Вступление.
Прежде, чем говорить об искусстве ОЭ, зародившемся в Италии в эпоху Ренессанса, давайте признаемся себе прямо: ни рыцари, ни катафрактарии, ни скифы, ни монголы даже - не умели ездить верхом. "Железо" кельтов ничем не отличается от ханьского, а казацкое - от пиренейского. Основной задачей всадника на протяжении столь долгого времени было доехать, по возможности не свалившись, до пункта назначения и кого-нибудь зарубить-затоптать на пути. Лошадь управлялась исключительно болью, при помощи конструкции головных ремней, исключающей попытку всякого (ну почти всякого) сопротивления. О таких тонкостях как управление аллюрами лошади, простейшей растемповки, сбора - никто из боэмундов таренских, аттилл, чингисханов - не имел ни малейшего понятия. Еще теплилась в средневековом Китае искорка понимания лошади, в даосизме, но даосы не были профессиональными лошадниками и не могли донести свои мысли до китайских конников того времени.
Интеллект, богатейший духовный мир лошади - не интересовал никого.
Единственное, чем "прославилась" средневековая Европа в отношении лошади - это изобретением все более и более затеистых мундштуков (железу я думаю посвятить отдельный пост в рассказе о конном спорте), в результате чего одним движением повода можно было сломать лошади нижнюю челюсть и, по сути, обречь животное на мучительную смерть от голода.
Конница, так блистательно описанная "военными историками" 19 и 20 века НИКОГДА не выигрывала у пехоты, за исключением тех случаев, когда для противника лошади были в диковинку. Единственно успешное выступление конницы - это выступление конквистадоров против древних американских царств - ацтеков и инков. В остальных случаях все эти закованные в железо рыцари, всадники хун-ну и прочие катафрактарии были годны разве что на грабеж мирного населения.
Поскольку лошадь управлялась болью от железа, пехотинцу достаточно было схватиться за мундштук или перерубить повод, чтобы всадник потерял управление и либо был насильно спешен, либо,что называется "разнесен" собственным конем на галопе. Собственно поэтому, к моменту появления наиболее полных "максимилиановских" доспехов, мундштуки щетинились шипами, мешавшими ухватить их с земли, а поводья усиливались приклепанными полосами железа.
Еще одним средством заставить идти в бой отчаянно не желающую лошадь, были шпоры - от хуннских "колышков" до готических граненых кинжалов с длиной рабочей части до 15 см. И эти кинжалы, согласно хроникам, "втыкались под брюхо лошадям". Учитывая то, что боевому коню ("дестрьеру") при этом приходилось тащить на себе закованного в броню и не имеющего понятия о балансе всадника весом за центнер + собственный и совершенно бесполезный лошадиный доспех, учитывая, насколько дорого обходилась частая смена дестрьеров, которые по сути, были "мясом" на один-два боя или турнира, легко представить себе неизбежный крах рыцарской конницы в эпоху "осени средневековья".
Вот тут и грянуло Возрождение. Вот тут начинается история Школы.