ветеринарных свидетельств при перевозках за пределы субъекта федерации для животных категории PET потенциально возможен, как принято это например в странах Евросоюза, но для этого необходимо законодательное согласование с руководством надзорных органов в Москве. Лошадь (даже самая разлюбимая) скорее всего в эту группу не попадет. Дело в том, что ветеринарное свидетельство единственный государственный документ среди всех возможных транспортных (паспорта разного рода, племенные и породные свидетельства, справки о проведенных ветеринарных манипуляциях) который подтверждает благополучие местности откуда вышло животное. А это уже право субъекта, стоять на страже своей территории. Термин грузы, если Вам интересно, попал в документы, зарегистрированные Минюстом скорее по привычке - раньше применяли высказывание "подконтрольные ветнадзору грузы". Теперь мы сами от этого страдаем, поскольку разногласия в терминологии возникли не только с владельцами животных, но и с государственными структурами (таможенным комитетом или Роспотребнадзором например). Требование обязательного чипирования животных с правовой точки зрения безосновательно, даже если оно опирается на какие-либо местные приказы, инструкции, указания. Это может проводиться только в добровольном порядке, и владельцы животных сознательно идут на это по разным причинам. Так у нас чипирование началось с зоопарковых животных перевозимых по экспорту-импорту. Таково было требования зарубежных сторон. Затем чипировать своих любимцев стали собаководы, регулярно выезжающие за рубеж на выставки и вязки. Так им было удобнее в Европе. Чипирование как дополнительная услуга предлагалось страховыми компаниями для идентификации животных при наступлении страхового случая. Когда наши районные ветврачи объявили об обязательном чипировании лошадей, мы отнеслись к этому спокойно. Наш начкон проконсультировался во ВНИИКе, где ему сказали, что поскольку нет единой базы (как Вы и говорили) то вещь абсолютно бессмысленная. Чтобы выполнить требования по идентификации всех лошадей на нашей конюшне (и моего чистокровного Рыжего) протаврили холодным методом. На это никто из ветслужбы (даже областной) возразить не посмел. Хотели идентификацию - получите и отвяжитесь. Интересно было-бы узнать как подобные проблемы решаются в других регионах, почитать документы, на которые ссылаются веты отказываясь оформлять ветсвидетельства на нечипированных животных.

7

Приказ Минсельхоза РФ от 16 ноября 2006 г. N 422

http://www.6pl.ru/dogovor/pMsh_422.htm

Россельхознадзор / Нормативные документы
федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
ссылка:
http://www.fsvps.ru/fsvps/laws/378.html

8

О порядке оформления ветеринарного свидетельства по форме №1

http://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/laws/ … 2-7975.pdf

9

Закон?)) не смешите меня. У нас халява процветает. Прав Д. Соло "Разруха начинается с воровства, а воровство начинается с халявы"  Никто не хочет нормально работать!


Вы здесь » ЗООМИР и не только о нем » Юридические вопросы » Закон РФ "О ветеринарии"