Старинные русские меры объёма.
https://zen.yandex.ru/media/haknem_shko … icle=false
Текст,ФОТОГРАФИИ.
Хакнем Школа
Ведро, бочка, чеТушка, шкалик, штоф, ушат — сколько это? Старинные русские меры объëма
#хакнем_математика 👈 рубрика, содержащая интересный, познавательный контент по математике как для школьников, так и для взрослых 🥳
Цикл статей «Старинные русские меры»
Меры объёма жидкостей и сыпучих тел
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Продолжаем тему старорусских мер, в прошлой статье (ссылка) мы говорили о мерах длины (сажень, аршин, локоть, верста, вершок). В этой статье поговорим о мерах объёма.
С древних времён люди измеряли объём жидких тел (масло, мёд, вино, молоко) и сыпучих тел (зерно, мука и т.п.) особыми сосудами.
МЕРЫ ЖИДКИХ ТЕЛ («ВИННЫЕ МЕРЫ»)
Основной русской мерой объёма жидкостей было ведро.
Ведро = 1/40 бочки = 10 штофов (кружек) = 100 чарок = 200 шкаликов = 12,299 л.
Ведро могло быть железное, деревянное или даже кожаное, преимущественно цилиндрической формы, с ушками или дужкой для ношения. В обиходе, два ведра на коромысле должны быть в "подъём женщине".
Художник Щрилёв Михаил Николаевич "Русь", листайте вправо
Бочка
Бочка, как мера жидкостей, применялась в основном в торговле с иностранцами. Материал для изготовления бочки выбирали в зависимости от её назначения: из дуба — для пива и растительных масел, из ели — под воду, из липы — для молока и мёда. Интересно, что бочки использовали даже для стирки белья.
Бочка, листайте вправо
Бочка = 40 ведрам = 491,976 л.
Корчага
Представляла собой большой глиняный (или чугунный) горшок или большая кринка с 2-мя вертикальными ручками. Использовали её для хранения различных пищевых продуктов и напитков (зерна, молока).
1 корчага = 2 ведра
Штоф — использовалась для измерения вино-водочных напитков. Изготавливались из зелёного стекла и имели четырёхгранную форму с коротким горлышком, которое закрывалось пробкой.
1 штоф (кружка) = 1/10 ведра = 10 чаркам = 20 шкаликам = 1,2299 л.
Корчага
Мера "бутылка" появилась в России при Петре I.
1 винная бутылка = 1/16 ведра = 3 стаканам (примерно 0,77 л)
1 водочная (пивная) бутылка = 1/20 ведра = 5 чаркам = 0,6 л
Поскольку в ведре вмещалось 20 бутылок (2 0 × 0,6 = 12 л), а в торговле счёт шёл на вёдра, то ящик до сих пор вмещает 20 бутылок.
1 четушка (или пятидесятка) = 1/50 ведра = 245,98 мл
Своё название четушка берёт от пары чарок (чета), которые и вмещала.
1 шкалик = 1/200 ведра = 61,5 мл
1 чарка = 1/100 ведра = 2 шкаликам = 122,99 мл
Чарка
В житейском обиходе и в торговле употребляли разнообразные хозяйственные сосуды, например такие:
Кожаный мешок (бурдюк) = до 60 л
Ушат — посудина высотой 30-35 см, диаметр 40 см, объём 2 ведра (или 22-25 л)
Короб — из цельных кусков луба, сшитых полосами лыка. Донце и верхняя крышка — из досок. Размеры — от небольших коробушек до больших "комодов"
Лубяной короб
Балакирь — долблёная деревянная посудина, объёмом в ¼ — 1/5 ведра
Для хранения молока была мерные ёмкости представляли собой разные глиняные горшки, подойники, крынки, кувшины, туеса, которые вмещали от 3 до 5 л. Сметану, простоквашу и сливки хранили в ёмкостях, называемых махотки, ставцы, туески.
Крынки (кринки)
Моё детство (летние каникулы) прошло в деревне, где у нашей семьи был деревенский дом, доставшийся от бабушки. И я помню, что у нас были в обиходе старинные горшки, чугуны, (в них готовили суп и картошку в русской печи), а ещё были крынки (кринки), в которых соседская бабушка приносила нам молоко от своей коровы.
МЕРЫ СЫПУЧИХ ТЕЛ («ХЛЕБНЫЕ МЕРЫ»)
В Киевской Руси мерой зерна была кадка (кадь или оков), вмещавшая 14 пудов ржи (839,69 л или примерно 229,32 кг).
Кадка
Замечу, что 1 пуд = 16,38 кг.
В XVII в. основной мерой становится четверть, вмещавшая около 6 пудов ржи. В первой половине XIX в. Была установлена следующая система сыпучих мер:
Четверть = 8 четверикам = 2 осьминам = 4 полуосьминам = 64 гарнцам = 209,912 л.
Осьмина = 4 четверикам = 104,95 л (примерно 1 ¾ пуда ржи или 28,665 кг)
Четверик = 1/8 четверти = 8 гарнцам = 26,2387 л.
Гарнец = ¼ ведра = 1/8 четверика = 12 стаканам = 3,2798 л.
Ну и в заключение приведу примеры пословиц и поговорок с мерами объёма, хотя до наших дней их дошло совсем немного, а может быть просто их использовали не часто.
Чарка вина прибавит ума, а вторая да третья сводят с ума.
Вёдрами ветра не смеряешь, солнца в мешок не поймаешь.
Велик воин за стаканом вина.
У кого половник, у того и навар.
Грех с орех, ядро с ведро.
Мерять ветер не станет ведер.
*************************************************
https://zen.yandex.ru/media/novgorodski … 6bc3af1256
Текст, рисунки и фотографии.
Новгородский строитель
Крыша русской избы или терема: охлупень, слега, курица, причелина и прочее
При описании старинных русских домов - от изб до дворцов - мы часто встречаем слова, которые кажутся странными и не всегда понятными. Давайте немного разберемся в терминологии старых построек. Поскольку терминов очень много, начнем с крыши.
Если пояснять значения приведенных на иллюстрации терминов, то в первую очередь хочется выделить названия из "животного мира" - курица, бык, а также конек (на рисунке не указан). Под курицей в данном случае понимается отнюдь не птица, а нижняя часть длинной жерди с естественным загибом на конце. Этот загиб подтесывали, добиваясь примерно одинаковой формы для всех элементов. "Курицы" поддерживали водосточный желоб - долбленое бревно, уложенное с небольшим уклоном в одну сторону, оно называлось поток или водоточник. Фактически, курицы с водоточником - это аналог современной водосточной системы.
"Быками" называли - и называют до сих пор массивные опоры мостов, других поднятых над уровнем земли сооружений. Фактически само слово "бык" ассоциируется с мощью, незыблемостью, силой. Вполне понятно, что опоры крыши (стропильные ноги), на которых и держался весь достаточно тяжелый настил - тесовый, а часто и дерновой - также именовались быками.
Конек в современной строительной терминологии - это линия пересечения скатов крыши, верхняя ее линия. Также коньком называют специальную фигурную планку, закрывающую стык между двумя покрытыми кровельным материалом плоскостями. В этом понимании современному термину "конек" соответствует старинное "охлупень", то есть выдолбленное бревно, развернутое выпуклой стороной вверх, а желобом ложащееся на стык скатов крыши.
Для охлупня старались выбирать самые ровные, прямые стволы - чтобы меньше пришлось подтесывать
Если получалось найти ровное бревно с массивным комлем (прикорневой частью дерева), украшающая конек фигурка коня, петуха или другого животного вытесывалась из одного с охлупнем массива. Если нет - ее делали отдельно и крепили на охлупень, как показано на фото выше. Охлупень еще именовали черепом, шеломом, иногда утицей - если фигурка на конце изображала утку.
Цельная фигура. Кстати, одна из версий происхождения слова "конек" связана именно с тем, что фигурка очень часто изображала именно коня. Скорее всего, потому, что кони были спутниками славянских богов, они же везли по небу Солнце и служили символом добрых сил
Фото - Варианты концевых фигур из цельного бревна
Термин "стамик" относится к стяжке верхней, "коневой" слеги крыши и охлупня. Стамик (сорока, лебедь) представлял собой деревянный стержень, часто с фигуркой на верхнем конце. Стамиков могло быть два для небольшой длины охлупня или больше.
Схема хорошо показывает, как именно соединялись элементы самцовой крыши
Термины "слега", "самец" (или "посом") относятся к так называемой "безгвоздевой" или "самцовой" конструкции крыши. Поскольку угловое соединение бревен прямоугольного сруба заканчивалось на уровне верхнего венца, а скатам крыши нужно было придать достаточный угол наклона, устраивали то, что сейчас мы называем фронтоном (старорусское "чело") - треугольная часть стены, наращенная поверх узких сторон сруба из отдельных бревен. Сюда же относится еще одно название - переводы. Это балки, расположенные параллельно фронтону и дополнительно стягивающие стены сруба. Они также служат опорами для стропильных ног (быков) и элементами, к которым крепятся плахи потолка изнутри (разумеется, если потолок есть).
Каждый следующий самец был короче предыдущего, образуя сходящийся кверху треугольник. Если планировалась другая форма крыши, конфигурация фронтона могла быть иной.
Рисунок - Обратите внимание на луковичную (при виде спереди или в сечении) форму крыши. Вот здесь как раз фронтон не треугольный
Слеги врубаются между самцами и опираются на быки (стропильные ноги). Нижние слеги ("повальные") ложились на верхний венец сруба, верхняя - князевая ("князьковая", "коньковая") скрепляла вверху стропильные ноги и связывала в единое целое оба ската крыши. Все слеги могли также называться решетиной - вполне логично, вместе с быками они образовывали решетку, на которую укладывался тес.
Тесовый настил (дощатый) мог выполняться в несколько слоев, для гидроизоляции между слоями или под единственный слой теса укладывались большие листы бересты. Доски не обязательными были обрезными (в сегодняшнем понимании слова), могли укладываться вплотную или вразбежку (как на фото). Нижний слой теса называли "подтесок", верхний - "красный тес". Разумеется, красный - в данном случае указание не на цвет, красный в понимании "красивый" (красна девица, красное окно).
Современная тесовая крыша
Принцип устройства тесовой крыши "вразбежку", здесь 1 - быки (стропильные ноги), 2 - слеги, 3 - собственно тес, 4 - охлупень (конек)
На фото начала прошлого века хорошо видны курицы и выступающие концы слег на тесовых крышах - эти выступающие концы давали возможность нарастить свес крыши, защитить бревенчатую стену от залива водой. А вот причелин нет...
Тес мог дополнительно придавливаться гнетом - горизонтально уложенными балками, которые не давали тесу подниматься при сильном порыве ветра снизу. Гнеты на обоих скатах крыши связывались на фронтоне досками-огнивами.
1 - гнет на тесовой крыше, 2 - огниво
Края тесовой крыши оформлялись богато украшенными причелинами с полотенцами.
Фото - Фрагмент тесовой крыши с резными причелинами, полотенцами
Здесь доска-огниво только одна, и расположена она достаточно высоко. Но это и понятно - ниже делать ее нельзя, слишком большая должна быть в этом случае длина
Причелина - это то, что мы сегодня называем ветровой доской, то есть элемент, скрывающий за собой торцы слег и край подшивки свеса крыши. Полотенца - это дополнительные резные доски, украшающие причелины, но расположенные при этом вертикально. Обычно резьба на концах причелин и полотенцах была похожей или одинаковой.
Часто резьба по нижнему краю причелин была волнообразной или зигзагообразной, а полотенца и концы причелин украшались солярными (солнечными) знаками. Позднее их сменила (далеко не полностью) христианская символика.
Завершая разговор о деталях устройства крыши рубленой избы, стоит вспомнить еще такие термины, как пропуск и повал. Фактически это выступающие концы бревен сруба, длина которых увеличивалась кверху, образуя своего рода карниз. Пропуск - это вообще выступающая за угол дома часть бревна, повал - постепенно увеличивающие пропуски, формирующие карниз. Стрелкой на рисунка указан повал.
Интересно, что повал может быть наружным - когда удлиняются наружные концы бревна, или полным - если угол смещается наружу, тогда сруб расширяется изнутри.
Завершая статью, хочу предложить Вашему вниманию несколько эффектных вариантов тесовой кровли, старинной и современной, со всеми традиционными элементами ее конструкции.
************************************************************************************
Основание русской избы.
https://zen.yandex.ru/media/novgorodski … 61e6e587a1
Богатая русская изба.
https://zen.yandex.ru/media/novgorodski … 61e6e8d28a
Современные терема - идея и воплощение.
https://zen.yandex.ru/media/novgorodski … 6e4add4f39
ФОТОГРАФИИ ДОМОВ.
Русская всемера и "золотое сечение".
https://zen.yandex.ru/media/domaizkomi/ … mpaign=dbr
Цветень (Ладень) - второй месяц весны у славян.
https://zen.yandex.ru/media/id/5eeaf725 … mpaign=dbr
Отредактировано Zlata (25-04-2021 04:38:30)