Выделенные статьи, в конце данной, можно прочитать в оригинале.
http://www.dal.by/news/174/06-12-17-37/
Армия Крайова. Трагедия противостояния
В мировой истории всегда встречаются такие случаи, однозначную оценку которым дать нельзя, всегда найдутся так называемые черно-белые пятна.
Одной из таких неудобных и неоднозначных страниц нашей истории является тема полонизации Беларуси и боевые действия "Армии Крайовой" на оккупированной фашистами территории нашей страны.
Недавнее интервью Игоря Марзалюка, депутата Палаты представителей, в котором он высказал мнение о том, что для построения нормальных межгосударственных отношений Польша должна извиниться перед Беларусью за свои исторические грехи, вызвало небывалый ажиотаж в среде "пламенных патриотов" и либерально-оппозиционных поклонников Польши.
Мол, пусть вначале Россия покается, мол не нам Польше указывать, мол благодаря Польше мы хорошо жили и вообще поляки ведь и обидеться могут... Реакция, прямо скажем, не вполне адекватная, особенно если учесть, что сама Польша очень часто вспоминает Катынь, за которую перед ней давно извинились. Так почему же другие государства не имеют права вспомнить о тех весьма неоднозначных событиях, которые имели место быть на их территории благодаря Польше?
Историческая память не может быть избирательной, она является фрагментом реальности. Сложность заключается в том, что то или иное событие можно рассматривать с разных точек зрения. Однако эта точка зрения должна быть объективной. Поляки считают, что белорусская земля исконно польская и что белорусы больше пострадали от советов а не от попыток полонизации. Солдаты АК, согласно польским реалиям - это герои, памяти которых непризнанный властями Беларуси Союз поляков, даже организовывал в Гродно выставку.
Итак, как говорилось выше, историю нельзя переписать, тем более улучшить или ухудшить. Ее надо принимать такой, какая она есть. Истина никогда не бывает на поверхности, ее необходимо искать посередине. Сегодня наши соседи за Бугом интенсивно реабилитируют участников "Армии Крайовой". Известно, что это была подпольная воинская организация, которая действовала в 1942-1945 годах на оккупированной фашистами территории Польши и части территории СССР (Украине, Беларуси и Литвы).
Подчинялась она польскому эмигрантскому правительству в Лондоне. Деятельность АК строилась на теории "двух врагов" - Германии и СССР, накоплении оружия, боеприпасов, формировании широкой сети подпольных организаций, скрытых резервов, создании разведки и военном обучении. Все это было необходимо для того, чтобы в случае краха режима Гитлера "Армия Крайова" смогла бы обеспечить приход к власти эмигрантского правительства с восстановлением порядков и границ довоенной Польши 1939 года.
Впрочем, не все шло так гладко как хотелось бы. Украинские националисты также претендовали на территории, которые считали "своими". Приходилось сотрудничать с советскими белорусскими партизанами, что не мешало АКовцам занимать в северных областях Беларуси (и не только) откровенно неприязненную позицию по отношению к партизанам, выступая против них вкупе с немецкими карательными частями.
Подразделениями "АК" командовали кадровые офицеры войска Польского, представлявшие эмигрантское правительство в Великобритании. К примеру, соединением "Север" в Гродненской области руководил поручик Ян по прозвищу "Крыся". Под его руководством истреблялись партизаны (в отдельных случаях вместе с семьями, так у партизана Симановича была расстреляна вся семья, а дочь заживо сожжена). Также из известных случаев в марте 1944 года под руководством "Крыси" было убито 19 цыган, в том числе и детей в возрасте от 2 до 4 лет. В августе 1944 "Крыся" с боевиками АК совершил нападение на военную автомашину и убил 7 советских военнослужащих, в том числе Героя Советского Союза майора Канарчика, которого АКовцы после убийства облили бензином и сожгли.
Немудрено, что в начале 1944 года некоторые группы польских националистов были партизанами разоружены, ибо к тому времени убийства и насилие со стороны АК приняли угрожающий характер. По формам своей деятельности АКовцы приблизились к тем же оуновцам и бандеровцам, крайне националистические позиции и террористические методы которых, в недавнем прошлом осуждали сами боевики АК (справедливости ради, стоит отметить, что и среди АКовцев были те, кто искренне ненавидел фашизм и с симпатией относился к героическим усилиям советского народа в борьбе с ним).
Усиление тенденции к конфронтации АК с советскими партизанскими отрядами и прямого использования ее возможностей в антисоветских целях, произошло после разрыва отношений между СССР и польским эмигрантским правительством в апреле 1943 года. Уже в октябре 1943 года командование "Армии Крайовой" утвердило план операции "Буря", который предусматривал захват территории Западной Украины, Западной Беларуси и Виленщины в момент отступления немецко-фашистских войск.
После того, как значительное количество отрядов АК было разоружено советским партизанами, некоторые из формирований избежавших разоружения стали на путь соглашательства с немцами, получили от них оружие и начали борьбу с советским партизанами. На "боевом" счету этих польских националистов немало убитых советских партизан и мирных жителей. Так, один из командиров польского отряда АК Адольф Пильха в своей книге воспоминаний сообщал, что с декабря 1943 по июль 1944 года только Столбцовское соединение АК уничтожило около шести тысяч советских людей.
После провала операции "Острая брама", план которой состоял в захвате города Вильнюса, дабы "стать в нем полновластными хозяевами" до прихода Красной Армии, верхушка АКовского командования была арестована, а всем другим было приказано сдать оружие и возвращаться к месту жительства. Однако большинство боевиков Армии Крайовой осталось в белорусских лесах и это имело тяжелые последствия для местного населения.
Подразделения АК на освобожденной белорусской земле развернули самый настоящий террор и многочисленные диверсии, нападали на военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, простых граждан и активистов, поджигали общественные здания, грабили магазины и склады. Бандиты люто расправлялись с жителями западных районов Беларуси, расстреливали и пытали советских активистов, учителей и врачей, крестьян. За 1944-1947 годы бандгруппами АК было совершено 575 террористических актов, 39 диверсий, 252 нападения на государственные учреждения и предприятия.
От рук польских националистов погибло 96 работников МВД-МГБ, 25 офицеров и 82 сержанта, рядовых войск МВД и Советской Армии, 290 человек партийно-советского актива, 1031 граждан, 166 человек получили ранения, 37 человек были уведены бандитами. В состав действовавших банд входили не только АКовцы, но и дезертиры, уголовники, бывшие полицейские, то есть все те, кому нормализация послевоенной жизни на белорусской земле была не по нраву...
Все эти примеры не для того, чтобы бросить тень на белорусско-польские отношения или очернить тех поляков, которые боролись против гитлеровских захватчиков, а для того, чтобы еще раз напомнить, что не все АКовцы были последовательными борцами с Гитлером, а потому, прежде чем реабилитировать их "боевую" деятельность, необходимо хорошо подумать, а не станет ли это плевком в душу белорусам белостокских земель? Как правильно заметил Игорь Марзалюк: "Мы призываем к элементарной справедливости. Элементарно. Нужно сказать: "Простите нас"".
Польша глазами украинца
Какие земли Польша может забрать у Украины?
Как воевала Польша
Какой стала Польша после вступления в ЕС
Польша пытается строить империю?
Источник
Отредактировано Zlata (11-12-2017 05:54:54)