https://zen.yandex.ru/media/shevkin/kud … icle=false

        Наблюдатель
  Куда спешат цифровизаторы образования в России?

Цифровизаторы образования явно спешат. Цифровые платформы, законодательное уравнивание дистанционного и традиционного обучения… Они считают, что старый формат должен умереть: бумажные учебники через 3-5 лет, традиционная школа к 1925 году — это из планов цифрового «гуру» Д. Пескова, написанных давно. Боюсь, не поверите. Вот краткий план. Что реализовано из фантазий Д. Пескова, сказать не могу, а готовиться надо к тому, что нам предстоит после 2020 года: «Игра как доминирующая форма обучения» и т.п.

Я нашёл возражения Д.Пескову в статье учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе. Вот что она пишет о пользе игровой деятельности только в младшем школьном возрасте:

"Игра не готовит левое полушарие к школьной нагрузке, во время игры оно отдыхает, поэтому не происходит развитие. Как результат, дети остаются в инфантильности, то есть у них наблюдается незрелость в развитии, сохранение в поведении черт, которые присущи более ранним возрастным этапам. Детям необходимо прививать навыки интеллектуального труда, учить их самостоятельности и ответственно подходить к выполнению своих обязанностей".

Подробнее: Что не так с игровыми методами обучения?

А под статьёй есть отличный комментарий читателя: У одной из книг Якова Перельмана есть эпиграф. По форме это диалог двух ученых (или педагогов?).
– Надо учиться, играя.
– Но выучиться, играя, нельзя.

Д. Песков обучение и развитие ребёнка понимает как обучение пилота на тренажёре, где до автоматизма, до работы на рефлексе доводится алгоритм управления машиной в разных ситуациях. «Верю сразу и окончательно», что тренировка лётчика на тренажёре эффективнее рассказа инструктора, но ведь обучение детей, передача знаний и формирование осмысленных умений у детей, формирование человека — это совсем другое. Почитал бы психологов и других специалистов, но он читать не будет… Он же «гуру». Вот как видят участь традиционной школы в программе «Образование 2030» от Агентства стратегических инициатив (АСИ) между 2020 и 2025 годами.

С игрой и с умиранием школы Д. Песков «пролетит», как и с внутриутробным обучением к 2020 году. Есть такой фрагмент из похожей таблицы, но из другого документа: «Будущее образования: глобальная повестка».

http://rusinfoguard.ru/wp-content/uploa … u_full.pdf

Там я разглядел маленький фрагмент, который объяснит вам анекдотичный уровень профессионализма нашего героя.

По красной стрелке читается: 2020. Школа в утробе. Программы развивающей беременности: ребёнок получает знания и навыки в утробе.

На этом можно было бы поставить точку, но ведь «гуру» продолжает вещать, да теперь ещё в должности спецпредставителя Президента РФ по цифровизации. Поэтому придётся ознакомиться с некоторыми его цитатами из замечательной статьи в трёх частях, которую лучше читать целиком.

О дивном цифровом образовании. Часть I

«Ещё в 2009 году некий Дмитрий Песков (не путать с пресс-секретарем президента), сотрудник компании «Метавер» и один из разработчиков образовательных проектов для России, рассказал в телевизионном эфире о том, что он «точно знает», каким будет образование будущего. В частности, он заявил, что из образования будущего исчезнут учителя, поскольку их заменят «электронные тьюторы», что не будет учебников и оценок, да и вообще, «вся школа будущего — это будет преобразованная компьютерная игра, в которой границ между виртуальностью и реальностью не существует».

После «границ между виртуальностью и реальностью не существует» хочется воскликнуть: «Доктора в студию!» Терпим дальше. Почитаем про мечты Г.Грефа о будущей школе.

«Вот как выглядит школа его мечты, он увидел ее в США и теперь намерен переформатировать российские школы именно под такой идеал. В этой волшебной школе… «Выкинули знания. Над знаниями работают только сами ученики. В школах практически нигде нет столов. У каждого ученика есть самый дешевый компьютер. База данных со всеми электронными учебниками», — заявил Греф».

Подробнее: https://rossaprimavera.ru/article/334ebf10

В части II статьи отмечено, что «следить за преподавателями и учащимися будут в первую очередь через видеокамеры, которые станут «мерить в автоматическом режиме степень вовлеченности в работу преподавателей. Камера может считать, сколько минут вы провели в коммуникации со смартфоном, а сколько слушали преподавателя», — рассказывает Дмитрий Песков….

В своем рвении надзирать за детьми Д. Песков идет еще дальше. Оказывается, в скором будущем результат образования будет «достоверно устанавливаться путем снятия данных непосредственно с коры головного мозга». Песков называет это «новой искренностью». По его мнению, это полностью поменяет процесс образования в будущем».

А вот мнение Г.Грефа: «не только оценки не нужны, знания, собственно, тоже. «Навыки важнее, чем знания», — заявил Греф на той же встрече с директорами. Понятие «знания» все больше заменяется понятием «компетенции». Их цифровизаторы намерены измерять, причем в постоянном режиме».

А дальше раскрывается источник мудрости Г.Грефа: «Согласно пособию Всемирного банка, разработанному для измерения навыков, в ходе образовательного процесса нужно оценивать "социально-эмоциональные навыки, личностные и поведенческие и установочные, такие как: открытость, сознательность, экстраверсия, покладистость и невротизм (или его противоположность, эмоциональная стабильность), добросовестность"».

«Песков описывает этот процесс примерно так: пока дети и студенты будут обучаться на цифровых образовательных онлайн-платформах, последние будут тщательно собирать информацию о каждом обучающемся. Далее работодатели будут давать заказы на детей с определенными интеллектуальными и личностными характеристиками. Например, захотелось какой-нибудь корпорации заполучить мальчика, который «хорошо понимает в физике твердого тела, с прогрессирующим английским языком и не очень большими жизненными запросами. Система делает скоринг и выбирает: есть такой, ему 12 лет, и он живет в Индии или в Монголии. И какой-нибудь фейсбук берет и выкупает 12-летнего монгольского парня на работу в Фейсбук и 6 лет его эксплуатирует по полной программе», — сообщает Песков.

«Мы это называем у себя на внутреннем сленге «возвращение работорговли», — говорит, нисколько не стесняясь этого сленга, советник президента Дмитрий Песков. Да, важное дополнение: помимо системы ИИ, которая оценивает ребенка, его еще будут отслеживать социальные сети — ну чтобы раб был с гарантией качества».

Подробнее: https://rossaprimavera.ru/article/4e28d650

Бред про физику твёрдого тела и эксплуатацию монгольского недоросля Фейсбуком — это всё об уровне профессионализма нашего «гуру». Боюсь, он даже не подозревает, как смешон! Только нам что-то не до смеха. И вот последний фрагмент из третьей части статьи о страшных откровениях Д.Пескова.

«На тему ненужных детей, которые потом станут ненужными людьми, господин Песков много может сказать и говорит. По его мнению, из 145 миллионов человек, живущих в России, только 10 вносят вклад в ВВП страны. Все остальные граждане — это «ненужные люди», для которых искусственно создаются рабочие места. И активно внедряемые Песковым искусственный интеллект и роботизация приведут к тому, что огромное число людей будет выброшено на улицу — они тоже станут ненужными.
«Базовый ответ на это: мы загоним их всех в виртуальную реальность, дадим им делать виртуальные карьеры, и они там, как в Матрице, будут жить, развиваться и существовать. Вопрос в том, что надо на что-то есть всем этим людям», — жалуется Песков.

Вариант выдавать «ненужным» людям даже мизерные деньги на еду, как это предлагают некоторые экономисты, ему тоже не нравится. «Ненужных» людей надо правильно эксплуатировать, чтобы не жалко было их кормить.

Обратите внимание на риторику этого человека. «Загоняют» — животных. Господин Песков, похоже, вообще не видит в людях людей, он явно не против того, чтобы отнять у них настоящую жизнь, волю, свободу и даже сознание. И погрузить их в состояние, которое страшнее рабства, страшнее нацистских лагерей».

Подробнее: https://rossaprimavera.ru/article/44ae21fd

Пожалуй, хватит, остальное читатель найдёт по ссылкам. Тут возникает вопрос: «А как там на Западе с дивным цифровым образованием»? Приведу небольшие фрагменты и ссылки на последние публикации по теме. Из более ранних упомяну только нашумевшую сталью Л. Стрельниковой «Цифровое слабоумие».

https://azbyka.ru/zdorovie/l-strelnikov … -slaboumie

Педиатры Британии заявили о резком росте психологических проблем у детей

Группа английских экспертов предупредила, что изоляция наносит серьезный ущерб развитию и благополучию детей.

«Как и в случае первого карантина, мы наблюдаем резкий рост психических заболеваний и обращений к врачам, как у детей, так и родителей, — заявили специалисты. — Тревожность, депрессия и членовредительство — все это на пугающем уровне. Родители демонстрируют признаки психологического стресса и даже срывов в результате нагрузок по обучению своих детей на дому и необходимости продолжать работу и вести бизнес…

Влияние на всех молодых людей за последний год было ужасным, не только с точки зрения потерянного учебного времени, но и всего остального, что предлагает школа и образование, например, социального развития и внеклассные мероприятия. Для слишком большого числа детей школа означает обеспечение безопасности, эмоциональной поддержки и просто питания…

Дистанционное образование, независимо от того, насколько хорошо оно проводится, очевидно, никогда не заменит прямого очного обучения, особенно для учеников, которые испытывают наибольшие трудности, — сказал Джефф Бартон, генеральный секретарь Ассоциации руководителей школ и колледжей…».

Подробнее: https://rossaprimavera.ru/news/3a09ce4d

Дополнять, а не убивать: Японцы взвыли из-за цифровизации образования и электронных книг

«Издание The Yomiuri Shimbun говорит, что образование детей будущего нации "нельзя рассматривать с точки зрения экономических выгод". Автор публикации напоминает, что веками на познавательные, мыслительные процессы человека оказывали влияние, помимо прочего, чтение и письмо на бумаге. Он сомневается, что развитие личности можно доверить цифровым форматам.

В статье указано, что высокие академические стандарты в Японии поддерживаются именно благодаря качественным печатным учебникам… В ряде случаев электронные средства (изображения, аудио, видео) должны дополнять, а не убивать классические носители, расширять возможности преподавания предметов.

Погоня за цифровизацией не должна осуществляться за счёт снижения успеваемости детей. С этим согласен и профессор Университета Мэйдзи Такаси Сайто. Он говорит, что воспринимать и запоминать информацию с листа, обычного бумажного листа, намного легче».

Подробнее: Дополнять, а не убивать: Японцы взвыли из-за цифровизации образования и электронных книг (tsargrad.tv)

   Так куда так спешат наши «гуру» с внедрением цифровизации в России, если ещё идёт, ещё не проанализирован аналогичный эксперимент на Западе и Востоке?
    Нам надо обязательно наступить на все грабли, получить все издержки от цифрового мракобесия? А куда смотрит Президент, Следственный Комитет и прочие компетентные органы? Неужели надо доводить граждан до того состояния, когда они понесут цифровых «гуру» на вилах? Я вовсе не призываю к насилию, но государство должно указать выход из цифрового концлагеря, который нам строят упомянутые «гуру» и их помощники. Иначе бунт заключённых неизбежен.