Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени
заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК
15.04.2020 г.
ЗЛОДЕЯНИЕ ДОБРОДЕЕВА
…На телеэкране после нескончаемого трёп-шоу «60 минут» про ужасы пандемии и новостей с количеством заболевших и умерших - крупным планом в лучшее время: крест из двух поленьев, поспешно связанный растрёпанной пеньковой верёвкой… Страстная седмица символично началась с показа пространного восьмисерийного фильма «Зулейха открывает глаза». Как вовремя и жестоко пустили его по «России-1» – сериал, длинный, как эшелон на восток, мрачный, как страх в пасмурном карантине, занудный, как жизнь в замкнутом пространстве, безжалостный, как коронавирус. Ах, какой уместный текст коммерческой книги Гузель Яхиной: «Умерших закапывали вдоль путей, в одной общей яме. Копали сами, деревянными лопатами, под прицелом конвойных винтовок. Бывало, вырыть могилы или прикрыть трупы щебнем не успевали – гремела команда «По вагона-а-ам!». Оставляли тела лежать открыто – надеялись, что в следующем эшелоне найдутся добрые люди, присыплют. Сами, когда стояли у таких открытых могил, всегда присыпали. Бисерт, Чебота, Ревда…». Череда таких же кадров – жестоких, с ударами прикладов, с ночным морозом, вызывающим оторопь, что тут можно вырыть деревянными лопатами и где в глуши берут щебень?
Зачем это? Почему в такие дни? – никто не задал вопроса на государственном уровне сыну лауреата Ленинской премии и младшему брату писателя из русофобской Праги - Олегу Добродееву, который с вверенным ему каналом совершил, по моему убеждению, злодеяние и нравственное преступление, запустив этот фильм в понедельник!
БЕСПЛОДНАЯ СМОКОВНИЦА
Великий понедельник — время усердных молитв, а история дня говорит о событиях, описанных в Евангелии. Сын Божий проклял иссохшую бесплодную смоковницу, сравнив растение с душой, которой чужды покаяние, вера и молитва. Помню, в 1997 году я снимал для «Русского дома» гневный сюжет, где православные люди и сам Святейший патриарх Алексий II возмущались показом фильма Скорсезе «Последнее искушение Христа» в Пасхальную ночь по НТВ, которым рулил тогда Олег Добродеев с подручным Евгением Киселёвым. Но творящееся на Страстной неделе – хуже и мерзостней! Вообще Добродеев типичная фигура для нынешней высшей идеологической обслуги власти. Сын сценариста Бориса Добродеева - лауреата Ленинской премии, воспевателя пламенных революционеров (телесериал «Карл Маркс в молодые годы» в соавторстве с А. Б. Гребневым и телесериал «Софья Ковалевская» в соавторстве с Д. Василиу) фигура тёмная – всё в соавторстве. Брат, Дмитрий Добродеев — писатель, который о себе говорит скромно: «Дальнейшие этапы моего жизненного пути — командировка в Будапешт (1987–1989), попытка найти работу в Вене (1989–1990) и эмиграция в Германию, где я стал работать на радио «Свобода». С 1995 г. постоянно живу в Праге». Вот какая Россия беспечная страна: кто-то вещает из Мюнхена по радио «Свобода», а братишка его делает стремительную карьеру на российском телевидении. В США подобное – просто невозможно! В 1992 году вместе Добродеев с Евгением Киселевым создал еженедельную информационно-аналитическую программу "Итоги". С декабря 1997-го до января 2000 года Олег Добродеев являлся генеральным директором ОАО "Телекомпания НТВ. Когда её отобрали у Гусинского (Господь покарал за показ кощунственного фильма или пришедший к власти Владимир Путин быстро понял роль ТВ?), Добродеев подал заявление в связи со сменой руководства, но Путин отставки не принял, а потом и вовсе назначил его генеральным директором ВГТРК. Так что тут – всё понятно! Но откуда родилась Гузель Яхина и её Зулейха?
На этих страницах весной 2016 года я писал, как либеральные СМИ и Фейсбук взорвались: у Дома кино залили зелёнкой председателя жюри Людмилу Улицкую! Исторический конкурс юных очернителей истории организовало Международное общество «Мемориал». Среди партнеров конкурса по "исторической правде" значилось несколько организаций из Германии: Фонд Кёрбера, фонд «Память, ответственность и будущее», Фонд имени Генриха Бёлля, «Фонд Фридриха Науманна за свободу». Внимание – привожу методичку для зелёных правдоискателей! «Мы надеемся, что молодые люди, занявшись в процессе написания конкурсной работы сбором и критической оценкой исторических материалов, смогут выработать ТРЕЗВОЕ отношение к советскому прошлому страны, в котором было МНОГО трагических страниц: массовые репрессии, затронувшие фактически каждую семью, голод, война, унесшая миллионы жизней». Репрессии затронули каждую семью? Лихо! А разве не война, развязанная предками этих самых устроителей-кураторов.? А разве героических страниц было меньше? – но на это не нацеливают школьников методички! Некто Сергей Бондаренко - один из организаторов конкурса «Человек в истории. Россия — ХХ век» горячо говорил: «Примерно половина этих детей впервые приезжает в Москву, из очень далеких районов, из маленьких сел. Они пишут, например, историю своей деревни. Я в этом году был экспертом в группе, которая занималась историей репрессий. У меня было два парня и одна девушка из села под Новосибирском. У них была работа о том, как их село пережило коллективизацию и какова там ситуация сейчас. Они поговорили с бабушками и дедушками и сделали социологическую анкету. И сравнили это с временами коллективизации. Очень хорошая работа». А чем она хороша? - совершенно не ясно. Непонятна суть: где брали материалы, чьим рассказам верили? Ветерана войны ещё можно отыскать, а участника коллективизации? Но в этом чернушном подходе сокрыт главный порок антипедагогизма и антипатриотизма – расчленение истории да и самого сознания школьников: в истории села были и трагические, и героические страницы, шли и губительные, и созидательные процессы. Вторых было больше: ну, коль село пережило разрушительную ельцинскую эпоху, значит, крепкая основа в хозяйстве и людях была! Но ребят натаскивают на одно: «трезво» ищите самые мрачные и отвратительные факты. Но ведь это – подло!
Согласитесь, что по той же методичке, похоже, была написана и раскручена книга Гузель Яхиной «Зулейха..». Предисловие к ней написала председатель жюри в зелёнке – Улицкая. Как-то всё сходится-замыкается: немецкие деньги, выбор плохо, но «правильно» написанного романа редакцией Е. Шубиной, неистовая пиар-компания, все мыслимые премии, восхищение либеральной тусовки и Захара Прилепина, которому тоже надо было Большую премию получать. В те же дни премьер-министром Дмитрием Медведевым была подписана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Россиядолжна была потратить на реализацию программы патриотического воспитания граждан более полутора миллиардов рублей. По постановлению, подписанному председателем правительства Дмитрием Медведевым, функции координатора пятилетней программы должна взять на себя Росмолодежь. Вот – 2020 год наступил – где плоды? Где элементарный публичный отчёт? Уже и Медведева нет на этом посту, а он тоже запоем читал «Зулейху…», которая написана по определённой, не раз проверенной методике.
ХОЧЕТСЯ ЗАЖМУРИТЬСЯ, ЗУЛЕЙХА!
Сопутствующие обстоятельства для подобных подрывных произведений и даже деньги в евро - играют роль, но не самую главную. Потрясает генеральная линия власти, которая сквозит во всём. Начиная от общего замысла и кончая удивительно бесчеловечно выбранным временем показа - при самоизоляции, накануне срывающегося праздника Победы. Словно хотят внушить: такая страна, которая на экране – не заслужила всенародного ликования и международного признания. Дикари, палачи, недоумки…Я пишу не как кинокритик, а как русский литератор, заявляя в самом начале показа: вы просто бесчеловечные политиканы и вредители, господа с федерального канала, которые специально подбирали время накануне светлого праздника Пасхи, потом - Победы, а попали ещё и в разгар пандемии!
Зулейха - достал Мадянов, играющий упырей
«Зулейха...» шла к измученному новостями и тревогами телезрителю довольно долго: телеканал «Россия 1» практически сразу выкупил права на экранизацию этого не романа, а политико-коммерческого проекта (даже Дмитрий Медведев признался, что читал сию книгу – потому, наверное, его правительство так и работало). Снимала сериал компания, названная как по иронии «Русское», но прославившаяся мыльными опусами. Продюсером «Зулейхи» выступил сам Антон Златопольский, генеральный директор телеканала «Россия-1», а в главной роли снялась уговаривающая нас оставаться дома Чулпан Хаматова, которая сказала: «Я, например, ненавижу Великую Отечественную войну, я не могу ей гордиться. Для меня это боль, кровь и страдание не только русского народа, но и немецкого…». В общем, всё сошлось: сериал начали снимать еще в 2018-м, анонсировали на телесезон-2018/19, но в итоге отложили на год. Как специально тянули выход фильма, снятого Егором Анашкиным («Кровавая барыня»). Сценарий казанская писательница - пиарщица, переехавшая в Москву, писала во время обучения в школе кино. Её там многому научили, в частности тому, как показывать 30-е годы на экране - те годы, когда взрастало и мужало поколение, которое вскоре спасло обливаемое грязью Отечество и мир от фашистской чумы. Как резко пишет критик Дмитрий Ромашов: «Если вкратце, то «Зулейха открывает глаза», это растянутый на 500 страниц пересказ солженицынского «Одного дня Ивана Денисовича». Только Иван Денисович стал 30-летней татарской деревенской женщиной Зулейхой, лагерь ГУЛАГа — посёлком «безвинно сосланных раскулаченных», а «кровавую гэбню» и переделывать не пришлось: при прочтении «Зулейхи» то и дело сквозь строчек лезет неопрятная волосня бороды «совести нации», призывавшей своих американских хозяев сбрасывать атомные бомбы на мирные советские города. В общем, полный набор того, что любит наша «самопровозглашённая российская интеллигенция». Добавьте к этому совершенно ужасный литературный слог…». Да, слог – и впрямь под стать прозе Улицкой, написавшей предисловие к книге и опекавшей раскрутку Яхиной. Типичный киношный язык, а не русская проза: «Игнатов не понимал, как можно любить женщину. Любить можно великие вещи: революцию, партию, свою страну. А женщину? Да как вообще можно одним и тем же словом выражать свое отношение к таким разным величинам – словно класть на две чаши весов какую-то бабу и Революцию? Глупость какая-то получается… Поэтому Игнатов не употреблял в речи слово любить – не осквернял».
Зулейха стреляет по нам..
Либеральная общественность» взахлёб принялась хвалить слабую, головную книгу везде, где только можно. Яхиной дали несколько премий: «Ясная поляна», «Большая книга»… Почёт, слава, деньги – десятки тысяч тиража... И тут опус Яхиной прочитали, наконец татары, про которых она якобы и писала. И — началось… Лауреат премии им.Тукая Вахит Имамов посчитал автора романа человеком, продавшим свою нацию: «…В произведении есть и воровство. Денисов, например, полностью, как Давыдов. Специально подстроили: «Гузель, ты не прыгай, случайно не посчитай себя великой писательницей». Якобы ошиблись в одном месте и оставили фамилию Давыдов. Произведение это —полностью фантастика». Резко критиковал на пленуме Союз писателей вслух эту книгу как клеветническую ветеран нашего цеха Ямиль Мустафин*. Даже вроде бы доброжелательно настроенный к Яхиной поэт Рузаль Мухаметшин был вынужден признать: «К большому сожалению, в произведении нет татарского духа. Автор не понимает и не чувствует ни татарской жизни, ни татарских традиций, ни татарскости как таковой». Ну, у нас полно якобы русских сериалов, где и русскости днём с огнём не сыщешь. А тут-то – полный мрак.
Зулейха. Участницы съёмок удивляются...
Сразу после просмотра первой серии пошли ошарашенные отзывы. Писатель и телекритик Александр Кондрашов: «Странная она какая-то это Зулейха. Её муж, жестокий, ненавидящий жену кулак-татарин убит при случайном столкновении с непонятным отрядом непонятных русских. Как будто продотряд, но нет, тогда их уже не было. Потом, оказывается, что они будут сопровождать ссыльных. Милиция? Среди них развратная Пересильд, цитирующая Коллонтай, как будто действие в восемнадцатом году, а не в тридцатом». Прозаик из Краснодара Светтлана Гриценко: «Для чего искажение истории? Для того, чтобы стравить народы и еще больше расколоть общество. Сейчас это так кстати! Прям вот угадали с показом. И в канун Победы, и в настроения карантийные. А рекламируют как! Укрыться негде от этой мерзоты». А вот представительница другого народа – Бадма Харлуева: «Я тоже не стала смотреть, хотя тема близка: в 43-м был депортирован калмыцкий народ, а эти анонсы с ужасным надрывом...они просто отбивают желание посмотреть хотя бы из любопытства. Ведь и в Сибири жизнь продолжалась, я сама тому пример, я - дитя Сибири».
Да не только в Сибири жизнь продолжалась и кипела! Во второй серии показаны метания интеллигенции, и Маша в старорежимном платье восклицает: «А что вообще сделала хорошего советская власть для России?». Странный вопрос – после гражданской войны до года действия романа прошло всего-то 8 лет страшного напряжения, преодоления разрухи, культурной революции, грандиозных свершений. Ну, прикиньте себе 2012 год, восемь лет назад – начало снижения уровня жизни в мирной России, а там – столько лет войны, крови, страданий до этого - с 1914 года! Историчность взгляда должна хоть в чём-то присутствовать, если не у протеже Улицкой, так хоть у руководства федерального канала!
Зулейху - Добродеев дарит под Пасху
Да, 30 января 1930 года вышло постановление ЦК, ЦИК и СНК о борьбе с «кулаками». Начало широкомасштабной борьбы с кулачеством, в результате которой были перегибы, о которых написал уже 2 марта в «Правде» Сталин в статье «Головокружение от успехов». Там он возлагает вину за ошибки, как положено, на местные власти. В дневнике писателя Михаила Пришвина эти события отмечены следующей записью: «Статья «Головокружение» в деревне теперь как эра, так и говорят всюду, начиная рассказ: «Было это, друг мой, до газеты...» Или скажут: «Было это после газеты». Да кто в фильме о таких пустяках вспоминает? Например, 13 марта того же 1930 года закрылась центральная Московская биржа труда. Ликвидация официальной безработицы в СССР, которая может снова обрушиться. Да, коллективизация шла трудно: доля коллективных хозяйств к 1934 году составила 71%, но именно в 1930 году было положено начало индустриализации сельского хозяйства. 15 июня — завершилось строительство Ростсельмаша — крупнейшего предприятия по производству зерноуборочных комбайнов, а 17 июня — вступил в строй Сталинградский тракторный завод — первенец советского тракторостроения. Где хоть тень этих событий, этого трудового порыва? Ну да, татарской забитой женщине да озверевшей охране – не до этого, а ваятелям антисоветской клюквы?
СТРЕЛЫ УДАРОВ
Кто-то может резонно спросить: «А что ж, не было подобных событий? А что ж, писательница, пусть и по известным лекалам, не может нарисовать такую вот ужасную картину?». А я ей, в отличие от татарских писателей – претензий не предъявляю: уловила струю, сняла пенки. Я – про «Россию-1». Пусть раскрученная книжка имела совокупный тираж 198 000 экземпляров (он не весь и раскуплен), но это – книга, где все сцены насилия, зверств, прелюбодеяний рисует в воображении сам читатель из сравнительно ограниченного круга. А тут – всепроникающий телеэфир в лучшее время! Кстати, тут же послышались самые разные претензии даже от казанских телезрителей: «В Страстную неделю можно было показать что-то другое. И песни на татарском пустить с субтитрами», «Фильм не 16+, а 18+! И не первый раз наблюдаю, как российское ТВ показывает фильмы с насилием и убийствами в 21.00 по ЦТ. Дети еще не спят!». «Когда Зулейха открывает глаза, нужно успеть закрыть глаза детям или отвернуться. Не для семейного просмотра, конечно, фильм. То ли ещё будет…».
Если и будет – не для меня. Когда попадаешь на этот фильм или даже анонс – хочется зажмуриться. Удивительное попадание: православные пишут про Страстную неделю, а патриоты вспоминают, что в день премьеры – была взята Вена. Понимаете, в перетык всем и всему - умудрились сварганить! А главное – после бесконечных ток-шоу с нагнетанием панических настроений, ужасных кадров бессилия перед пандемией и цифрами смертей. Но внутри этого страшного сериала идёт уже анонс другого сериала – «Обители» по книге Захара Прилепина, а режиссёр Учитель готовится снимать для «России-1» фильм по провальной второй книге Гузель Яхиной «Дети мои», в ней ссыльные немцы – та же грантовая тема с набором киношных штампов. Дело у Добродеева по производству и демонстрации антисоветских лент в Году памяти и славы поставлено на поток. Эти злодеяния уже отдают патологией и преступной культурно-информационной политикой. Какие там поправки в Конституцию о сбережении истории? Как в рот воды набрала новый министр культуры Ольга Любимова – опозорили её на весь интернет давними записями в ЖЖ и неуместными фотографиями, так она вообще решила отмалчиваться и никаких ориентиров – не намечать. Зато её родное министерство культуры умудрилось затвердить чудовищно невыразительную и просто странную эмблему 75. Что вообще она символизирует? Мы со студентами, готовя выпуск газеты навстречу Дню Победы, твёрдо решили не использовать этот вредительский знак. Разобрали его детально и пришли к выводу, что он символизирует трагическую осень 1941 года – вглядитесь в стрелы: фашистские войска рвутся на восток, к Москве, наносят удары по героически обороняющимся частям, а одна стрелка показывает ответный удар Жукова под Ельней, где родилась в победном порыве на запад Советская гвардия. Других толкований найти просто нельзя. Неужели этот бред будет что-то публичное украшать? А вообще, будут ли колонны Бессмертного полка или только уроды Романа Мадянова и прочих заштампованных краснордынцев станут телеэкраны поганить? Смените стрелы ударов, хватит разрушать страну изнутри!