Шапка-невидимка или как снимать портреты диких животных
Съёмка из скрадка - один из приёмов, благодаря которому появились многие портреты животных крупным планом. Фотограф Игорь Шпиленок делится секретами мастерства:
Многие тысячи лет человек-охотник преследует диких животных, чтобы отобрать у них жизнь. И теперь страх четвероногих перед двуногими живет на инстинктивном уровне. Животные, у которых инстинкт страха перед человеком не развился, исчезли с лица планеты. Теперь, когда дикая природа сжимается, словно шагреневая кожа, все больше людей стремятся оказаться рядом с дикими собратьями вовсе не для того, чтобы отобрать у них жизнь. Среди этих людей и фотографы-натуралисты. Каждый фотограф, начинающий снимать диких животных, сталкивается со множеством трудностей и разочарований
Любой зайчишка, утка или кулик старается не подпустить человека ближе расстояния ружейного выстрела, то есть на 70 - 100 метров. Животные получаются на снимке слишком мелкими, чаще всего убегающими в смертельном страхе. Чтобы фотографировать ту же утку или зайца в полный кадр даже с помощью длиннофокусного объектива, надо оказаться в трех-пяти метрах от него. Нереально? Если бы было нереально, не существовало бы множества замечательных фотографий, показывающих самые сокровенные моменты из жизни животных
Грамотно устроенный скрадок - вот что может помочь приблизиться к осторожным зверям и птицам на любое расстояние. "Шапку-невидимку" я сделал из четырех палок и куска плотной материи - так писал об устройстве скрадка писатель-натуралист Н. Сладков. Человек прячется внутри скрадка, а животные не догадываются об этом. Скрадком может служить все, что способно скрыть фигуру человека и ее движения: маленькая палатка, шалаш, яма, большое дупло, завал деревьев, даже куча хвороста - все зависит от конкретной ситуации.