Жидкие и твердые
Главные изменения в зимней уборке связаны с одним документом — для краткости его называют "Технологии уборки-2011". Документ этот был одобрен департаментом природопользования и принят департаментом ЖКХ Москвы в 2012 году.
До 2011 года снег в Москве плавили в основном при помощи жидких реагентов: поливали ими дороги незадолго до снегопада. Реактив плавил 12-15% снега, остальное убирали снегоуборочные машины. Обрабатывать реагентами дворы и пешеходные зоны с 2005 года было запрещено: снег просто чистили, а затем асфальт посыпали гравийной крошкой. С 2004 по 2011 год город использовал около 350 тыс. тонн жидких и твердых реагентов ежегодно, приоритет отдавался жидким: соотношение было примерно три к одному. Новые "Технологии" все изменили. Теперь жидкие средства должны составлять не более трети общего объема реагентов (до 135 тонн из 485). При необходимости их можно заменять твердыми, но не наоборот.
Разрешено обрабатывать комбинированными реагентами дворы, пешеходные зоны и остановки, норма расхода комбинированных средств вдвое выше, чем у твердых: 80-100 г на 1 кв. м против 30-50 г при сопоставимых температурах. "Реагент применяется на дворовых территориях не по всей площади, а только на 30% общих площадей",— уточняется в официальном комментарии "Деньгам" департамента ЖКХ Москвы.
Состав комбинированных реагентов тоже новый для Москвы: карбонат кальция (мраморный щебень), формиат натрия (соль муравьиной кислоты) и хлориды кальция и калия.
"Раньше у нас были не "Технологии" уборки, а регламент уборки,— комментирует "Деньгам" заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ Петр Бирюков.— "Технологии" — более широкое и глубокое понятие. Мы пришли к увеличению объемов твердых реагентов, потому что они работают до -25 градусов, в отличие от жидких, которые работают только до -8. Комбинированные реагенты позволяют нам убирать город быстрее: по старому регламенту на уборку 7 см снега мы бы потратили 10 дней. Теперь мы убираем 10 см снега за три дня. Если вдруг выпадет 25 см осадков, мы уберем их за 6 дней. По старой технологии, мы бы месяц убирали". Кроме того, по словам Бирюкова, новые технологии и новые реагенты снижают количество травм: раньше во время ледяного дождя было до 450 случаев падений граждан в день. Теперь — около 500 обращений за весь сезон.
Один из главных защитников новых "Технологий" — эколог, депутат Госдумы Максим Шингаркин. По его словам, пропорции, установленные в документе, позволяют удовлетворить требования граждан, обувь и автомобили которых страдали от воздействия хлористого кальция (входит в состав жидких реагентов). "Я однажды в лужу наступил на дороге,— приводит Шингаркин пример.— У сапог нос загнуло моментально. Я эти сапоги только недавно выкинул, раньше показывал всем на пресс-конференциях". Как утверждает Шингаркин, жидкими реагентами, несмотря на запрет, обрабатывали дворы и тротуары, что опять же приводило к порче обуви.
Замена гравийной крошки на комбинированные реагенты оправданна еще и потому, утверждает Шингаркин, что эта крошка, прилипая к обуви, попадала в механизмы эскалаторов в метро и становилась причиной поломок. Кроме того, гравий на тротуарах не особенно препятствовал образованию наледи. "Мраморная крошка из комбинированных реагентов в механизмах метро крошится, превращаясь в мел, а мел даже полезен для механизмов,— продолжает депутат.— К тому же кальций, содержащийся в мраморной крошке, может усваиваться растениями, создавая для них питательную среду".
Есть, однако, противоположная точка зрения. "Реагенты, описанные в "Технологии-2011", не выпускаются ни в одной стране. Они, исходя из заявленного химического состава, могут иметь меняющиеся технологические характеристики, токсичны для почвы и других компонентов окружающей среды, поскольку содержат агрохимикаты,— заявляет в своем докладе, подготовленном для конференции "Нерешенные экологические проблемы Москвы" 2012 года, заведующий кафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков.— Наличие формиатов натрия и хлористого калия позволяет обосновать высокую стоимость продуктов. Остатки мраморной крошки неизбежно попадают с тротуаров в лотковую часть дорог, а затем в ливневую канализацию, накапливаясь и засоряя коллекторы и трубы".
Точку зрения Хомякова поддерживает и Общество защиты прав потребителей. "В состав новых реагентов входит хлористый калий, который является минеральным удобрением и запрещен к использованию вне агротехнологий,— говорится в заявлении ОЗПП.— С поверхности дорог токсичные продукты свободно попадают в дыхательную систему людей, нанося непоправимый вред здоровью. И самое интересное, что эффективность нового реагента в борьбе со снегом и наледью равна нулю. Мраморная крошка (еще один компонент нового реагента) — мягкий материал, быстро крошится под ногами пешеходов, превращается в пыль, которая попадает в легкие человека вместе с парами хлористого калия (флюса). Такой аэрозольный коктейль может привести к обострению аллергических заболеваний и астмы".
Новые реагенты в марте прошлого года критиковал федеральный Росприроднадзор. Руководитель службы Владимир Кириллов заявил: "Реагенты были у нас на экспертизе, мы дали отрицательное заключение". Подробности он раскрывать отказался.
Еще один пункт "Технологий", вызывающий у экологов недоумение,— ограничение допустимого содержания в реагентах особо опасных химических веществ, например свинца, ртути и мышьяка. "Москва — единственный город в России, где такие ограничения есть,— говорит руководитель токсической программы Greenpeace Алексей Киселев.— По большому счету мышьяку в реагентах взяться неоткуда. Но, видимо, мы не все про них знаем". На вопрос, почему о содержании особо опасных веществ ничего не говорилось в предыдущих "Технологиях", Шингаркин отвечает лаконично: "Потому что авторы дураки были".
Авторство новых "Технологий" принадлежит "НПО "Уральская мраморная компания"" из Екатеринбурга, с уставным капиталом 10 тыс. руб., не имеющему даже своего сайта. В июне 2012 года Уральская мраморная компания выиграла тендер на внесение изменений в "Технологии".
"Используемые комбинированные противогололедные реагенты имеют 4-й класс опасности и относятся к малоопасным веществам с низкой степенью вредного воздействия на окружающую природную среду,— успокаивает департамент ЖКХ в официальном комментарии.— Все применяемые в городе реагенты имеют всю необходимую разрешительную документацию. Поставляемые партии проходят обязательный входной контроль качества".
Исходя из данных сайта госзакупок, проанализированных Art De Lex, более двух третей твердых и комбинированных реагентов нового состава сейчас поставляет на рынок один производитель — Уральский завод противогололедных материалов (УЗПМ).