Обнаружив след зверя, надо заняться выслеживанием.
Выслеживание подразумевает:
* определение свежести следа;
* выяснение направления, которое принял зверь (выправление следа);
* определение количества выслеживаемых зверей и, в частности, прошедших одним следом;
* счет входов и выходов, чтобы знать как сторону, в которой остался зверь, так и угодье, которое окладчику следует обходить,
* качественную оценку следов (пол, приблизительный возраст, особенность следа).
Нужно соблюдать правило — не терять времени на разбор петель, тычков и вообще следов в местах их сосредоточения, а шире окинуть круг по нетронутой следами целине, чтобы пересечь след, служащий руководящей нитью. Для того чтобы определить направление следа, нужно не только распутать сплетение следов, развязать, так сказать, узел, но и знать, куда след «смотрит», т.е. определить, где носок следа — пальцы, а где пятка. Если бы выслеживание всегда происходило в «печатную» порошу с ясными оттисками когтей, мякишей пальцев и пятки, то не стоило бы говорить о затруднениях в распознавании направления следа. Когда снег несет низом, или когда снег, при сильных рядовых морозах, потеряв влажность, становится сыпучим — порошкообразным, — выправить следы не так просто, и нужно приглядеться ко многим звеньям цепочки следов, чтобы понять, где носок следа, а где пятка.
При метели выправить след помогает видимая выволока — тот валик переднего закрайка следа и лоток, получаемые при подъеме лапы из ямки следа на следующий шаг. Выволока, следовательно, образуется из небольшого возвышения выволоченного снега лапой или затверделых обломков снежной корки или крошек, а продолжением выволоки (валика) служит черта на поверхности снега, прекращаемая при окончательном подъеме лапы. Передняя стенка следа обычно круче и шире задней, к которой тоже идет черта — поволока, образуемая постепенным снижением лапы перед ступанием в толщу снега.
Таким образом, поволока отложе выволоки, так как снижающаяся лапа опускает снег, приминая его в ямку следа, выволока же, напротив, вспахивает снег поднимающейся более отвесно лапой зверя. При выслеживании надо избегать идти самим следом. Во-первых, затаптывая след, иногда лишаешь себя возможности сделать тут же поверку свежести следа, количества и качества прошедших зверей, а, во-вторых, вызываешь подозрение зверя. След окладчика должен идти поодаль. В местности, где зимних дорог много, выгоднее выслеживать на лошади.
Волки очень любят пользоваться дорогами. Выправление следа по ненаезженным дорогам, да вдобавок при частом разветвлении дорог, — дело нелегкое. Заниматься долго обследованием полотна натертой дороги невыгодно. Нужно продолжать путь до разветвления или перекрестка, строго следя по бокам дороги. Волки обычно все же дают о себе знать несколькими ямками следов около дороги. Если в группе волков имеется взматеревший самец, то он где-нибудь помочится на кустик или на свисающую к дороге хвойную ветку. Те или другие признаки обыкновенно обнаруживаются на протяжении 0,5-1 км. Выбор для обследования сперва той, а не другой сильно незаезженной, дороги, где следы невидимы, надлежит делать, сообразуясь с вероятностью выбора зверем того или другого направления и близостью селения. Волк обыкновенно с незаезженной дороги, отправляется на лежку по полознице заброшенной лесной дороги. Лисицы идут по орогам сравнительно короткое расстояние, сворачивая в целину.
Выслеживая зверя на лошади по лесным дорогам, надо ехать тихо, а в хвойных чащах лучше идти пешком, так как проглядеть след при мелькании деревьев ничего не стоит, тем более, что с дороги зверь, идущий на лежку, делает иногда сметок-прыжок, да еще с таким расчетом, что след остается заслоненным. В тех случаях выслеживания, когда след зверя виден достаточно ясно, передвижения окладчика на лошади должны совершаться по дорогам объездами, делая замыкание круга в сторону, где остался след зверя. Выгоднее брать круги средние, — километров на 5, во избежание потери времени. Ту же потерю времени обыкновенно дает как слишком большой, так и слишком маленький объезд. Важно быть знакомым с переходом зверя, местами его обычных дневок, с местностью вообще и с расположением дорог и селений, — тогда легко выбрать наиболее выгодное направление объезда.