Что объединяло математика Вайерштрасса, химика и натур-философа Оствальда, профессора Пастеровского института Безредку, палеонтолога Циглера и драматурга Метерлинка? Что наэлектризовало научный мир Европы начала ХХ века и стало мишенью хоть парижских и берлинских газет, хоть и самых глухих провинциальных листков? Весь научный мир следил за экспериментами немецкого поместья Эльберфельд, где ювелир Карл Кралль демонстрировал всем желающим своих питомцев, умеющих решать уравнения, преобразовывать выражения и извлекать корни.
- Корень пятой степени из 147 008 443?
43... четких ударов копытом по специальной доске.
Арабские жеребцы - Мухаммед и Цариф. Рысак Клюге Ганс. Слепая лошадь Берто и пони Генсхен. Они не только умели решать задачи с дробями, не только извлекали корни, складывали и перемножали числа, но и могли ответить на вопрос, сколько человек в комнате, какой сегодня день, который час на показанных им часах, безукоризненно точно отбивая ответ ударами копыт.
- Мухамед, прижизненное фото.
Феликс Кляйн говорил что различие в умственных способностях Канта, Ламарка - и первобытного человека значительно больше, чем между интеллектом последнего и умных млекопитающих.
Карл Кралль и хозяин Клюге Генса Вильгельм фон-Остен, впрочем, не считали способности своих лошадей чем-то из ряда вон выдающимся, признавая их способности свойственными любой лошади вне завистмости от породы и возраста - так, слепота не мешала коню Берто решать задачи, так же выстукивая ответы копытцем.
Слово очевидца:
проф. Клапареда: «После ознакомления его с различными общими идеями, такими как лево, право, верх, низ и так далее, хозяин начал обучать его арифметике интуитивным методом. Ганса подвели к столу, на котором были поставлена сначала одна, затем две, а затем несколько небольших кеглей. Фон Остен, стоя на коленях возле Ганса, произносил соответствующие числа, в то же время заставляя его стучать копытом столько раз, сколько кегель было на столе. Затем кегли были заменены написанными на доске цифрами. Результаты были поразительными. Лошадь была способна не только считать (то есть столько раз ударять копытом, сколько ее просили), но также самостоятельно выполнять настоящие вычисления, решать простые задачки…
Но Ганс мог делать больше, чем простые сложения: он знал, как читать; он был музыкантом, отличающим гармоничные и диссонансные аккорды. Он также имел экстраординарную память: он мог сообщить число каждого дня текущей недели. Короче говоря, он выполнял все задания, которые может выполнить способный четырнадцатилетний школьник».
М.Метерлинк, драматург: "Мы вместе прошли по улицам и вдоль суетливых пристаней Эльберфельда к конюшне, расположенной в нескольких сотнях шагов от магазина. Лошади прогуливались во дворе под тенью липы. Их было четверо: Мухаммед, самый умный и наиболее одаренный из всех, великий математик этой команды; его двойник – Цариф, немного хуже успевающий, менее послушный и умелый, и в то же время более капризный, непостоянный, способный время от времени на приводящие в замешательство выходки; следующий – Гансик /Hanschen/, маленький шотландский пони, вряд ли крупнее собаки-ньюфаундленда, «проказник» этого табунчика, всегда дрожащий от возбуждения, шаловливый, ветреный, непостоянный и вспыльчивый, но постоянно готовый моментально решить для вас самые сложные сложения и умножения, яростно царапая ответ копытом; и, наконец – пухленький и безмятежный Берто /Berto/, внушительный черный жеребец, совершенно слепой и лишенный обоняния. Он был в обучении всего несколько месяцев и всё ещё находится, так сказать, в подготовительной группе, но уже делает – несколько неуклюже, но с большим благодушием и добросовестностью – несложные сложения и вычитания, почти такие же, как и многие дети сходного возраста."