Бродячие собаки и охрана природы
Л. Чебыкина, этолог, кинолог

Подмена понятий

   В условиях современного мегаполиса единственным "окошком" в мир природы часто оказываются домашние любимцы, а заодно, происходит подмена понятий: "охрана природы" заменяется "зоозащитой". Хотя понятия эти совершенно разные! Задачи охраны природы - сохранение редких видов животных и растений вместе с характерной для них средой обитания. А зоозащита подразумевает, в первую очередь, предотвращение жестокого обращения с животными домашними или, по крайней мере, живущими в неволе.
  Рассмотрим проблему бродячих собак в природоохранном и др. аспектах.   

В глубь веков

   Многие представители сем. псовых (лисы, волки, шакалы, койоты), по своей природе, склонны к синантропизации. Они живут рядом с человеком, используя плоды его хозяйственной деятельности: от охоты на домашних животных до утилизации его отходов. Собственно говоря, благодаря этой склонности, и произошло одомашнивание собаки.
  За долгое сосуществование бок о бок со своим покровителем, собаки не раз дичали или  становились бродячими животными. Например, самая древняя из домашних собак - это динго. Человек "потерял" ее 5 000 лет назад. Попав в изоляцию на Австралийском континенте, она полностью вернулась к дикому образу жизни. Достаточно древними являются собаки-парии Ирана, Ирака, Индии, Северной Африки. Однако через эти земли, век за веком, проходили целые орды народов-переселенцев и кочевников, поэтому собаки-парии скрещивались с собаками пришельцев. В ХIХ - первой половины ХХ вв. "земляные города" собак-париев опоясывали крупнейшие (и достаточно бедные) города в вышеуказанных регионах. Количество диких и полудиких домашних собак Южной Америки резко возросло после испанской экспансии. Если у инков и ацтеков и были свои породы, то их представители безнадежно метизировались с собаками, привезенными из Европы, о чем свидетельствуют современные генетические исследования. Много бродячих собак обитало на юге Европы.

     В теплом климате, когда естественные враги собак (например, крупные кошки) уничтожены человеком, а пищи хватает, собаки в человеке не нуждаются. Едят они все: от падали и мелких животных (лягушек, мышей) до копытных, на которых охотятся стаей. Ездовые и охотничьи собаки народов севера в короткое полярное лето вели полудикий образ жизни. Однако их связь с человеком была прочнее. Одичанию препятствовали как суровые условия существования, так и наличие волков. Взаимоотношения собак с волками (крупным северным подвидом) отнюдь не были столь идиллическими, как описано в сотнях книг, в том числе - романах Джека Лондона. Волки ловили и ели своих пищевых конкурентов без малейшего стеснения.

   Домашние собаки легко переходят к синантропному образу жизни, который является для них естественным. Собак он вполне устраивает. Он не устраивает человека. Бродячие (бездомные собаки) выделяются из других синантропных животных (крысы, вороны и пр.), т.к.сохраняют более тесную связь с человеком. Однако пищу они добывают сходным способом - это нахлебничество, попрошайничество, хищничество (последний в условиях города наименее распространен).
Бродячие собаки в России
   В XIX в. бродячих собак в Москве, Санкт-Петербурге и др. крупных городах было мало. Основной силой, выступавшей против них, служил дворник. Дворник, между прочим, приравнивался к младшему полицейскому чину. И ему вменялось в обязанности уничтожать безнадзорных животных на подведомственной территории.

   После 1-й мировой войны, революции и гражданской войны количество беспризорных собак резко возросло. Основной приток шел из разоренных войной и разрухой деревень. Однако после возврата государства к разведению породистых животных (1924 г.), в целях борьбы с бешенством и др. эпизоотиями, бродячие собаки начали планомерно уничтожаться: любой милиционер имел право застрелить собаку без ошейника. Что касается породистых собак, то держали их немногие. В основном, породистым поголовьем располагали государственные питомники. А население - выращивало собак для армии, причем, не только в городах, но и в колхозах. После Великой отечественной войны, на фоне очередной разрухи, возник небольшой всплеск увеличения численности бродячих собак. В те тяжелые времена кормиться бродячим собакам было нечем, кроме как неубранными трупами; во многих местах их самих съели люди. Кроме того, еще в 50-60-е гг. ХХ в. государственные организации по заготовлению пушнины принимали собачьи и кошачьи шкурки.

    Всплеск численности бродячих собак произошел ближе к 70м гг. ХХ в. при строительстве поселков рабочего типа на фоне продолжавшегося процесса исчезновения деревень (программа укрупнения населенных пунктов, создания АПК). Получая квартиру городского типа, бывший сельский житель, без малейших колебаний, бросал своего дворового Бобика или Шарика.

   Попадание на улицу породистого животного было явлением исключительным. Жизнь в условиях коммунальной квартиры не способствовала приобретению четвероного любимца. Значит, если собаку все-таки держали, то ею крайне дорожили. Получение отдельной квартиры давало возможность приобрести собаку. Однако породистые собаки продавались только через клубы. Так, щенка охотничьей собаки заводчик имел право продать покупателю при наличие у того охотничьего билета. Вязки породистых собак осуществлялись через клубы, причем, производители должны были иметь оценку за экстерьер и рабочие качества; разведение было плановым. Собаку, потерявшую владельца, легко было пристроить в любой ведомственный питомник. Чтобы приобрести собаку, желающие стояли в очереди. Все это приводило к тому, что уровень кинологической культуры среди владельцев породистых животных был достаточно высок. (Это не означает, что жизнь владельца собаки была "сахарной": вспомним, например, статьи в газетах в конце 80-х гг. о том,  что мяса в стране не хватает потому, что его скармливают бесчисленному множеству домашних любимцев).

Борьба с безнадзорными животными являлась государственной политикой

Борьба с безнадзорными животными являлась государственной политикой, и численность животных контролировалась. Хотя собачьи стаи жили при складах, гаражах, бойнях, мясокомбинатах, магазинах, предприятиях общепита. Однако случаев бешенства, в частности, в Москве, не было в течение десятков лет.

    Грянувшая в конце ХХ в. перестройка, привела к резкому росту числа владельцев породистых собак при явном понижении кинологической культуры. Огромное количество клубов осуществляло вязки без каких-либо требований к качеству производителей. К тому же, из-за рубежа привозили представителей все новых и новых для России пород, не всегда имея представление о породных особенностях. Огромное число собак попали в случайные руки, а уровень благосостояния большинства владельцев резко упал. В конце ХХ - начале XXI вв. на улицы Москвы и др. городов впервые в истории России выплеснулась волна выброшенных породистых животных. Большая часть из них погибла, некоторая часть - адаптировалась и "улучшила породу" дворняг.

Так много бродячих животных, как сейчас, в России никогда не было. А набор подходов к решению проблемы оказался ограничен.

Структура собачьей стаи и поведение бродячих собак

   Эти сведения необходимы для дальнейшего понимания сути проблемы.

   Чаще всего, основательницей стаи является сука с подросшими щенками. К ним присоединяются новые бродячие животные. В отличие от волков, собачьи стаи имеют диффузный характер - животные могут уходить из стаи, а на их место приходить новые. Собаки - полигамные животные, с одной сукой во время течки спариваются не один кобель, а несколько. В стае имеется ранговая структура, т.е. разделение на доминантов (как кобелей, так и сук), субдоминантов и низкоранговых. Однако это деление не такое жесткое, как у волков. Хотя свою территорию защищает вся стая, приход новых животных ограничивается, в основном, кормовыми ресурсами. И в какой-то мере - личными характеристиками доминантов. Высоко агрессивные доминанты препятствуют приходу чужаков, "мягкие" - с ними ранжируются и уживаются.

   Стаи перемещаются вдоль человеческих транспортных путей, в частности - железных дорог. Они оседают (или образуются) в местах, богатых кормовыми ресурсами. К таким местам относятся железнодорожные станции, склады, гаражи и автохозяйства, магазины, пищевые точки, рынки, свалки и т.п.
Основной источник питания бродячих собак  - пищевые отходы. Основные укрытия - заброшенные человеческие строения, подвалы жилых домов, промежутки между гаражами-ракушками и т.п. Во многих парках собаки, как и их дикие предки, в летний сезон роют норы, в которых суки выводят щенков.

   При изменение нашего отношения к бродячим собакам, меняется и их отношение к людям. Становится все меньше и меньше собак, которые боятся людей, зато, к сожалению, возрастает число агрессивных.
Взаимоотношение беспризорных собак и кошек с крысами и воронами
    И бродячие собаки и кошки, и крысы используют пищевые отходы человека, однако по-настоящему пищевыми конкурентами они не являются, т.к. различаются по требованию к тому или иному составу пищевых веществ.

   Кошки более требовательны к корму и они "доплачивают" себе нехватку белка, охотясь на мышей и мелких птиц. По этому показателю образ жизни кошек города и деревни резко различен: естественно, что в большей степени охотятся кошки деревень и маленьких населенных пунктов. Среди городских кошек охотников на крыс, практически, нет. Крыса - слишком сильный противник. Кроме того, там, где есть крысы (а крыс в мегаполисах очень много) отсутствуют мыши. Крысы сами уничтожают своих пищевых конкурентов.

    У кошки, которую прикармливают в подъезде, больше шансов быть взятой в квартиру, чем у собаки. Кошка, живущая при магазине, хотя и не охотится на крыс, но отпугивает их своим запахом. При этом она не охраняет территорию от людей, а, значит, пользуется их расположением. По моим наблюдениям, крысы, населяющие подвалы, не приходят в холлы и квартиры 1-2 этажей, где есть кошки.

  Кошачьи сообщества городского типа с ранжированной структурой и четко прослеживаемыми взаимосвязями между отдельными членами образуются вокруг кормовых точек при наличии достаточного количества подходящих убежищ. Кошки, по сравнению с собаками, более скрытны. Из кошек, родившихся и выросших на улице, жертвами бродячих собак становятся, в основном, котята.

Специально за кошками бродячие собаки не охотятся

Они убивают их от случая к случаю. При наличии убежищ и почасовом использовании территории кошками (они приходят за кормом в отсутствии конкурентов, как кошек другого сообщества, так и собак), влияние собак на их популяцию бродячих кошек, незначительно. Хотя, возможно, они все же снижают численность кошек, оттесняя их от кормовой базы. Главная причина сокращения численности беспризорных кошек в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых крупных северных городов - уменьшение теплых убежищ в результате изменения в градостроительстве и закрытии чердаков и подвалов старых домов.

   Общих заболеваний у собак и кошек сравнительно мало, самое страшное среди них, разумеется, бешенство.

   Содержание любых домашних животных в городе без присмотра хозяев - недопустимо. Это, если хотите, маргинальная черта жителей мелких городов и деревень. Поэтому кошки, которых выпускают погулять на улицу, очень быстро погибают от инфекций, под колесами машин, в результате нападения собак или от рук хулиганов.
Собаки не используют крыс в качестве пищевого объекта, чем резко отличаются от мелких видов диких хищников (лис, хорьков, ласок, горностаев). Бродячие собаки убивают крыс, как кошек и др. мелких животных, "в качестве развлечения". Терьеры, которыми травили крыс, были результатом человеческой селекции и обучения, т.е. труда, вложенного в определенную породу и конкретную собаку.

   Крысы в еще меньшей степени, чем кошки, являются пищевыми конкурентами собак, т.к. используют разные фракции отходов. Крысы едят то, что собаки не трогают.

    На открытых местах регулярного прикорма бродячих собак остатки корма подбираются воронами. Крыс они привлекают в меньшей степени. И бродячие собаки, и вороны ведут дневной образ жизни, а крысы - ночной.

    Социальной почвой для возникновения "культа бродячей собаки", стала неблагополучная прослойка населения: многие из тех, кто подкармливает бродячих животных, подсознательно отождествляют себя с ними. Они чувствуют себя никому не нужными и социально не защищенными. Другая часть населения пытается творить "добрые дела", не затрачивая на это никаких усилий. И не берет на себя никакой ответственности за судьбу животного: покормил собачку объедками (которые жалко выкинуть) - и совесть спокойна.   

Бродячие собаки и охрана природы

   Политики настолько долго размахивали жупелом "экология", что приучили нас неправильно использовать этот термин. Экология - это наука о трофических (пищевых связях) между живыми организмами и возникновение, согласно этим связям, определенных природных сообществ. Говорить "плохая экология" столь же бессмысленно, как сетовать на "плохую математику", если, скажем, рухнул плохо построенный мост. Речь может идти о "плохих условиях окружающей среды". Чем больше видов, входящих в экосистему, тем она прочнее. И тем лучше нам. Это - аксиома.

    Бродячие собаки существуют в обедненных атропогенных экосистемах. Что это означает? Что диких видов животных и птиц здесь крайне мало, они привязаны к биотопам (лес, луг, болото), которые разрушаются человеком. Эти экосистемы крайне неустойчивы. И наличие собак препятствует сохранению эталонных природных участков в мегаполисе. В законодательстве о статусе ООПТ (Особо охраняемых природных территориях) прямо сказано, что присутствие безнадзорных животных исключается. Поэтому ставить конурки для ничейных собачек на окраинах парков и приносить им сюда корм - такое же варварство, как деление в XIX- первой половине XX вв. животных на "полезных" и "вредных" и истребление последних.

    К сожалению, наши сограждане часто даже не подозревают, что в Москве все еще встречаются зайцы, белки, землеройки, совы, пустельги, славки, пеночки, лягушки и ящерицы. Если собаки не уничтожают их впрямую, то создают фактор беспокойства, в результате которого птицы бросают гнезда и не выводят птенцов, а животные - покидают свои места обитания; кроме того, собаки являются разносчиками опасных заболеваний.

    Тот, кто видел, как мама-землеройка ведет сквозь травяные джунгли караван детей - первый держится зубками за ее хвост, следующий - за хвост братца или сестрицы и так  -до последнего детеныша - вряд ли позволит своей (или ничейной) собаке мышковать на парковой  лужайке. Ведь вместо домовой мыши, покинувшей подвал дома на время "летнего отдыха", та может придавить землеройку, которая и к грызунам-то не относится. Это представитель древнейшего отряда насекомоядных.
     
        Комплекс экологических проблем, связанных с бродячими собаками

° Безнадзорные собаки ухудшают эпизоотическую обстановку. За последние десятилетия в Москве и др. крупных городах неоднократно были зафиксированы случаи бешенства. И легкомыслие как властей, так и отдельных граждан в этом отношении просто поражает. Ведь бешенством болеют все животные - кошки, крысы, голуби - и до большой беды осталось всего полшага. Не4сколько лет назад Москва пережила эпизоотию лептоспироза среди собак. Это заболевание "консервируется" в популяциях грызунов, но поражает и др. зверей; им заражается и человек. Загрязнение яйцами гельминтов почвы мегаполисов таково, что профилактическое лечение хозяйских собак необходимо проводить каждые 3 месяца. Ряд гельминтозов передается человеку, особенно детям. Например, токсокароз. А во время миграции личинок токсокар по организму промежуточного хозяина, каким является человек, они могут локализоваться в глазах, что приводит к слепоте.
° Безнадзорные собаки являются лимитирующим фактором для существования многих видов, отнесенных к разным степеням редкости. Откроем Красную Книгу Москвы. Серая куропатка и перепел - относятся к 1 категории редкости, т.е. находятся под угрозой полного исчезновения (или уже исчезли). В конце 90-х гг. куропатки достоверно гнездились в долине р. Раменки и держались на территории стрельбища в Кузьминском лесопарке, а перепел последний раз был встречен в 2000 г. по южному берегу Нижнего Царицынского пруда. Эти, как любые другие гнездящиеся на земле птицы, подвергаются опасности со стороны собак, которые ловят цыплят, распугивают выводки. Еж обыкновенный - обычный в средней полосе зверек, но редкий в Москве, принадлежит ко 2 категория редкости; его численность сокращается. В нашем веке сохранился в Главном ботаническом саду. Преследуется и уничтожается бродячими собаками. От собак страдают кроты и землеройки. Два мелких представителя сем. куньих, горностай (2 категория редкости) и ласка (3-я категория редкости), обычны в других местах России, но крайне уязвимы в условиях города. В небольшом количестве до сих пор присутствуют почти во всех ООПТ. Бродячие собаки раскапывают норы этих зверьков или уничтожают молодняк. Заяц-беляк (3 категория редкости) и заяц-русак (2 категория редкости) в начале нашего века попадались во многих лесопаркам Москвы. И везде активно преследуются бродячими собаками. 
° Особенно страдает от собачьих набегов наша гордость - Лосиный остров, самый крупный национальный парк, чья территория частично расположена в мегаполисе. Егеря жалуются, что бродячие собаки нападают на детенышей пятнистых оленей. В заповедниках, заказниках и охотохозяйствах законодательно прописан отстрел бродячих животных. Но в городе стрельба запрещена. На любых охраняемых территориях нельзя использовать и отравленные приманки. Все более или менее гуманные способы отлова - дорогостоящие, а бюджеты природоохранных организаций - недостаточные.

Что делать?

   Сакраментальный вопрос для России! "Рецепты", как известно, апробированы в разное время в разных странах. Опыт СССР - планомерное уничтожение бродячих животных.

Опыт ЕС, США, Канады, Японии: бродячие собаки отлавливаются и помещаются в государственные или частные приюты. В государственных приютах, если им не находят хозяев, животных через какое-то время усыпляют. В частных приютах они могут жить неопределенно долго - все зависит от воли владельца. Собаки, представляющие хоть какую-нибудь угрозу для людей - уничтожаются без каких-либо рассуждений о "гуманизме" (или биоцентризме). Опыт современных стран, где развит ислам: бродячие собаки также уничтожаются. В странах, где развит буддизм или индуизм: бродячих собак много, население относится к ним терпимо. Однако в последнее время изобилие собачьих стай стало препятствовать туризму. Поэтому там стали применяться такие же меры, как и в США или Европе, а также раздаваться призывы к гражданам брать собак домой.

   Но вернемся к России. Вероятно, следует применить комбинацию методов.

1. Вернуться к государственной программе снижения численности бродячих собак. максимально гуманными способами.
2.  Ужесточить контроль над созданием приютов для бродячих собак и условиями содержания в них животных. (Многие приюты, хотя и не все - кормушка для казнокрадов).
3. Ужесточить отбор "кандидатов во владельцы собак" при отдаче их из приютов. (2\3 собак выкидываются обратно на улицу)
4. Усилить пропаганду именно охраны природы, чем, собственно говоря, и занимается "Апус", за что ему большое спасибо!

    Как всегда, следует помогать людям с собаками, а не абстрактным беспризорным собакам.