https://zen.yandex.ru/media/id/604f1fbe … mpaign=dbr
              Честь имею !
         Как мы потеряли Кавказ.

     После нескольких лет обслуживания  Западной Сибири и её нефтегазового комплекса, я был назначен на генеральскую должность главным инспектором ОИУ МВД СССР., Таких инспекторов было всего 7 на весь СССР и каждый имел свою зону обслуживания. Мне достались республики Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область.

      Специфику Кавказа я  вначале не понимал и поражался как простой милиционер, не говоря уже об офицерах руководителях ,может легко закатывать приёмы в ресторанах, угощать большое количество людей дорогостоящими яствами   без ущерба для семейного бюджета  ? Ведь официальные зарплаты в системе органов внутренних дел Кавказа такие как и в России.
    Только после длительного общения с сотрудниками в неформальной обстановке секрет приоткрылся.  Для большинства  кавказцев работа в милиции была крышей коммерческой деятельности, если не самого сотрудника, то его семьи. Снизу доверху Кавказ был пронизан коммерческим духом и кадры подбирались по принципу сколько ты можешь дать вышестоящему начальнику или внести в левую схему. В результате, ни о какой бескорыстной работе речь не шла.
     Должности покупались, дела закрывались, статистика корректировалась. Любое беззаконие допускалось, если за ним стояли влиятельные люди из власти.   Народ к этому привык и принимал такие порядки как должное. Это выглядело как некий социальный лифт, позволяющий ловким людям подниматься наверх и управлять менее способными. Очень редко кто- то осмеливался вынести сор из избы, пожаловаться в Россию на деятельность своих чиновников.
    Приезжая по таким жалобам в кавказские республики я встречал искреннее удивление местных чиновников, что мы взялись за их внутренние разборки и всячески мешали установлению истины. Запомнилась жалоба одного участкового в Азербайджане, которого его собственное руководство пыталось изжить со света за принципиальность и борьбу с браконьерами.
    Участковый, кажется его фамилия была Тагиев, получил зону обслуживания в рыбацком посёлке. Официально в его обязанности входила борьба с браконьерами, незаконно вылавливавшими осетровые породы рыб. Начальник ОВД ежедневно проводил инструктаж, призывая быть бдительными и искоренять браконьерство. Тагиев в силу своего характера и предыдущей подготовки в органах внутренних дел Архангельской области, умело организовал работу ,в результате чего за короткий срок браконьеры были выловлены, а их лодки конфискованы и поставлены на прикол.
   Однако руководство не спешило поощрять участкового, а наоборот стало его отстранять от рейдов, высказывать недовольство его активностью. Причина вскоре обрисовалась. Сам начальник ОВД регулярно снимал с браконьеров оброк в виде чёрной икры, которую ему поставляли в огромном количестве.. Вторым крупным заказчиком икры был секретарь райкома.
      Оба чиновника давно пользовались услугами браконьеров, которые под таким покровительством никого и ничего не боялись. Во время одного из рейдов, когда Тагиев заблокировал вездеход УВД с браконьерским уловом, его попытались раздавить автомобилем, но в болотной жиже участковому удалось увернуться и в лежачем положении произвести несколько выстрелов по колёсам авто. Одна из пуль смертельно ранила водителя. Против Тагиева местной прокуратурой было возбуждено уголовное дело за умышленное убийство. В деле отсутствовали данные о том, что машина была наполнена ценными породами рыбы и привязка к местности, что позволяло обвинить Тагиева в стрельбе из хулиганских побуждений.
     Понимая перспективу своего положения, Тагиев добрался в Москву и передал жалобу в МВД СССР. Генерал Каро послал меня проверить эту жалобу. Приехав на место я удивился, что никто в МВД Азербайджана и органах прокуратуры не думают защищать Тагиева. Наоборот стали мне доказывать, что он плохой человек, оставил многодетную семью без кормильца, хотя у самого Тагиева тоже было пятеро детей. С большим трудом мне удалось ознакомиться с уголовным делом в прокуратуре и увидеть сделанные в нём подтасовки.
     Понимая, что один я не смогу изменить намерение местного прокурора, я подключил к работе зонального прокурора из Генеральной прокуратуры СССР, попросив его затребовать дело для ознакомления. В результате уголовное дело против Тагиева было прекращено. Выяснилось даже, что водитель был убит кем то другим, а не Тагиевым, т.к. извлечённая пуля была не из пистолета участкового, а из ружья. Судьба Тагиева мне не известна, хотя в дальнейшем я ещё не раз убеждался , что на Кавказе принципиальные и честные работники не нужны и вряд ли ему дали дослужить до пенсии.

      Многодетный подполковник милиции из Дагестана рассказал, что основным источником существования его семьи является контрабанда высококачественного коньяка, которую он осуществляет регулярно, выезжая в европейские страны.
    Обратно привозит редкие ювелирные изделия, сбывая через местную торговую сеть. Водитель МВД Грузии признался, что работает в милиции только ради крыши, чтобы безнаказанно зарабатывать на частной коммерции. Вся семья на станках, выдаваемых инвалидам-надомникам, производила пластиковые пакеты, поставляемые в торговую сеть и распространяла детские надувные шарики, которые он, используя своё служебное положение, получал на фабрике, имея 500 проц. прибыли.
    Над приезжавшими в командировку сотрудниками из России местные откровенно потешались, видя как они экономят командировочные и сами стирают свои носки и бельё. Себя местные сотрудники считали более цивилизованными чем русские, презрительно считая их пьяницами и глупцами. Один сотрудник МВД Грузии прямо сказал, что русские - лентяи, дураки и пьяницы , не способные поднять лежащие вокруг них деньги. К сожалению , этому имелись основания.
      Как правило, проверяющих встречали ,поили и кормили до упаду, а затем вручали заготовленный положительный материал проверки, с которым и выпроваживали в Москву .Отработана была целая схема увода проверяющих от дела с предложением бань, ресторанов, укромных заведений и т.п., в которых уже разомлевших гостей негласно фотографировали, собирая на всякий случай компромат. Я тоже не отказывался от кавказского гостеприимства, но всегда был начеку, не перебирая со спиртным, использовал эти встречи на пользу дела, получая больше необходимой информации, чем работая с документами. Не все члены бригады выдерживали эти испытания, с чем приходилось нещадно бороться., отстраняя от таких сотрудников от дела и отправляя в Москву. 

      Примером предприимчивости кавказцев может служить организация работы в колонии для несовершеннолетних в Арташате., куда я однажды заехал вне плана. Наплевав на все директивы и инструкции МВД СССР по этой работе, руководитель колонии организовал на её базе прибыльное предприятие, на доходы которого прилично существовали все сотрудники колонии, сами колонисты и руководство . Валюта зарабатывалась от организации охоты для западных любителей на диких кабанов.
   В живописном ущелье было оборудовано всё необходимое для этого. Подобранным парням из колонистов поручалось кормить диких вепрей, которых для охоты выпускали в нужный момент в ущелье. Охотники из Германии занимали вышки, устроенные в нужных местах ущелья и наслаждались успешной охотой. Мясо убитой дичи шло на улучшения питания колонистов.
     Семьи охраны колонии работали на внутреннем ткацком производстве, выпускавшем текстильную продукцию, которая реализовывалась через торговую сеть Еревана. Колония практически не охранялась, т.к. никто из неё убегать не собирался, а после срока заключения некоторые даже добровольно оставались в качестве обслуги. Продукция оборудованных теплиц и лимонария с избытком покрывали потребности колонии и реализовывалась вне её. Особой гордостью был огромный аквариум, в котором выводились редкие породы аквариумных рыб, предлагавшихся коллекционерам всего мира. Начальника колонии осужденные называли папашей, а он их сынками.
    Парадокс был в том, что этот опыт не вписывался в стандарты советской исправительной системы и просто замалчивался. Начальник  ОИУ генерал Каро, выслушав мой доклад об этом опыте , покачал головой и сказал, что нас не поймут, прикажут начальника колонии наказать и вернуть организацию работы в соответствии с приказами МВД СССР.

    Зато Запад не дремал и с началом развала СССР этому начальнику колонии предложили руководить крупнейшим в республике американским супермаркетом. 

     Негативное отношение к сотрудникам МВД СССР, тщательно скрываемое в прошлом, когда государство было сильным, с началом перестройки стало быстро проявляться. Уже не было того подобострастного уважения, что проявлялось ранее. Меня могли продержать в приёмной до получаса, прежде чем приступить к деловой беседе. Предлагавшийся разработанный ОИУ МВД СССР план совместного сотрудничества вообще был отвергнут под предлогом того, что не был подписан Министром. Даже рабочее место не всегда предоставлялось и приходилось скитаться по кабинетам, чтобы найти свободный стол. Командировки на Кавказ стали напоминать прогулки без определённой цели.
      Повлиять мы ни на что не могли, а вот головой рисковали. В республиках бушевали политические страсти и на приезжих из Москвы смотрели как на потенциальных диверсантов. Об этом я уже ранее упоминал. Хочу отметить, что никакой стратегической линии центр мне проводить не предлагал. Складывалось впечатление, что мы просто закрываем пункт плана для отчёта.
    В этом мы копировали и действия руководства страны. Когда я с бригадой, возглавляемой ответственным сотрудником ЦК КПСС, прибыл в Южную Осетию, откуда все проехали на автомобилях в Боржоми через места боевых действий , я был свидетелем той боли и надежды, с которой нашу бригаду встречали жители полуразрушенных сёл, как плакали женщины и дети, рассказывая о зверствах грузинских карателей. Складывалось впечатление, что мы последняя надежда этих людей, которых мы как то должны спасти.
      Однако вернувшись в Москву, в частной беседе с руководителем бригады я вдруг узнал, что предпринимать он ничего не собирается, а наше мероприятие было проведено в пожарном порядке, чтобы закрыть запланированный пункт плана работы отдела. Большинство осетин, с которыми пришлось встречаться в то время, считали Россию и лично Горбачёва провокатором, который вначале внушил надежду на получение самостоятельности от Грузии и подтолкнул к борьбе за это, а затем бросил, не оказав должной помощи.
     На мой взгляд Центр потерял авторитет в республиках Кавказа после того как были бездарно отпущены Украина и Белоруссия ., объявили о самостоятельности Чечня и Ингушетия. Руководство страны занималось разборками между Горбачёвым, Ельциным и Верховным Советом в борьбе за власть, а на Кавказе активизировались враждебные к России политические силы, подогреваемые эмиссарами с Запада. В результате мы Кавказ потеряли, оставив там горы оружия и принадлежащих России ценностей.

    Заходите на мой канал, ставьте лайки.