«Грязные миллиарды»
Дождутся ли Олег Белоусов и Андрей Горбатов освобождения из тюрьмы своего коллеги из Промсбербанка Алексея Куликова
Расследование секретных финансовых операций, проводившихся с помощью банков-призраков, превращается в полномасштабное разоблачение всей финансовой системы и управлявшими ей сотрудниками ФСБ.
Сюжет: Коррупция
Все против ФСБ
Алексей Куликов - один из российских теневых банкиров - заключил сделку со следствием, суть которой состоит в даче показаний на своего коллегу Ивана Мязина, а также на бывшего начальника банковского отдела Управления «К» ФСБ РФ Дмитрия Фролова - своего близкого друга.
Это уже вторые показания на Ивана Мязина. На основании первых, которые дал экс-предправления Промсбербанка Борис Фомин, его осудили в 2019-м году за хищение средств в банке и приговорили к пяти годам колонии. Но из-за того, что Мязин долго находился в СИЗО, ему светило освобождение по УДО. Этот свет был погашен Мособлсудом, который пересмотрел приговор, увеличив срок Ивану Мязину до восьми лет заключения.
Это решение сделало возможным превратить Ивана Мязина в важного свидетеля по делу все того же Дмитрия Фролова, но не только. Мязин, судя по всему, никаких показаний уже давать не хотел, и попытался оспорить продление срока, но безуспешно.
Как далеко может зайти расследование, сейчас даже предположить сложно. Равно как и определить круг желающих дать свидетельские показания против ФСБ. Прошлым летом, к примеру, стало известно, что своими показаниями готов поделиться Алексей Френкель, который отбывает срок за организацию убийства зампреда ЦБ Андрея Козлова. Френкель «вспомнил»,что за две недели до убийства Козлова встречался с Иваном Мязиным и Евгением Двоскиным - еще одним очень известным игроком на рынке теневых банковских услуг, которого, как считается,прикрывает ФСБ.
Таким образом громкая история, которая была раскручена в 2014-м году под брендом «русский ландромат», не только не прекращается, но, наоборот, расширяется, захватывая все новых участников. В результате из запутанной с технической точки зрения, но незамысловатой по своей сути схемы по выводу денег из России она превращается в историю с очень сложной нарративной структурой, объединяющей откровенно криминальные элементы и вполне респектабельные финансовые институты Запада.
Операция «Ликвидация»
Все началось с того, что в 2014 году группа журналистов из разных стран мира получила от молдавских правоохранительных органов доступ к материалам, которые позволили обнаружить и описать систему вывода денег из России около 20 миллиардов долларов. Согласно публикациям того времени, система функционировала как сеть финансовых институтов, состоявшая из трех национальных сегментов - 19 российских банков, молдавского Moldindconbank и латвийского Trasta Komercbanka.
В изложении журналистов эта операция получила название «ландромат», так как предполагалось, что ее целью было именно отмывание российских денег, выводимых на Запад через Белоруссию. Сами российские банкиры, которые организовали канал по выводу денег, якобы называли его куда более понятным и приземленным термином «Мясо», по именам организаторов.
Для них это была обычная практика ведения банковских операций. Но для организации операций подобного масштаба мало быть банкиром. Тем не менее функционировать эта система могла лишь при поддержке «свыше» - государственных и правоохранительных структур. Расследование 2014-го года выявило наличие такой «крыши» в Молдавии, хотя правильнее было бы сделать вывод о том, что правоохранительная и политическая системы Молдавии оказались просто коррумпированы, обслуживая и зарабатывая на трансграничных денежных потоках, идущих из России на Запад. Расследование было хоть и громким, но историческим - в том смысле что оно захватило конечный этап всей операции. У всех российских банков, входивших в систему, начали отзывать лицензии еще в 2013-м году, и вскоре все они оказались в числе ликвидированных. 2014-й год известен еще тем, что против России и ее финансовых транзакций начали вводить жесточайшие санкции, которые могли ускорить зачистку засветившихся схем. Таким образом можно предположить, что публикация материалов стала не причиной, а частью ликвидационной операции.
Операция «Консолидация»
Разоблачение «ландромата» должно было поставить точку в истории с выводом денег, в результате чего она (история) превратилась бы в простой эпизод обычной криминальной истории. Но вместо этого расследование начало развиваться вширь - вовлекая все новых действующих лиц. Самым громким эпизодом стал арест «банковских полковников» - сотрудников отдела управления «К» ФСБ, созданного в период с 2009 по 2010-й годы на базе Службы экономической безопасности ФСБ (СЭБ ФСБ).
Реорганизация, судя по всему,понадобилась для консолидации теневых операций в финансовой сфере, и установления контроля над этим оборотом. Об этом, в частности, свидетельствует разразившаяся в 2013-м году настоящая война спецслужб за рынок «обнала».
В рамках этой войны впервые в СМИ было засвечено имя полковника Дмитрия Фролова, заместителя начальника управления «К» ФСБ, располагавшего итальянской виллой стоимостью несколько миллионов евро.
Публикация этого материала совпала с увольнением Фролова из органов, но в тот момент никто не писал о его связи с «мясом». Эти связи всплыли спустя шесть лет, когда в мае 2019 года Дмитрий Фролов был арестован в компании со своим сменщиком на посту начальника отдела управления «К» Кириллом Черкалиным, и приятелем, ушедшим в отставку из ФСБ Андреем Васильевым.
Расследование операций этой тройки выявило механизмы монополизации не только отмывания, но всех по сути теневых операций, совершавшихся в российской банковской системе с выходом на Запад.
Операция «Разоблачение»
До определенного момента разоблачение «ландромата» (в красивом определении) и «мяса» (в реальном) велось исключительно в странах бывшего СССР - то есть территории, которая традиционно считалась зоной«грязного банкинга». Здесь любая финансовая операция могла называться попыткой отмывания незаконно заработанных средств, но уже очень скоро расследование вышло на совершенно другой уровень. Анализ операций Промсбербанка - одного из центров этого «кольца», состоявшего из нескольких банков, составивших систему теневого финансового оборота, вывел на куда более крупных и солидных игроков. В их числе оказался и Дочейбанк - один из столпов мировой кредитной системы.
Промсбербанк оказался в «грязном кольце»в 2012 году, после смены акционеров, в числе которых замелькали имена будущих звезд «ландромата» .
Но еще до того, как они стали общеизвестными, осенью 2013 года ЦБ привлек Промсбербанк к административной ответственности за«неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Тогда речь шла еще просто о штрафе. А в апреле 2015-го года Центробанк отозвал лицензию у Промсбербанка с относительно нейтральной формулировкой - «за высокорискованную кредитную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы».
Последовавшее расследование операций Промсбербанка пошло по «мошеннической линии», несмотря на то, что к этому времени имена последних собственников банка (Евгений Мязин, Алексей Куликов, Олег Белоусов, Александр Григорьев и другие) оказались оказались на слуху и на виду у всех, кто следил за разоблачениями «ландромата».
Но сказать в точности, когда скромный с виду Подольскпромкомбанк (так назывался Промсбербанк при регистрации в 1990-м году для обслуживания счетов промышленных предприятий подмосковного Подольска) превратился в грозную машину финансовой закулисы, затруднительно. Акционеры банка стали просто номинальными лицами уже очень давно, как выяснилось существенно позже реальным продавцом банка в 2012-м году стал Григорий Альтшулер. Это имя также фигурировало в списках теневых банкиров, близких к Алексею Френкелю, осужденному за убийство в 2006 году зампреда ЦБ Андрея Козлова.
Такая, скажем так, неоднозначная репутация не помешала Промсбербанку стать контрагентом Дойчебанка при выполнении сложных транзакций по покупке и продаже ценных бумаг, которые впоследствии получили название «зеркальных сделок».
Первым по делу Промсбербанка был задержан именно Куликов, которого арестовали в 2016 году. Именно он и стал давать показания о коррупции в Deutsche Bank, через который выводились деньги из России. Арест и показания Куликова не помешали ему сохранить долю в кипрском банке Cyprus Development Bank (CDB), в который он вместе со своими партнерами вложил в 2014 году 25 млн евро. Правда в 2016-м году Куликову пришлось отойти от рычагов управления, что не удивительно, учитывая нахождение в этот момент в московском СИЗО.
Это не мешает его партнерам Олегу Белоусову и Андрею Горбатову жить роскошной жизнью на Кипре.
Судя по всему, после дачи очередных показаний Куликов рассчитывает присоединиться к ним.
Источник: https://versia.ru/dozhdutsya-li-oleg-be … a-kulikova