ЗООМИР и не только о нем

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЗООМИР и не только о нем » Овчарки » Колли.


Колли.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

https://zen.yandex.ru/media/nos_k_nosu/ … 2c9f63e075
       Нос к носу
    Колли. Уходящие породы.

  Колли были труднодостижимой мечтой "каждого советского человека" после того как в прокате появился американский фильм #Лэсси . Откуда же появилась эта бело-рыжая жизнерадостность?

Точные данные о происхождении породы не дошли до наших дней, считается что появились они в Шотландии и Англии в качестве пастушьих собак. Там будущие колли и обитали счастливо, охраняя отары черномордых овец, пока не попались на глаза неизвестному энтузиасту.

Впервые собаки под названием "колли" были показаны широкой публике на выставке в Бирмингеме в 1860 году, и тогда все типы шерсти были в одной группе.

   В конце XIX века к #колли были прилиты крови русской псовой борзой, сделано это было для увеличения продолговатости морды и придания ей более аристократического вида. Так же борзая, кроме продолговатости морды, привнесла в породу отсутствие четко обозначенного перехода и скошенность лобной части головы.

   В начале XX века колли продолжили улучшать, добавили кровь ирландского сеттера, благодаря которой колли приобрели "соболиный" или рыжий окрас. Именно эти масти быстро стали наиболее распространенными. От сеттера же в наследство остались более прямые ноги и несколько увеличившийся рост.

   Фото - 1897 год. Источник фото Pinterest
В нашу страну колли попали в качестве подарка - королева Виктория преподнесла красивых собак императорской семье. В двадцатых годах двадцатого же века, когда стала активно развиваться система служебного собаководства, колли стали активно селекционировать, и к началу войны в Ленинграде насчитывалось более 200 собак этой породы. Однако войну и произошедшую в ходе этой войны блокаду Ленинграда пережили всего пять собак. Именно они легли в основу возрождаемой породы.

    В СССР колли разводились по своему собственному стандарту и значительно отличались от европейских собак того времени. Наши #шотландские овчарки были выше, рост кобелей по стандарту - до 69 см, и в отличии от мирных европейских собратьев успешно использовались в качестве служебных собак. Соответственно, многие животные имели достаточно агрессивный характер, активно дрессировались на задержание человека, а для использования в разведении требовалась сдача ЗКС. Честно говоря, мне сложновато представить колли на задержании, но я слышала рассказы людей заслуживших мое доверие.

На данный момент тип служебных советских колли практически полностью утрачен.

  Фото - Чар. Источник фото http://sibforum.mybb3.ru/
Описание стандарта как отдельный вид прекрасного:

    Глаза: Являются очень важным породным признаком, ПРИДАЮТ СЛАДКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ. Среднего размера (ни в коем случае не слишком маленькие), несколько косо посаженные, миндалевидной формы и тёмно-коричневого цвета, за исключением собак мраморного окраса, у которых глаза часто (один или оба, полностью или частично) голубого цвета или с голубым вкраплением. Выражение глаз в высшей степени умное, интеллигентное, когда собака прислушивается – живое и внимательное.
   Разумеется, современные собаки ушли невообразимо далеко от этих служебных советского разлива. Согласно стандарту FCI они стали значительно ниже, более квадратными и в тысячи раз пушистее.

2

https://dzen.ru/a/Y_r_ryoTb2DQlIW7
         Центр реабилитации диких животных "Ромашка"
                    Ратта

"Похожа конечно, но откуда здесь колли"

Ну а мы снова возвращаемся в те далёкие времена, когда мы еще жили в Москве. И сегодня рассказ о нашей самой первой совместной собаке.

  Мои первые воспоминания о колли уходят в детство. Фильм про умную, красивую, послушную собаку Лесси завораживал в 70-е годы прошлого века не только детей той поры, но и взрослых. Из серии в серию Лесси выручала из беды зверят, помогала хозяину в борьбе с браконьерами, попадала в различные передряги, но благодаря своему уму легко выходила из самых сложных ситуаций. Фильм смотрелся с большим удовольствием, но почему-то эта порода не трогала меня. Я любила других овчарок – кавказских, южнорусских. Они волновали мое детское воображение – огромные, сильные и независимые. И лаяли они так, что мурашки по коже прыгали, – отрывисто басом, не то что коляшки – тоненько с повизгиванием, совсем как маленькие собачки. Я не хотела иметь такую собаку.

  В шестнадцать лет родители подарили мне щенка южнорусской овчарки, я была на седьмом небе от счастья, но радость была недолгой. В шесть месяцев собака погибла от чумы; к сожалению, в семидесятые годы прошлого века не было ни вакцин, ни эффективного лечения от этой страшной болезни, да и заводить новую собаку в течение двух лет ветеринары не советовали. Пришлось, глотая слезы, провожать восхищенным взглядом собак, встреченных на улице или увиденных на выставках – южаков, кавказцев…

  Едва отгремел марш Мендельсона, как я сразу же хотела потащить мужа в клуб ДОСААФ покупать собаку. Но Алексею после окончания института предстояло отслужить в армии, и покупку щенка пришлось отложить на целый год. А ждать было невмоготу. Случайно оказавшись на Птичьем рынке, я увидела огромного кобеля южнорусской овчарки – мечту детства. Уговорила продавцов взять такси и поехать с собакой ко мне домой, за деньгами. Родители от покупки чуть в обморок не упали, а я была счастлива – ложась, пес занимал весь коридор. Но и эта собака не прижилась. Не знаю, где она воспитывалась, но явно не в квартире, пес не имел никакого понятия о правилах проживания с людьми, сметал все со столов и подоконников и норовил выпрыгнуть в окно четвертого этажа. Пришлось искать ему хозяев в частном доме.

  Кажется, не прошло и недели после прихода Алексея из армии, как мы уже были в клубе служебного собаководства, и тут, о ужас, наши мнения разошлись. Я хотела их – южака или кавказца, а Алексей – колли. И хотя Алексей приводил, кажется, вполне разумные доводы в пользу покупки колли: небольшая квартира в Москве, рождение впоследствии ребенка, к которому неизвестно как отнесутся такие строгие собаки, как южаки и кавказцы, – я стояла на своем: хочу.
   Но, наверно, кто-то на небесах внял молитвам моего мужа, и, во-первых, в клубе в данный момент не оказалось щенков южаков и кавказцев, а собаку хотелось сейчас, немедленно, а во-вторых, на улице мы встретили кобеля черного колли изумительной красоты. В нем было все: рост, роскошная шерсть, спокойствие и полное послушание. Он шел по многолюдной улице и, казалось, сливался в одно целое со своим хозяином. И мы купили колли. Купили и не пожалели.

  Щенок нам достался от великолепной рабочей собаки. Хотите верьте, хотите нет, но у нее был диплом первой степени не только по общему курсу дрессировки, но и по защитно-караульной службе. И еще нам необыкновенно повезло с заводчицей – человеком, преданным породе, болеющим всем сердцем за ее процветание и за каждого своего щенка. Энтузиазму Людмилы Васильевны Андреевой можно было только удивляться. Она успевала не только заниматься с тремя своими собаками, участвовать с ними в выставках и соревнованиях, но и помогать новым владельцам выращивать настоящих служебных собак. А поучиться у нее было чему. Например, мы узнали, что маленького колли нельзя гладить по голове, так как он привыкает отводить уши в сторону и держать их параллельно голове, и, конечно, после этого ни о каком правильном поставе ушей уже и речи быть не может.

Чего уж там скрывать, колли не относится к молчаливым собакам: зазвонил телефон – лают, звонок в дверь – тот же эффект, соседи открывают свою дверь или по лестнице кто-то пробежал – опять гвалт. Но если все эти возгласы пресекать с детства, причем не наказанием, а просто отвлекая щенка, то и лая в дальнейшем не будет. И у нас выросла очень молчаливая собака, ни разу не подавшая голос без дела.

  Маленькие щенки все ласковые. Только есть породы, которые, вырастая, недоверчиво относятся к посторонним, а есть такие, которые, вырастая, остаются ласковы и доверчивы ко всем. Колли относятся к последним. Ну а уж если вы решили вырастить настоящую служебную собаку, то придется со щенячьего возраста удерживать собаку от посторонних людей.
  Пришли к вам гости – не разрешайте им ласкать щенка, а чтобы гости не обиделись, просто отнесите щенка в другую комнату. И на прогулках не разрешайте посторонним людям гладить и ласкать щенка. Гуляйте с ним там, где людей поменьше, если, конечно, в наше время есть такие места. Не бойтесь, от этого колли не вырастет ни свирепой, ни нелюдимой. Она просто не будет доверять всем подряд, и это очень пригодится для обучения ее защитно-караульной службе. Во всяком случае, мы сдали экзамены по ЗКС с первого раза.

  Действо оказалось запоминающимся. «Ну, начнем, пожалуй, с колли», – произнес инструктор, приехавший на нашу площадку принимать экзамен. Ратта быстренько выбрала вещь, близко не подпустила инструктора к охраняемой сумке, и мы приготовились задерживать «нарушителя». «Вы собачку-то отстегните», – сказал инструктор, – это же не овчарка». Он похлопал в ладоши, повернулся к нам спиной и побежал. А в следующую секунду после подачи команды «Фас» он уже лежал, сбитый с ног собакой, и, загораживая руками шею и голову, кричал: «Уберите собаку». Встав и отряхнувшись, инструктор сказал: «Предупреждать надо, что у вас так собака работает». А потом на протяжении всего времени приема экзаменов у восточно-европейских овчарок: «Равняйтесь на колли, вот как работать надо».

  При этом Ратта была очень коммуникабельной и легко управляемой собакой. Ее легко можно было отозвать и остановить в любой момент. Как-то, гуляя вечером по огромному пустырю, мы решили попробовать, а пойдет ли она на задержание не на площадке, а в реальных условиях. В трехстах метрах от нас проходил мужчина. Мы посадили собаку, показали ей в сторону прохожего рукой и произнесли заветную команду. Честно говоря, такой реакции мы не ожидали. Собака успела долететь до середины пустыря, прежде чем мы опомнились и произнесли команды «Фу» и «Ко мне». К счастью, прохожий ничего не заметил. Но этого эксперимента мы могли бы и не проводить, если бы знали, что через некоторое время Ратта сама покажет нам, на что способна.

  Мы прогуливались вечером в парке. Ратта бегала без поводка, ни на кого не обращая внимания. Вдруг собака подняла холку, оскалила морду и зарычала… Мы оглянулись и ничего не заметили, а в следующую секунду собака накинулась на мужчину, стоящего за деревом. Оторвала мужику карман, и оттуда вывалилась монтировка. Мы отозвали Ратту с большим трудом, и мужик, не сказав ни слова, кинулся бежать. Видимо, что-то нехорошее было у него на уме, и собака почувствовала это.

  Существует мнение, что колли хорошие няньки и великолепно относятся к детям. Честно говоря, наша собака особой любовью к детям не воспылала. Ратте было два года, когда у нас родился ребенок. Появление нового члена семьи Ратта восприняла равнодушно. Маленькому ребенку она разрешала себя гладить, но при первом же удобном случае старалась куда-нибудь скрыться. Когда же дочка подросла и стала командовать собакой, Ратта превращалась в глухое и слепое животное.
  Ребенок мог надорвать голос, подавая команды, собака не реагировала на них никак. Если же собака была на поводке и ребенок подавал команду «Рядом», Ратта приобретала вид побитой собаки: уши в сторону, голова опущена, ноги еле передвигаются. Не выдержав такого издевательства, мы спускали Ратту с поводка, и в благодарность за это она шла рядом с нами шаг в шаг и выполняла любое наше желание, только бы не подчиняться ребенку, который был младше ее как по возрасту, так и по рангу.

  Казалось, что ребенок доставлял ей одни неприятности, и нас поразило, как повела себя наша собака в экстремальной ситуации. Мы шли по улице, Ратта где-то бегала, а трехлетняя Катюша была метрах в тридцати от нас. И вдруг мы увидели, что на нашего ребенка бежит ощетинившаяся овчарка. Мы даже не успели ничего предпринять, но в следующее мгновение увидели, что наперерез ей несется Ратта. До ребенка собаки не долетели метров пять и, сцепившись, клубком покатились по асфальту. Вместе с подбежавшим хозяином овчарки мы еле растащили дерущихся собак. Оказывается, овчарка сорвалась с поводка и хозяин, онемев от ужаса, наблюдал, как она неслась на ребенка, не в силах остановить собаку.

  Еще Ратта очень любила жаловаться, а вернее, ябедничать. Стоило нашему коту или ребенку начать делать что-то недозволенное, как Ратта бежала к нам, лаяла и вела к месту преступления, при этом она выглядела очень довольной, ведь она пресекла недозволенный поступок.

  В 70-80 годы прошлого столетия колли была одной из самых популярных и любимых пород в нашей стране. Хорошая рабочая собака, сильная и смелая, с легкими и быстрыми движениями, она легко находила все новых и новых поклонников. В клубах служебного собаководства за щенками выстраивались многомесячные очереди, многие хотели иметь собаку, похожую на Лесси. Видимо, не последнюю роль в такой популярности сыграл фильм, прошедший на экранах телевизоров. Ведь порода была известна задолго до этого. Колли применялись как санитарные собаки в русской армии еще во время Первой мировой войны, а во время Великой Отечественной колли были на фронте в качестве собак минорозыскной службы, связных, ездовых и санитарных.

  Конечно, колли тех времен, равно как и колли 70-80-х годов прошлого века, очень отличались от колли теперешних. Это были настоящие рабочие собаки – крупные, сильные и выносливые, применявшиеся в самых различных сферах деятельности человека, и это не удивительно, ведь выводили эту породу в Шотландии, в стране с суровым климатом, со снежными заносами, буранами.
   Первоначально это были пастушьи собаки, но вскоре их стали применять как сторожевых и даже охотничьих. Эта поистине универсальная по своим способностям порода создавалась и усовершенствовалась непосредственно в работе. Работа этих собак в Шотландии всегда была связана с риском для жизни, что выработало у этой породы крепкие нервы и быструю реакцию. Полностью преданные своим хозяевам, охотно помогающие им в работе, готовые разделить с ними опасности и невзгоды, колли выполняли колоссальную работу. Они пасли отары, отыскивали засыпанных снегом и заблудившихся овец, а иногда и людей.

  В 1870 году в Англии организовали колли-клуб, который занялся выработкой стандарта этой породы. Под влиянием строгого отбора колли приобрели вид, утвержденный в стандартах тех лет: собака выше среднего роста, сухого крепкого типа сложения, с легкими быстрыми движениями и с длинной шерстью. Смелые, с хорошим нюхом и острым слухом. Выносливые, недоверчивые к посторонним. Тип высшей нервной деятельности сильный – уравновешенный, подвижный, с выраженной оборонительной реакцией в активной форме. Высота в холке для кобелей – 65-69 см,для сук – 60-64 см.

  Наряду с рабочим типом колли был создан и новый выставочный тип шотландских овчарок – собаки-шоу, совершенно отличный от своих далеких прародителей. Этой породой заинтересовались в Америке, Германии и Австралии, где открылись свои клубы колли. Небольшого роста, легкие, очень пушистые – собачки-игрушки быстро стали популярными за рубежом. И настоящие рабочие колли пошли на убыль. В нашей стране уже с 80-х годов прошлого века этот тип колли стал вытеснять с рингов своих крупных рабочих собратьев. Красота пошла вразрез с рабочими качествами. Постепенно колли из разряда служебных переместились в разряд пород-компаньонов, а вскоре и вовсе стали декоративными, утратив свои рабочие качества не в силу интеллекта, а в силу потери физической формы. А жаль.

   В нашей стране мы утратили эту породу, а ведь она немало послужила людям, чтобы вот так легко с ней расстаться. Чего только стоит служба на войне. Вот как характеризовал работу собак породы колли командир одной из воинских частей полковник П.Заводчиков: «Поступившие в вверенную мне часть в 1941 году от населения Ленинграда собаки породы колли оказались исключительно работоспособными и выносливыми в боевой обстановке, восприимчивыми к дрессировке по различным службам.
   Так, собака по кличке Дик в месячный срок был обучен минорозыскной службе, на которой дал блестящие результаты. К концу 1945 года на его личном счету имелось свыше 10500 обнаруженных мин. Он принимал участие в разминировании Ленинграда, Сталинграда, Праги. Спас Павловский дворец за час до взрыва, обнаружив заложенную в фундаменте бомбу с часовым механизмом. Дик был трижды ранен, но дожил до глубокой старости и был похоронен с воинскими почестями».

  На Алтае в овцеводческих хозяйствах колли были незаменимыми помощниками чабанов при выпасе, мойке и стрижке овец. Очень интересный опыт пастьбы пятнистых оленей с помощью колли был накоплен в совхозе пантового оленеводства. Приручение пятнистых оленей к собакам вообще очень сложно, но в Приморском крае – на родине пятнистого оленя – в условиях сильно пересеченной местности без собак не обойтись. Овчарки пугали и кусали животных, и только колли подошли для этой работы. Колли активно работали по следу, отыскивали животных и при этом никогда не кусали оленей. Благодаря именно колли появилась возможность перевести оленей на свободное пастбищное содержание, что значительно повысило продуктивность оленей.

   Ратта во время отдыха в деревне впервые увидела стадо коров. Животные разбрелись по полю, часть из них разбежалась по окрестным лесам, пастухи все в мыле, пытались хоть как-то объединить разбежавшихся коров. И вдруг наша городская собака стала помогать пастухам. Она забегала в лес, и лаем выгоняла коров в поле, видимо, в Ратте проснулся инстинкт ее далеких предков. Пастухи были поражены такой работой. Пока мы жили в деревне, Ратта не раз помогала им в работе и стала настоящей знаменитостью. И вот в конце нашего отпуска к нам пришли пастухи и стали умолять продать им собаку за любые деньги. Разумеется, они ушли ни с чем, но все же в благодарность за Раттину работу преподнесли нам тушу теленка в подарок.

Собаковод, участник войны А. Балин, заводя щенка колли, сказал: «Меня с поля боя, тяжело раненного, вывезли колли, и я дал себе слово: если останусь жив, заведу себе собаку». С тех пор он не расстается с этой породой. «Много интересного можно рассказать о подшефных мне колли, скажу только о первом моем друге Анчаре. Он спас нашу семью, боролся полтора часа с бандитами, погиб, но в дом их не пустил».

Но, видимо, скоро уж не останется людей, кто помнит настоящих рабочих колли старых кровей. Как-то, отдыхая в Вологодской области, мы смеялись над произошедшим там случаем. Ратта любила выходить на речку и сидеть на высоком берегу. И вот как-то по реке проплывали байдарочники. Девочка увидела Ратту и стала кричать: «Мама, посмотри, ведь это колли». На что мать ответила: «Ну что ты, откуда здесь колли, похожа, конечно, ну там морда, уши». Теперь, наверно, увидев настоящую шотландскую овчарку, многие тоже скажут эти слова: «Разве это колли, похожа, конечно…»

Когда от старости умерла наша Ратта, мы уже не смогли найти подобной собаки…

Недавно к нам приезжали гости, а вместе с ними уже старый роскошный колли, тех настоящих шотландских кровей. У нас екнуло сердце. Может, завести вновь… Но на выставках, в клубах, на улице – мелкие декоративные собачки, не то колли, не то шелти… Нет, я бы не хотела иметь такую собаку.


Вы здесь » ЗООМИР и не только о нем » Овчарки » Колли.