Zlata Вспомним ещё проект "Союз-Аполлон"...
https://dzen.ru/a/ZElTw2-py3zn_OQY
Жанна Швыдкая
Как советская номенклатура погубила уникальный проект цифрового управления экономикой СССР? ОГАС: современное возрождение.
28 апреля
Стремительное развитие науки и образования в СССР, получившее в период правления Сталина огромный импульс и всестороннюю поддержку, приносило свои результаты еще несколько десятилетий. Тысячи советских ученых работали в области ядерной энергетики, развивали, космическую отрасль, военную, химическую и многие другие.
Два имени советских ученых - два гениальных изобретения со схожей трагической судьбой. Две уникальные возможности, упущенные СССР. Что же произошло? Сегодня - об одном из таких проектов – идее компьютерного управления экономикой СССР, предложенной в 1960-х советским идеологом цифрового управления В. Глушковым.
В. Глушков. Советский идеолог цифрового государства, опередивший время
Академик АН СССР Виктор Михайлович Глушков (1923 -1982). Гениальный советский ученый, математик, кибернетик, отец первого советского персонального компьютера «МИР-1», за разработку которого был награжден Государственной премией СССР. Именно Глушков решил обобщенную пятую проблему Гильберта. Но самое главное, именно он стал первым в мире идеологом цифрового государства. Человек, опередивший время на несколько столетий. По сравнению с идеей Глушкова идея современного интернета меркнет.
Эра цифрового социализма
Глушков предложил передать компьютерам управление экономикой СССР. Им была разработана и предложена общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации (ОГАС).
Надо понимать, что в то время даже для руководителей высшего уровня вычислительная машина была экзотикой. Никто толком не понимал, как она работает и что умеет, не говоря о том, чтобы увидеть перспективу на несколько шагов вперед. Глушков предложил советскому руководству уникальный стратегический мегапроект, по масштабу сопоставимый с мегапроектами, которые реализовывал Сталин, который мог стать эрой цифрового социализма.
В чем суть проекта Глушкова?
Глушков предлагал покрыть СССР вычислительной сетью. Она должна была состоять из двух ярусов. Первый должен был объединять едиными каналами связи около 100 мощных вычислительных центров, расположенных в крупных промышленных городах страны. Второй ярус состоял бы из 20 тысяч мелких вычислительных центров, подсоединенных к центрам первого яруса.
Крупные центры соединялись бы между собой широкополосными каналами. Это позволяло переписывать информацию с магнитной ленты во Владивостоке на ленту в Москве без снижения скорости. Уникальными являлись распределенный банк данных и возможность безадресного доступа из любой точки этой системы к любой информации. Были проработаны вопросы, связанные с защитой информации, в том числе, автоматическая проверка уровня полномочий каждого лица. Это были передовые, уникальные разработки, аналогов которым в мире тогда не было.
Главная цель этой двухярусной системы – осуществлять полный контроль гигантской экономики страны. При таком подходе роль человеческого фактора в управлении сводилась к минимуму, экономика становилась прозрачной и полностью контролировалась. Огромный государственный аппарат, который в ручном режиме управлял планированием экономики, становился в таком объеме не нужным.
По замыслу Глушкова, ОГАС усовершенствовала бы советскую экономику и лишила плановую систему всех присущих ей недостатков, таких как ошибки планирования и расчётов, приписки и искажения статистических данных, громоздкость, несвоевременное реагирование и так далее. Вычислительные центры в крупных городах безостановочно обменивались бы данными с мест, а главный центр в столице на базе этих данных производил бы расчёты и выдавал оптимальные решения.
Ученый с математической точностью просчитал все взаимосвязи, знал узкие места, понимал, как их необходимо расшить. Им была разработана система алгоритмических алгебр и теория для управления распределёнными базами данных. По сложности реализации это был проект сложнее космического и атомного вместе взятых. Он включал все сферы: промышленность, торговлю, управление, финансы и пр. Но Глушков был уверен в успехе. В перспективе на базе ОГАС он планировал внедрить полный переход на безналичные расчёты и цифровое управление в масштабах всей страны. Это был смелый и гениальный проект, реализация которого вывела бы СССР на небывалый в мире уровень.
Из воспоминаний дочери академика Веры Глушковой, старшего научного сотрудника Института кибернетики НАН Украины.
«Поскольку в СССР действовала централизованная система управления, можно было поставить ЭВМ на все предприятия и из единого центра следить за их работой. Сегодняшняя база данных банков, работа с карточками клиентов – это фрагмент той системы, которую предлагал внедрить мой отец. Она включала и банки, и бухгалтерский учёт, в том числе и безналичную выдачу зарплаты, и производство, и транспорт, и армию… Это ноу-хау уже тогда опережало сегодняшний интернет. По замыслу отца объединение вычислительных центров и автоматизированных систем управления предприятиями в одной структуре позволяло бы получать чёткую картину происходящего в народном хозяйстве и выбирать самый оптимальный вариант управления каждым предприятием, каждой отраслью».
Не в деньгах дело
Свой проект ОГАС Глушков представил Н. Хрущеву ещё в феврале 1964 года – за несколько месяцев до того, как идею построения информационной сети описал американский ученый Ликлайдер.
Когда на Политбюро ЦК КПСС А. Косыгин поинтересовался стоимостью реализации проекта, Глушков назвал цифру 20 миллиардов рублей – огромная сумма по тем временам. Тем не менее, по расчетам ученого, основную часть работ можно сделать за три пятилетки, при условии, что эта программа будет организована так, как атомная и космическая. Рабочая схема реализации предусматривала, что вложенные в первой пятилетке первые 5 млрд. рублей в конце пятилетки дадут отдачу более 5 млрд. рублей, поскольку была предусмотрена самоокупаемость затрат на программу. А всего за три пятилетки реализация программы принесла бы в бюджет по самым заниженным подсчетам в пять раз больше, чем вложения - не менее 100 миллиардов рублей.
Но проблема было не в только в деньгах, и Глушков это понимал. Во время рассмотрения в правительстве выяснилось, что против представленного проекта категорически возражает Центральное статистическое управление (ЦСУ).
«Против всего проекта в целом начал резко возражать В.Н. Старовский, начальник ЦСУ. Возражения его были демагогическими. Глушков настаивал на такой новой системе учета, чтобы из любой точки любые сведения можно было тут же получить. А он ссылался на то, что ЦСУ было организовано по инициативе Ленина, и оно справляется с поставленными им задачами; сумел получить от Косыгина заверения, что той информации, которую ЦСУ дает правительству, достаточно для управления, и поэтому ничего делать не надо» (источник 2)
Глушков убеждал, что мир меняется, дальнейшее развитие и усложнение экономики потребует огромных ресурсов для эффективного управления народным хозяйством СССР – потребуется производить порядка 10 в 16-й степени математических операций в год. Не доверив компьютеру управление экономикой, не пустив его в святая святых чиновников, страна окажется в кризисе.
Против Глушкова стали открыто выступать ученые-экономисты Либерман, Белкин, Бирман и другие, многие из которых потом уехали в США и Израиль. Они смогли убедить Косыгина, что экономическая реформа даст стране больше толку и обойдется гораздо дешевле. (О том, как продавленная Либерманом экономическая реформа привела СССР к катастрофе я рассказывала ранее, ссылка на статью ниже).
По итогам заседания было решено рассмотреть проект ещё раз, но с предложениями и доработками ЦСУ. Однако статистическое ведомство затянуло внесение поправок на два года.
Когда проект вновь был рассмотрен, начал возражать уже Госплан, решивший, что ЦСУ слишком перетягивает одеяло на себя. В итоге проект отдали на доработку теперь уже Госплану, на что ушло ещё два года. В Госплане проект не столько доработали, сколько урезали. Ведомство предлагало ограничиться частичным внедрением проекта. Вместо создания единой взаимосвязанной системы планировалось создать отдельные отраслевые вычислительные центры при министерствах.
Запад стремится притормозить разработки Глушкова
Параллельно с этим, в середине 1960-х в ряде западных изданий появились статьи о проекте Глушкова. Заголовки гласили: "Перфокарта управляет Кремлем", "Царь советской кибернетики В.М. Глушков предлагает заменить кремлевских руководителей вычислительными машинами". Как могли сведения о секретном проекте попасть в западную прессу остается лишь догадываться. Советское руководство восприняло этот намек с раздражением. Глушков и его соратники были уверены, что эти заголовки в числе прочих факторов повлияли на судьбу проекта и что запущены они были в западных СМИ не случайно.
В 1966 году американцы сделали эскизный проект информационный сети. Это произошло на два года позже, чем Глушков предложил эту идею в СССР. В отличие от советского руководства, они не спорили, а делали. Запуск американского АРПАНЕТ, объединяющего ЭВМ, установленные в разных городах, был запланирован американцами на 1969 год, а следующим шел запуск СЕЙБАРНЕТ. Когда советское руководство об этом узнало – все встрепенусь и срочно провели заседание Политбюро. В это время в СССР уже «бушевала» продавленная Либерманом экономическая реформа, которые стремительно утягивала страну в пропасть. Именно тогда Глушков высказал мрачное пророчество о начале экономического спада в СССР в конце 70-х.
Номенклатурные мытарства гениального проекта
Из воспоминаний В. Глушкова о заседании Политбюро ЦК КПСС:
«…Гарбузов (министр финансов СССР) выступил так, что сказанное им годится для анекдота. Вышел на трибуну и обращается к Мазурову (он тогда был первым заместителем Косыгина). Вот, мол, Кирилл Трофимович, по вашему поручению я ездил в Минск, и мы осматривали птицеводческие фермы. И там на такой-то птицеводческой ферме птичницы сами разработали вычислительную машину.
Тут я громко засмеялся. Он мне погрозил пальцем и сказал: "Вы, Глушков, не смейтесь, здесь о серьезных вещах говорят" Но его Суслов перебил: "Товарищ Гарбузов, вы пока еще тут не председатель, и не ваше дело наводить порядок на заседании Политбюро". А он, как ни в чем небывало, такой самоуверенный и самовлюбленный человек, продолжает: "Три программы выполняет: включает музыку, когда курица снесла яйцо, свет выключает и зажигает и все такое прочее. На ферме яйценосность повысилась". Вот, говорит, что нам надо делать: сначала все птицефермы в Советском Союзе автоматизировать, а потом уже думать про всякие глупости вроде общегосударственной системы. <> Было вынесено контрпредложение, которое все снижало на порядок: вместо Госкомупра - Главное Управление по вычислительной технике при ГКНТ, вместо научного центра - ВНИИПОУ и т.д. А задача оставалась прежней, но она техницизировалась, т.е. изменялась в сторону Государственной сети вычислительных центров, а что касалось экономики, разработки математических моделей для ОГАС и т.д. - все это смазали.
Под конец выступает Суслов и говорит: "Товарищи, может быть, мы совершаем сейчас ошибку, не принимая проект в полной мере, но это настолько революционное преображение, что нам трудно сейчас его осуществить. Давайте пока попробуем вот так, а потом будет видно, как быть" И спрашивает не Кириллина, а меня: "Как вы думаете?". А я говорю: "Михаил Андреевич, я могу вам только одно сказать: если мы сейчас этого не сделаем, то во второй половине 70-х годов советская экономика столкнется с такими трудностями, что все равно к этому вопросу придется вернуться". Но с моим мнением не посчитались, приняли контрпредложение.» (источник 2)
Благодаря настойчивости Глушкова и успехам в этом направлении американцев проект единой сети всё же удалось продавить через Политбюро, несмотря на бурные возражения министра финансов Гарбузова, но это уже был не первоначальный замысел, а его бледная тень, разорванная на куски и не решавшая стратегической задачи.
Но даже в этом виде реализация проекта застопорилась – возникла проблема иерархического порядка. Для руководства системой планировалось создать отдельное ведомство — Государственный комитет по совершенствованию управления. Он фактически делал ненужными множество ведомств, включая несколько министерств. Это была уже настоящая номенклатурная революция. Чиновники начали активно сопротивляться. В итоге в Политбюро решили, что подобные номенклатурные революции ни к чему, и удалились обдумывать решение проблемы, в то время как команду Глушкова направили внедрять автоматизированные системы управления на нескольких оборонных предприятиях.
Ни денег, ни политической воли
К середине 1970х Брежнев окончательно утратил интерес к реформам и проект завис между "да" и "нет". На словах декларировалось, что ОГАС нужна, но фактически ничего для реализации не делалось. К концу 1970х, американцы ушли далеко вперед. Советское руководство решило было вернуться к старому варианту с созданием отраслевых АСУ, которые со временем, может быть, будут сведены в одну сеть.
В 1982 году, в возрасте шестидесяти лет, умирает Глушков. С его смертью проталкивать дальше проект стало некому. Гениальная идея оказалась никому не нужна. К середине 1980-х отставание СССР от США было уже катастрофическим. СССР уже не имел ни средств, ни политической воли для внедрения глобальных проектов - благоприятный момент был давно упущен. До появления современного интернета в США оставался один шаг.
Причин, по которым проект ОГАС так и не состоялся, множество. Главная, конечно, политическая. Новая система полностью меняла всю структуру управления экономикой страны и изменяла политическую иерархию в высших эшелонах. Именно поэтому она натолкнулась на отчаянное сопротивление и противодействие многих ведомств, министерств и их руководителей.
Даже спустя шестьдесят лет, идея создания цифровой системы управления экономикой остается гениальной. Многие ее элементы нашли современное воплощение в системе цифрового государства в КНР (социальный рейтинг и др.). Внедрение единой цифровой системы управления экономикой – следующий шаг. Это будет невероятный прорыв, который оставит далеко позади остальные страны.
Р.S. Статья уже была готова к выпуску, когда появилась новость о том, что Российские ученые предложили Совбезу создать в России систему цифрового государственного планирования экономики. За ее основу предлагается брать идеи ОГАС академика Виктора Глушкова. Об этом на круглом столе, прошедшем в Общественной палате, рассказал руководитель рабочей группы, глава научной школы «Теория и технологии менеджмента» РЭУ (Российский экономический университет) им. Г.В.Плеханова Михаил Кулапов.
Продолжение следует…
Дорогие друзья! Мой канал – просветительский. Он существует благодаря вашей поддержке и выдержке автора вопреки всем преобразованиям на Дзен. Если вам понравилась эта статья или другие мои статьи - поддержите канал через банковский платежный сервис по этой ссылке (сумма любая). Это важно для существования канала и придаст оптимизма автору: https://pay.cloudtips.ru/p/dc889a0c
С благодарностью, Жанна Швыдкая.
Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка" и Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"
Источники
1. Д. Туровский "Вторжение. Краткая история русских хакеров".
2. Военное обозрение «Забытый гений. К 90-летию со дня рождения великого советского кибернетика В.М.Глушкова».
3. Научно-популярный журнал «Пропаганда» от 12.2009 Василий Пихорович «Человек будущего».
4. CNEWS «В России предложили создать «Цифровой Госплан» на базе технологий СССР.
Предыдущие статьи на эту тему:
1. Как СССР попал в ловушку, пытаясь выбраться из экономического провала Хрущева? Почему реформа Либермана- Косыгина оказалась Троянским конем?
2. Как Хрущев превратил передовую экономику СССР в затухающую?
3. Как в СССР были созданы сильнейшая в мире научная и инженерная школы? Как работал социальный лифт и целевое распределение?
4. А деньги откуда? В чем уникальность двухконтурной денежной системы СССР? Как государственные деньги перетекли в частные карманы в 1980х?
5. Социальный рейтинг: добро пожаловать в цифролаг
6. Как при Сталине экономика СССР поставила рекорд, который до сих не превзойден? Пять факторов роста в период 1929-1955 годов?
Отредактировано Zlata (03-05-2023 00:46:48)