Волки и овцы
Заметки по поводу статьи Юрия Васидлова «Волколуганская Анормалия»
Затронутая Ю.Васидловым проблема, безусловно, актуальна. Численность волков в Украине в последние годы заметно возросла. По официальным данным, в начале 80-х годов ХХ столетия насчитывалось около 1200 волков, в 1990-м — 1450, в 1998-м — 2280, в 1999-м — 2526, в 2000-м — 2686, в 2002-м — 2389. В начале 90-х в год отстреливали до 600 волков, в конце 90-х — до 1000, теперь — около 1300.
В 1990 году на Луганщине насчитывалось 46 волков, отстреляно 39. В то время волков не было выявлено в Запорожской области и в Крыму, а также в Кировоградской, Хмельницкой, Тернопольской областях. Приведенные данные свидетельствуют о стойкой тенденции к увеличению поголовья волков. Луганщина по их количеству в последние годы занимает 3—5-е место среди областей Украины. Более четко обозначились позиции защитников волка как уникального представителя европейской фауны и приверженцев его чуть ли не полного уничтожения. Первые ссылаются на опыт стран Европы, где волка охраняют, на проекты реакклиматизации (завоза) волка в Англию (здесь волки истреблены 300 лет назад), в Японию. Вторые делают акцент на вреде, который волк наносит охотничьему хозяйству, животноводству, здоровью людей (Украина входит в первую десятку европейских стран по распространенности бешенства, к которому волк непосредственно причастен). Первые абсолютизируют положительную роль хищников в экосистемах, преувеличивают их значение как санитаров и селекционеров, приводят трогательные, но часто непроверенные рассказы очевидцев о безобидности хищников. Позиция вторых тоже не лишена эмоций, безосновательных обобщений относительно вреда от волков, их опасности как носителей возбудителей заболеваний людей и животных.
Ю.Васидлов небезосновательно подвергает сомнению точность учета волков на Луганщине, ведь для этого нужны не единичные, а постоянные учеты на протяжении года. Это, кстати, касается всех охотничьих животных.
Что касается приведенных Ю.Васидловым расчетов кормовой базы, то они очень упрощены. Минимальная потребность взрослого волка в пропитании в природных условиях — 1,7 кг в день. Но волк может довольно долго жить впроголодь, не теряя сил. При недостаточном количестве парнокопытных и домашних животных важной частью его рациона могут быть зайцы, мышеобразные грызуны. Нападают волки на лисиц, енотовидных собак, бродячих кошек. Как выразился один из охотоведов, большая добыча у волков бывает разве что по праздникам. А обычно они питаются птицами, яйцами птиц и птенцами, рыбой, фруктами, насекомыми. Насекомых, в особенности жуков, охотно ловят и поедают волчата. В общем, характер пропитания непостоянен и по сезонам, и по годам, и зависит он от наличия и доступности корма. Все это надо учитывать при оценке кормовой базы.
Волк — зверь открытых пространств, постоянный спутник человека. При ослаблении контроля за его популяцией он быстро увеличивает численность, что и происходит сейчас в Украине, в частности на Луганщине.
Каждый год около половины поголовья волка отстреливают. Но пара волков приводит в год в среднем 4—6 волчат. Таким образом от двух тысяч взрослых к концу года прибывает 4—6 тысяч молодых. Часть погибнет по естественным причинам, часть отстреляют, но общая численность волчьих стай возрастет.
1877 году известный российский биолог и охотовед Л.Сабанеев писал: «С первого взгляда, быть может, многим покажется, что значение, придаваемое в последнее время так называемому волчьему вопросу, слишком преувеличено, что волки приносят нам никак не более, а скорее менее вреда, чем 20—30 лет назад. И, действительно, так может показаться с первого поверхностного взгляда, но всякий, кто пожелает поглубже вникнуть в дело, при более внимательном рассмотрении ясно увидит, что именно за последние десятилетия количество волков возросло в значительной степени и что оно продолжает увеличиваться с каждым годом».
Сегодня ситуация с «волчьим вопросом» аналогичная.
В 1950 году опубликована книга О.Корнеева «Волк и его уничтожение». Именно так ставился тогда вопрос. Значительно позднее, уже в наше время, стало понятно, что «в организме природы» (выражение Льва Толстого) волки нужны. Но сколько? Там, где нет людей, где много парнокопытных, природа решит этот вопрос сама. Но на густонаселенных территориях, при развитом животноводстве полагаться только на природу рискованно. Учитывая это, довольно интересна формула одного из публицистов: «Природе волк необходим. Хозяйству проще без него».
Наиболее рациональной кажется такая мысль: положительное отношение к волку может согласовываться с осознанием необходимости управления его популяциями. В заповедниках и резерватах он требует охраны, на других территориях он обычный охотничий зверь.
Объемы добычи должны тщательно регламентироваться. Любой ценой волк в составе фауны Украины должен быть сохранен. Иначе в случае полного исчезновения волка его экологическую нишу сразу заполнят другие, не менее проблемные виды. Скажем, одичавшие собаки или шакалы. Последние, кстати, уже зарегистрированы на территории Одесской области.
Статья Ю.Васидлова привлекает внимание к необходимости основательных системных исследований украинской популяции волка. После 1969 года такая работа фактически не проводится. Что касается информации, которая попадает к нам из России, Беларуси, Казахстана, Польши и других стран, то без собственных исследований она не может быть основанием для каких бы то ни было выводов и решений.
Владимир Бондаренко
профессор Украинского государственного лесотехнического университета, заведующий циклом охотоведения кафедры лесоводства