Выделенные статьи можно прочитать в оригинале.
http://www.dal.by/news/149/13-07-18-9/
ИТ разделяют человечество на четыре касты
Технологические компании разделили общество Сан-Франциско на четыре касты, перемещение людей между которыми, как и простое общение, очень затруднено.
Бывший сотрудник Facebook высказывает опасение, что это ждет и весь остальной мир.
Проблема Сан-Франциско
Развитие ИТ формирует кастовое общество, в котором будет невозможен переход человека из одного социального класса в другой. К такому выводу пришел Антонио Гарсия Мартинес (Antonio García Martínez), бывший сотрудник Facebook, который в настоящее время пишет для ИТ-издания Wired.
Читайте также: Классы в современной России
Мартинес описывает нынешнее социальное устройство Сан-Франциско, где базируется множество технологических компаний, присутствие которых влияет на жизнь горожан. Руководствуясь известными американскими словами о том, что Калифорния живет так, как остальные штаты будут жить завтра, а Европа — через пять лет, Мартинес выражает опасение, что это социальное устройство в той или иной мере приживется по всему миру.
Технологические компании платят своим сотрудникам более высокие зарплаты, чем работодатели в других сферах деятельности. Наличие в Сан-Франциско большого количества высокооплачиваемых работников привело к росту цен в городе, особенно на жилье, и усилению имущественного неравенства между жителями.
Как поясняет Мартинес, семья из четырех человек с годовым доходом около $117 тыс. больше не может считаться в этом городе средним классом, как могла бы в других штатах.
Читайте также: Миллиардные состояния. Их происхождение и сущность
Работая в ИТ-издании и имея спутницу жизни, которая является квалифицированным, но не занятым в ИТ специалистом, Мартинес намерен переехать в другой город, поскольку они не смогут прокормить в Сан-Франциско ребенка.
Четыре касты
Основываясь на своем опыте работы в ИТ-компании, Мартинес выделяет в социуме Сан-Франциско четыре социальных класса, границы между которыми настолько непроницаемы, что он называет их кастами.
Первую касту, которую можно назвать Внутренним кругом, составляют венчурные инвесторы, владельцы капитала. Вторая каста — Внешний круг — это высококвалифицированные специалисты в области ИТ или бизнеса, которые работают на инвесторов и получают за это достаточное вознаграждение, чтобы считаться в Сан-Франциско средним классом.
Третью касту, так называемый Сервисный класс, составляют работники, также занятые в ИТ, но выполняющие работы, не требующие высокой квалификации. Это водители Uber, курьеры, которые ходят за покупками по заказу пользователей приложения Instacart, работники по дому, нанятые через приложение TaskRabbit, и пр.
Читайте также: Советский Союз создали... дворяне
Представители этой касты окажутся без работы по мере развития искусственного интеллекта и робототехники — уже сейчас Uber не скрывает своих планов заменить в будущем водителей автопилотом, а гиганты электронной коммерции внедряют доставку с помощью дронов.
Четвертую касту составляют Неприкасаемые — люди, которые не могут позволить себе купить или арендовать жилье в Сан-Франциско, или не в состоянии прокормить себя, поскольку не работают в ИТ. Они вынуждены жить на улице и/или вести маргинальный образ жизни. Сюда входят бездомные, преступники, наркоманы и т. д.
Взаимодействие между кастами
Возможности перехода человека из одной касты в другую сведены к минимуму. Представителю Внешнего круга чтобы попасть во Внутренний, нужно очень рано и очень удачно найти работу в компании вроде Facebook или Google или открыть свой успешный бизнес, но такое случается не часто. Поэтому представители второй касты предпочитают работать на инвесторов, медленно накапливая сбережения.
Читайте также: Демократия при капитализме: свобода, которой просто нет...
Представители Сервисного класса не могут перейти на касту выше, поскольку у них нет необходимых знаний и навыков. Вся их деятельность фактически сводится к непрерывным попыткам не присоединиться к Неприкасаемым, которых представители других каст просто игнорируют. Мартинес отмечает, что в других регионах мира, в частности в Европе, дела обстоят иначе: место человека в обществе не всецело определяется уровнем его дохода, то есть бедность не приводит к изоляции.
Повседневное общение между представителями разных каст постепенно сводится на нет, во многом благодаря мобильным приложениям. Например, в случае Instacart, пользователь из первой или второй касты сообщает мобильному приложению, а не непосредственно курьеру, какие покупки следует совершить в магазине. Даже если курьер ошибся и купил, к примеру, не тот вид сыра, пользователь оставляет жалобу в приложении, а не высказывает ее человеку.
Пути выхода
Оценивая взаимодействие между людьми из различных социальных слоев в Сан-Франциско, Мартинес называет сложившуюся ситуацию "антиутопические кошмаром", с жестким социальным разделением и низкой социальной мобильностью. "Это феодализм с лучшим маркетингом", — пишет он.
Отмечая, что Сан-Франциско, идя по этому пути, уже "приблизился к точке невозврата", Мартинес напоминает, что жесткие социальные иерархии, как правило, рушатся в результате войн, революций, пандемий или падения государств. Надежду на менее радикальное решение проблемы он видит в представителях второй касты.
Читайте также: Классов в обществе нет!
Если венчурные инвесторы относительно оторваны от жизни, то квалифицированным ИТ-специалистам по-прежнему нужно обеспечить безопасность своих детей на улицах, заполненных маргиналами. Их волнует состояние города, уровень преступности, образование и транспортная система. Мэр, поддерживаемый именно этой кастой, победил на последних выборах в правительство города, сообщает Мартинес.
Он также отмечает, что в некоторых городах Европы предпринимаются попытки противостоять нашествию технологических компаний — например, в ряде городов запрещен Uber, а правительство Барселоны сначало оштрафовало Airbnb, а потом запретило нелегальную аренду жилья в городе через этот сайт, поскольку поголовная сдача помещений туристам привела к резкому росту цен на жилье.
Источник
Отредактировано Zlata (14-07-2018 19:25:57)