http://s4.stc.all.kpcdn.net/f/12/image/71/38/6553871.jpg
Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Послушай, что скажет Горбачёв, и сделай наоборот

Политолог Виталий Третьяков прокомментировал ответ Михаила Горбачева на его открытое обращение, которое было опубликовано в "Комсомолке"

Я не собираюсь оставлять за собой в переписке с г-ном Горбачёвым последнее слово, да и вообще не собираюсь продолжать эту переписку. Посему адресуюсь сейчас не к нему, а к тем, кто прочитал моё открытое обращение к г-ну Горбачёву и его ответ мне, к тем, кто настоятельно просит меня этот ответ прокомментировать.

1. Начну с самого несущественного. Я действительно не встречал за все последние месяцы упоминаний в СМИ о высказываниях г-на Горбачёва по поводу событий на Украине и в Крыму. Виной тому моя невнимательность или то, что отечественные СМИ об этом не рассказывали, я не знаю.

Но я получаю и регулярно читаю, помимо прочих, из года в год описывающую каждый чих г-на Горбачёва «Новую газету», к тому же регулярно посылающую своих корреспондентов «набраться энергии Майдана». Из неё я узнал об отношении к этим событиям и к позиции России гг. Макаревича, Ходорковского, вообще исчезнувшего из поля зрения Явлинского и многих других, включая боевиков с Майдана. Почему «Новая газета» не рассказала читателям о переписке г-на Горбачёва с Обамой и Путиным, я не знаю. Может, потому, что в этом деле ей ближе позиция Макаревича, а может, по иным причинам. Или дело уже дошло до того, что г-н Горбачёв шлёт свои тексты в «Новую газету», а их там теряют или набирают таким мелким шрифтом, что обнаружить их могут только горбиманы разлива 1985 года?

2. Но это мелочи. Ибо я писал о другом, и всё, кто прочитал моё обращение, поняли, чего я жду в данной ситуации от Михаила Горбачёва. Только сам г-н Горбачёв не понял. Или сделал вид, что не понял. А если понял, то ответил бы он мне просто: не могу. Или (как профессор Преображенский): не хочу. Или: нет никакого разделённого русского народа - это вы, г-н Третьяков, придумали. Или что-нибудь иное, но краткое и ясное. А не это - цитирую: «Предлагаемая Вами роль «просителя» мне не подходит».

Проситель - это когда просишь начальство за себя, за свою семью, за друзей. Такого я г-ну Горбачёву не предлагал. Ибо полагал, что он считает себя равным канцлеру Германии, а не её подчинённым.

Предлагал я г-ну Горбачёву с высоты его реальных заслуг перед немецким народом попросить этот народ и лично госпожу Меркель, которая родилась в ГДР и, может быть, не прояви г- н Горбачёв столько рвения в объединении Германии, так бы сейчас в ГДР и работала, но не канцлером, - словом, попросить немцев не мешать воссоединению русского народа.

Я думал, что г-н Горбачёв напомнит ей о территориальной целостности ГДР, которой он, Горбачёв, ради единства немецкой нации пожертвовал. И после этого напоминания г-жа Меркель не будет учить президента России и Россию, как блюсти территориальную целостность Украины в ущерб судьбам и жизням русских.

3. Я выразился «попросить», что так обидело г-на Горбачёва, а, скорее всего, позволило ему разыграть обиду, не только из вежливости, а и потому, что знал: если бы я предложил Горбачёву ударить кулаком по столу, он этого не сделал бы. Потому что он (тон ответа г-на Горбачёва позволяет мне теперь это сказать) не способен на такой поступок. Потому и проиграл ВСЁ, а главное - власть и страну, о сохранении которой он так ревностно, но, как давно уже ясно всем, исключительно на словах, пёкся.

4. Последняя цитата: «А Вам я советовал бы задуматься о первопричине нынешних событий». Это - совет мне. Но я уже давно не нуждаюсь в советах г-на Горбачёва, тем более - что писать и что не писать. Ни я, ни, уверен, никто другой в России в этих советах не нуждается. Даже его «набравшиеся энергии Майдана» друзья из «Новой газеты». Более того, все (и в России, и в США, и в Европе, и в Китае) давно уже знают, что в политике нужно поступать так: послушай, что скажет Горбачёв, и сделай наоборот. Иначе проиграешь.

5. А уж если вспоминать 1991 год, чего я в своём обращении вообще не делал, то могу лишь заметить, что если бывший президент СССР желает разделить свою ответственность за распад СССР со мною в качестве главного редактора тогдашней «Независимой газеты», то ему вовсе не стоило становиться президентом глобальной сверхдержавы. Руководил бы чем-то помельче - может быть, и Советский Союз до сих пор жил бы. И разделённости русского народа, о чём как о главной проблеме писал я в своём обращении и о чём г-н Горбачёв в своём ответе умудрился даже не упомянуть, не было бы. Даже два таких простых слова, как «русский народ», не выдавил из себя в своём витиеватом ответе г-н Горбачёв. А ведь именно русский народ будет в будущих учебниках истории писать определённые слова - и не обо мне, а о нём. Об этом бы надо подумать г-ну Горбачёву, а не Путину письма писать. Ибо Путин просто исправляет катастрофические ошибки гг. Горбачёва и Ельцина.

Виталий Третьяков

14 марта 2014 г.

http://www.kp.ru/daily/26207.7/3092181/