содержание Доктрины Вулфовица - основополагающего документа, закреплявшего безальтернативное и безоговорочное мировое лидерство США на руинах прежнего двухполярного мира.
Вот лишь некоторые, особо характерные места, наиболее показательные цитаты:
Cамый первый параграф этого крайне важного документа, опубликованного на сайте Йельского университета со ссылкой на газету "Washington post" гласит:
http://www.yale.edu/strattech/92dpg.html
"Our first objective is to prevent the re-emergence of a new rival, either on the territory of the former Soviet Union or elsewhere, that poses a threat on the order of that posed formerly by the Soviet Union. This is a dominant consideration underlying the new regional defense strategy and requires that we endeavor to prevent any hostile power from dominating a region whose resources would, under consolidated control, be sufficient to generate global power."
"Наша первоочердная задача в том, чтобы предотвратить повторное появление как на территории бывшего Советского Союза, так и где-либо ещё, [такого] конкурента, который может представлять угрозу, сравнимую с той, которой был бывший Советский Союз. Это - главное соображение, предопределяющее новую региональную стратегию и требующее, чтобы мы действовали так, чтобы предотвратить воможность для любой локальной силы доминировать в регионе, ресурсы которого при консолидированном контроле над ними способны породить новую глобальную мощь."
Вполне определённо и недвусмысленно, не так ли?
Далее:
"The central strategy of the Pentagon framework is to "establish and protect a
new order" that accounts "sufficiently for the interests of the advanced
industrial nations to discourage them from challenging our leadership," while at
the same time maintaining a military dominance capable of "deterring potential
competitors from even aspiring to a larger regional or global role."
"В центре стратегии Пентагона - создание проекта "нового порядка", предполагающего невозможность промышленно развитых стран мира составить конкуренцию нашему лидерству, в то же самое время, поддержание военного доминирования, достаточное для того, чтобы потенциальные конкуренты удерживались от увеличения [отведённой им] их мировой или региональной роли."
И далее, в комментариях к проекту будущего документа со стороны заинтересованных лиц в ходе дискуссии:
"Academic criticism of the new strategy centered, by contrast, on its
treatment of Russia. Michael Mandelbaum, a foreign policy analyst at Johns
Hopkins University, argued that the logic of preventing reemergence of a hostile
superpower suggests "far greater involvement in the economy and democratization
of the Russians and the Ukrainians."
"Майкл Мандельбаум, аналитик в вопросах международных отношениий университета Джонcа Хопкинса, в порядке академической критики проекта, соглашается с тем, что
"логика предотвращения возвращения к жизни новой супердержавы предполагает горааздо более глубокое внедрение в экономику и процесс демократизации России и Украины (!)" (! - прим. автора)
"5) We continue to recognize that collectively the conventional forces of the
states formerly comprising the Soviet Union retain the most military potential
in all of Eurasia; and we do not dismiss the risks to stability in Europe from a
nationalist backlash in Russia or efforts to reincorporate into Russia the newly
independent republics of Ukraine, Belarus, and possibly others....We must,
however, be mindful that democratic change in Russia is not irreversible, and
that despite its current travails, Russia will remain the strongest military
power in Eurasia and the only power in the world with the capability of
destroying the United States."
"Мы продолжаем признание того, что коллективно обычные вооружения стран, в прошлом входивших в СССР, сохранят в основном свой военный потенциал на территории Евразии;
Мы также не исключаем угрозу стабильности в Европе со стороны возрождающегося российского национализма или усилий по повторному включению в состав России Украины, Белоруссии и других республик.
Мы должны, как бы то ни было, иметь в виду, что демократические перемены в России не окончательны и что, несмотря на нынешнюю болезненную, трудную ситуацию, Россия останется самой сильной военной державой в Евразии и единственной силой в мире, способной уничтожить США."
А теперь, чтобы избежать упрёков в необъективности при оценке этой Доктрины, повременим с нашими собственными выводами и предоставим слово мировой прессе, в первую очередь - американской.
The New York Times, February 18, 1992: ’Wolfowitz Doctrine:’ Proposal Advocates US as World’s Lone Superpower
...The draft, prepared by defense officials Zalmay Khalilzad and Lewis “Scooter” Libby under the supervision of Undersecretary of Defense Paul Wolfowitz, says that the US must become the world’s single superpower and must take aggressive action to prevent competing nations—even allies such as Germany and Japan—from challenging US economic and military supremacy.
Газета "Нью-Йорк Таймс", 18 февраля 1992 года: "Доктрина Вульфовица" защищает тезис о роли США как единственной сверхдержавы.
Проект, подготовленный чиновниками Министерства Обороны Залмаем Хализадом и Льюисом "Скуттером" Либби под руководством заместителя Министра Обороны Пола Вулфовица, говорит о том, что США обяазаны оставаться единственной мировой сверхдержавой и также обязана предпринять агрессивные шаги для предотвращения попыток других наций, даже союзнических, таких, как Германия и Япония бросить вызов экономическому и военному превосходству США.
http://www.historycommons.org/context.j … lations_41
Фрау Меркель, очевидно, читала эту доктрину, потому что спустя много лет после этой публикации не повела и бровью, узнав о прослушках своего телефона американскими союзниками и услышав в свой адрес знаменитое F*ck Europe!" в исполнении Виктории Нуланд.
Видимо, вспомнила и всё поняла.
Здесь уместно было бы вспомнить уже приводившеееся ранее мнение Лондонского "Observer" о том, что "Друзья Америки - её потенциальные враги и должны искать решение всех своих проблем в Вашингтоне".
Эта мысль становится теперь полностью понятной, покольку напрямyю проистекает из вышесказанного.
Газета Newsday (Ньюсдей), 16 марта 2003 г.: The document will cause controversy, because it hasn’t yet been “scrubbed” to replace candid language with euphemisms.
"Этот документ вызовет острую критику, поскольку он ещё не был отредактирован с целью заменить слишком откровенный язык эвфемизмами" (!)
Это ещё одно подтверждение откровенной циничности Доктрины, которая (циничность, а не Доктрина) резанула по глазам даже вполне привычной ко всему либеральной Нью-Йоркской газеты.
Конечно, язык можно отредактиривать. А политику?
События последующих лет показали, что такой вопрос в среде американской политической элиты даже не поднимался.
А теперь вернёмся к ранее высказанной мысли о той части политической философии Троцкого, где он утверждал , что
"без социалистической революции на Западе СССР долго не проживёт".
И вывернем её наизнанку, так, чтобы теперь она звучала следующим образом:
"Без демократической революции на Востоке США не выживут".
Аналогия с "Доктриной Вульфовица" окажется совершенно очевидной!
Надеемся, читатель уже достаточно ясно представляет себе образ мыслей нашего главного героя - Льва Троцкого, чтобы понимать, что случись "перманентной революции" победить под его руководством, именно такой документ и был бы написан Львом Давидовичем на руинах поверженного мира. И, скорее всего, именно таким же языком.
Но, как говорится, "не единой Доктриной Вулфовица" богата неоконсервативная мысль.
Вероятно, после прочтения этого материала у кого-то из читателей может сложиться впечатление, что все исторические параллели, о которых мы вели разговор, притянуты, слишком опосредованны и неявны.
Что ж, тогда приведём вот такой пример.
Ирвинг Кристол - основатель, крёстный отец американской неоконсервативной политической мысли, умерший в Нью-Йорке в 2009 году в возрасте 89 лет, был, по его собственным словам горд своим участием в троцкистском молодёжном кружке.
Его сын, Уильям Кристол - один из виднейших деятелей современного неоконсерватизма, соучредитель, вместе с Робертом Каганом, т.н. "Проекта нового американского столетия" ("Project for the New American Century (PNAC)") - Мозгового центра и одновременно Манифеста неоконсерватизма, опубликованного в 1997 году, незадолго до окончания президентского срока Билла Клинтона и знаменовавшего подготовку неоконсерваторов к приходу во власть вместе с Дж. Бушем-мл. в 2000 году. Этот Манифест подписали 25 виднейших неоконсерваторов Америки, 10 из которых вошли в состав новой президентской администрации, включая Дика Чейни - вице президента США и Пола Вулфовица - заместителя министра Обороны.
Что случилось после этого с Ираком, мы уже знаем.
О степени радикализма Уильямa Кристолa можно судить по тому факту, что в ходе президентской кампании 2000-го года он поддерживал даже не Дж. Буша-мл., а его соперника...Джона Маккейна, eдва ли не самого одиозного "ястреба" из всех современных американских неоконсерваторов, чьи взгляды на внешнюю политику больше соответствовали убеждениям Кристола, по его собственным словам!
Но это и ещё не всё.
"Без Украины нет России. Без украинского угля, железа, руды, хлеба, соли Черного моря Россия существовать не может: она задохнется, а с ней и советская власть, и мы с Вами. — Лев Троцкий, Инструкция агитаторам-коммунистам на Украине" («Речь Народного Комиссара тов. Троцкого к курсисткам»)
Запомнили эту цитату Троцкого?
Тогда продолжим наши параллели.
Роберт Каган не только виднейший теоретик неоконсерватизма, но и одновременно - ближайший советник Джона Макккейна. В этой связи чрeзвычайно любопытна его фраза, сказанная в 2006 году, задолго до всем известных украинских событий:
"During April 2006 Robert Kagan wrote in The Washington Post that Russia and China may be the greatest "challenge liberalism faces today":
"The main protagonists on the side of autocracy will not be the petty dictatorships of the Middle East theoretically targeted by the Bush doctrine. They will be the two great autocratic powers, China and Russia, which pose an old challenge not envisioned within the new "war on terror" paradigm. ... Their reactions to the "color revolutions" in Ukraine, Georgia and Kyrgyzstan were hostile and suspicious, and understandably so. ... Might not the successful liberalization of Ukraine, urged and supported by the Western democracies, be but the prelude to the incorporation of that nation into NATO and the European Union—in short, the expansion of Western liberal hegemony?"
http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/co … 01987.html
"В апреле 2006 года Роберт Каган написал в газете "Вашингтон Пост", что Россия и Китай могут стать "сегодня самым большом вызовом либерализму"
"Главными противниками на стороне автократии будут не жалкие диктатуры Ближнего Востока, которые теоретически уже являются целями Доктрины Буша.
Это будут две великих автократических силы, Китай и Россия, которые демонстрируют прежний вызов, непредусмотренный парадигмой "войны с террором"...
Их реакция на "цветные революции" на Украине, в Грузии и Киргизстане была откровенно недружественной и подозрительной, что вполне понятно...Пусть успешная либерализация Украины, вызванная к жизни и поддержанная Западными демократиями не оказалась успешной, зато она оказалась прелюдией к инкорпорированию этой нации в НАТО и ЕС вскоре, это ли не раcширение Западной либеральной гегемонии?"
А теперь сопоставьте эту цитату Роберта Кагана с приведённой выше фразой его духовного отца Л.Д. Троцкого!
Похоже?
А если теперь прибавить сюда, что Роберт Каган, который вместе с Уильямом Кристолом был автором вышеприведённого "Проекта нового американского столетия" и который является виднейшим теоретиком неоконсерватизма, одновременно - муж.....Виктории Нуланд?!
Это имя, ставшее нарицательным в России в связи с известными событиями на Украине, слишком хорошо известно российскому читателю.
Кстати, здесь, упомянув Украину, будет, пожалуй, уместным небольшое отступление от основной линии нашего разговора.
17 июля 2004 года на закрытом мероприятии, посвящённом памяти одного из руководителей Украинской повстанческой армии — Дмитрия Клячкивского (Клима Савура),- Олег Тягнибок (один из лидеров ультранационалистической оппозиции, выступавшей за отставку президента Януковича и один из лидеров революции в Киеве в 2013 году - прим. автора) выступил с такими словами:
"Они не боялись, как и мы сейчас не должны бояться, они взяли автомат на шею и пошли в те леса, они готовились и боролись с москалями, боролись с немцами, боролись с жидвой и с другой нечистью, которая хотела забрать у нас наше украинское государство… Нужно отдать Украину, наконец, украинцам. Эти молодые люди, и вы, седоголовые, это есть та смесь, которой больше всего боится москальско-жидовская мафия, которая сегодня руководит на Украине."
А вот этот снимок Виктории Нуланд и Олега Тягнибока был сделан сразу же после этой революции, в ходе визита В. Нуланд в Киев.
Слева от улыбающейся Виктории Нуланд
- Олег Тягнибок.
Что может быть более наглядной иллюстрацией неоконсервативной принципиальности и человеческой порядочности, чем эта фотография?
Ведь на ней официальный представитель американского правительства дружески позирует с откровенным антисемитом Тягнибоком, т.е. поощряет международный антисемитизм!
Интересно, понимают ли это Виктория Нуланд и её муж Роберт Каган, оба - евреи (!) по национальости? Должны ли американцы, глядя на эту весёлую картинку, полагать, что именно такой стала американская международная политика?
Впрочем, случись вам задать этот вопрос самой Виктории Нуланд, её ответ будет в точности таким же, каким он был много лет:
- Я не еврей! Я революционер! - Заявил тогда Лев Троцкий, отец нового американского мышления.
Правда, ситуация сейчас, по сравнению с ситуацией 100 лет назад, выглядит вывернутой наизнанку. Но ведь и весь неоконсерватизм, как помнит читатель, есть ничто иное, как вывернутый наизнанку Троцкизм. Поэтому всё происходящее абсолютно логично.
Выше, говоря об отношении неоконсеравтивной политической элиты США к наследию президента Рейгана, мы приводили цитату, в которой говорилось о том, что это почитание Р.Рейгана со стороны неоконов было и осталось внешним, конъюнктурным, неискренним. Имя Р.Рейгана использовалось и продолжает периодически использоваться ими как бренд, как имя чрезвычайно популярного американского президента недавнего прошлого, с которым неоконсерваторам очень хочется связать и своё имя, и свою повестку дня, выдать себя за продолжателей политики "доброй старой Америки".
Однако, факты - упрямая вещь! И несмотря на старания неоконсерваторов предстать в глазах американского и мирового общественного мнения в качестве продолжателей этой политики, классические консерваторы рейгановского призыва практически в полном составе поддерживают или, по крайней мере, не осуждают действия России на Украине, видя в них повторение собственной политики в недавнем прошлом. С их точки зрения - Путин - классический консерватор.
Неоконсерваторы, напротив, категорически осуждают Путина и таким образом выступают против собственного кумира - Р.Рейгана.
В этой связи очень любопытен следующий материал, опубликованный 18 февраля 2015 г. Стивеном М.Уолтом в Foreign Policy в статье под красноречивым заголовком:
Чему Путин научился у Рейгана.
"Одна великая держава беспокоилась из-за попыток ее давней соперницы подорвать ее мощь", - так начинает статью для Foreign Policy гарвардский профессор Стивен М.Уолт. Соперница начала вмешиваться в дела стран, которые первая держава давно считала своим "палисадником". "Чтобы сохранить эту традиционную сферу влияния, нервозная великая держава долгое время поддерживала однобокие отношения с соседними странами. Многими из соседних стран правили коррумпированные и жестокие олигархи, сохранявшие власть благодаря тому, что потакали капризам могущественного соседа", - говорится в статье.
Но внезапно лидер одной страны-клиента был свергнут в результате народного восстания, вожди которого пожелали стать союзниками соперницы. В ответ лидер великой державы велел своему правительству вооружить группировки повстанцев, чтобы помешать новому правительству заключить новый альянс, а в итоге его свергнуть.
Эта история не о России, Путине и Украине, пишет Уолт, а о США, Рейгане и Никарагуа в 1980-е годы.
Рейган препятствовал агрессии СССР, особенно в Западном полушарии. Когда в Никарагуа сандинисты свергли проамериканского диктатора Сомосу, администрация Рейгана организовала, вооружила и поддержала их противников - группировки "контрас". На гражданской войне погибло примерно 2% населения Никарагуа."
Уолт заключает:
"Россия ведет себя предосудительно, но поступки Путина не так уж отличаются от поступков Рейгана в моменты, когда тот считал, что на кон поставлены жизненно важные интересы Америки."
http://foreignpolicy.com/2015/...
Проследить аналогичные параллели в других внешнеполитических инициативах неоконсервативной политики США последних лет совсем не трудно. Мы же однако, ограничимся этими примерами по причине их полнейшей наглядности.
- Причудливо тасуется колода!, - сказал однажды один знаменитый литературный персонаж.
Впрочем, так ли причудливо? Ведь у каждого следствия есть своя причина, не так ли?
****
Как-будто, все предусмотрели интеллектуалы из неоконсервативного мозгового центра.
Кроме самого интеллектуализма!
Кроме того, что самым лучшим планом, самой лучшей безопасностью для США была бы такая программа, которая позволила бы миру лучше узнать и понять честность, открытость, трудолюбие и энергию обычных американцев, их неиссякаемый оптимизм, готовность к преодолению любых трудностей. Их талант строителей, инженеров, учёных, писателей и актёров, музыкантов и спортсменов, щедрость их благотворительных порывов и их нетерпимость к несправедливости.
Что, как не это, было бы лучшим экспортом американской национальной идеи?